ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-990/2022 от 25.10.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-990/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 25 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В,

судей Белоногого А.В. и Шулиной И.А,

при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-43/2022 по апелляционному представлению Северо-Западного транспортного прокурора и апелляционной жалобе Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 июня 2022 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Северо-Западного транспортного прокурора, обратившегося в защиту неопределённого круга лиц, о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года № 1165 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге»,

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного истца ФИО1, настаивавшей на доводах апелляционного представления, представителя административного ответчика ФИО2, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы Правительства Санкт-Петербурга, представителя заинтересованного лица, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО3, поддержавшей позицию административного ответчика, судебная коллегия

установила:

Правительством Санкт-Петербурга 18 сентября 2007 года принято постановление № 1165 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге», которым утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге (далее Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге).

Данное постановление опубликовано в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга, № 10 от 29 октября 2007 года (том 1, л.д.41-43).

В указанное постановление неоднократно вносились изменения постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года № 1565, от 29 октября 2012 года № 1152, от 29 апреля 2013 года № 295, от 2 ноября 2015 года № 987, от 20 мая 2016 года № 383, от 12 декабря 2017 года № 1029, от 13 марта 2018 года № 176, от 19 ноября 2018 года № 873, от 22 октября 2019 года № 738, от 20 сентября 2021 года № 688, от 3 ноября 2021 года № 836.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 октября 2012 года № 1152 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года № 1165» раздел 2 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) 21 ноября 2012 года и вступило в силу с указанной даты (том 1, л.д.44).

Пунктом 2.3.15 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге в редакции указанного постановления установлено, что запрещается плавание на маломерных судах по отдельным водным объектам Санкт-Петербурга без радиостанции речного диапазона. Радиостанция должна быть постоянно включена на пятом канале УКВ-диапазона.

Северо-Западный транспортный прокурор, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором, с учётом уточнений в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2.3.15 Правил.

Административный истец ссылался на несоответствие указанной нормы пунктам 1, 2, 4-6 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации, подпункту «б» пункта 16 приказа МЧС России от 6 июля 2020 года № 487, а также указал, что Правительством Российской Федерации 16 апреля 2022 года издано распоряжение № 901-р, согласно которому в раздел II Перечня внутренних водных путей Российской Федерации включены реки Фонтанка, Мойка и Ждановка, канал ФИО4, ФИО5 канал, Зимняя Канавка и Кронверкский пролив, что исключает правовое регулирование в отношении указанных водных объектов из компетенции Правительства Санкт-Петербурга (том 4, л.д.106-107).

Административный истец указал, что Правительство Санкт-Петербурга оспариваемым в части нормативным правовым актом осуществило правовое регулирование водных отношений в части, уже урегулированной федеральным законодателем, в связи с чем вышло за пределы предоставленных полномочий.

Кроме того истец сослался на подпункт «б» пункта 16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС России от 6 июля 2020 года № 487, которым установлено, что судоводитель или иное лицо, управляющее маломерным судном, обязаны проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащённость необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 33.

Также истец указал на то, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19 утверждены Правила плавания судов по внутренним водным путям, главой VII которых предусмотрены порядок и условия применения на судах УКВ радиосвязи; полномочия по регулированию судоходства по внутренним водным путям в порядке пункта 7 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Правительству Санкт-Петербурга не передавались (том 1, л.д.1-5, том 3, л.д.217-220, том 4, л.д.106-107).

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично: суд признал не действующим пункт 2.3.15 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге в той мере, в которой его действие распространяется на отдельные водные объекты Санкт-Петербурга, указанные в приложении №1 к Правилам пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге, включённые в раздел II Перечня внутренних водных путей Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 901-р, со дня вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе Правительство Санкт-Петербурга просит решение суда отменить в части удовлетворённых требований, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме (том 4, л.д.159-165). Податель жалобы ссылается на то, что судом не учтена преюдициальность решения Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2018 года по административному делу №3а-126/2018 и неверно истолкованы нормы материального права.

В апелляционном представлении Северо-Западный транспортный прокурор просит изменить решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 июня 2022 года, удовлетворить административное исковое заявление в полном объёме (том 4, л.д.173-178).

На апелляционное представление представлены возражения от Правительства Санкт-Петербурга, МЧС России.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, возражений на апелляционное представление, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 59 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.

По вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 данного закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3).

То есть, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу (пункт 2 статьи 2).

На основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (пункт 6 статьи 2).

Статьями 24 и 25 Водного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.

Согласно пункту 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 июня 2016 года принят Закон Санкт-Петербурга №455-88 «Экологический кодекс Санкт-Петербурга», подписанный Губернатором Санкт-Петербурга 18 июля 2016 года (далее Экологический кодекс Санкт-Петербурга).

Данный закон Санкт-Петербурга регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также водных отношений на территории Санкт-Петербурга.

Статьёй 2 Экологического кодекса Санкт-Петербурга установлено, что законодательство Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и водных отношений состоит из данного Кодекса и иных законов Санкт-Петербурга, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды и водных отношений, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Законы Санкт-Петербурга, регулирующие правоотношения в области охраны окружающей среды и водных отношений, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречия между настоящим Кодексом и иным законом Санкт-Петербурга, регулирующим правоотношения в области охраны окружающей среды и водных отношений, применяется настоящий Кодекс.

Статья 4 Экологического кодекса Санкт-Петербурга закрепляет полномочия Правительства Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и водных отношений на территории Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 9 этой статьи, в области водных отношений Правительство Санкт-Петербурга осуществляет, среди прочего, следующие полномочия:

разработка и принятие нормативных правовых актов в области водных отношений в пределах своей компетенции (подпункт 1);

владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, в установленном порядке (подпункт 2);

определение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющих в Санкт-Петербурге переданные Российской Федерацией полномочия в области водных отношений (подпункт 3);

разработка, утверждение и реализация в установленном порядке программ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Санкт-Петербурга (подпункт 6);

утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах (подпункт 9);

утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах (подпункт 10);

утверждение правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд (подпункт 11).

Пунктом 10 этой же статьи установлено, что Правительство Санкт-Петербурга может осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и водных отношений.

В пределах указанных федеральных дискреционных полномочий в их интерпретации с нормами регионального законодательства Правительством Санкт-Петербурга 18 сентября 2007 года принято постановление №1165, пунктом 1 которого утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге (далее Правила).

Проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие изложенным выше нормативным требованиям; учитывая преюдициальное значение решения Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2018 года по административному делу №3а-126/2018 в части обстоятельств, связанных с проверкой соблюдения процедуры принятия и введения в действие оспариваемого нормативного акта; суд пришёл к правильному выводу, что оспариваемое постановление от 18 сентября 2007 года № 1165, а также постановление от 29 октября 2012 года №1152, которым в оспариваемое постановление внесены изменения, приняты с соблюдением предусмотренной процедуры, опубликованы в установленном порядке.

Пунктами 1.1, 1.2 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге установлено, что данные Правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 29 июня 2016 года № 455-88 «Экологический кодекс Санкт-Петербурга» и устанавливают единый порядок пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в границах Санкт-Петербурга; являются обязательными для физических и юридических лиц.

Пунктом 1.3 Правил регламентировано, что под маломерным судном в указанных Правилах понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12. Аналогичные критерии определены в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Перечень отдельных водных объектов, на которые распространяет свое действие оспариваемый пункт 2.3.15, содержится в приложении №1 к Правилам, включает в себя в действующей редакции: Адмиралтейский канал, Бумажный канал, Дудергофский канал, Зимнюю канавку, Ижорский пруд, Канал ФИО4, Кронверкский пролив, Кронверкский проток, ФИО5 канал, Лахтинский разлив, Лебяжью канавку, ФИО6 канал, Ново-Адмиралтейский канал, Обводный канал, Озеро Разлив, Реки Волковку, Екатерингофку, Ждановку, Карповку, Крестовку, Мойку, Монастырку, Оккервиль, Охту, Пряжку, Славянку, Смоленку, Таракановку, Фонтанку, Черную речку (от Коломяжского моста до р. Б. Невка), Шкиперский канал.

Статьёй 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено понятие внутренних водных путей Российской Федерации – это пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.

Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации и является исчерпывающим.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р утверждён Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в который включён ряд водных объектов Санкт-Петербурга.

Отдельные водные объекты Санкт-Петербурга, предусмотренные в приложении №1 к оспариваемым Правилам, на период введения в действие оспариваемой нормы не относились к внутренним водным путям Российской Федерации.

Согласно пункту 3 примечания указанных Правил, на акватории р. Невы выше по течению нижней кромки Благовещенского моста, р. М. Невы, р. М. Невки, р. Б. Невки, р. Ср. Невки, входящих в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р, действуют Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Правила плавания судов по внутренним водным путям, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19, Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 235.

Статьёй 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации регламентировано, что данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Исходя из положений статей 2, 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по осуществлению правового регулирования в области внутреннего водного транспорта.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19 утверждены Правила плавания судов по внутренним водным путям, которые устанавливают порядок плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации.

С учётом изложенного выше регулирования, судом первой инстанции сформулирован правильный вывод, что правовое регулирование отношений, связанных с плаванием судов в бассейнах внутренних водных путей, осуществлено федеральным законодателем, в том числе в Правилах плавания судов по внутренним водным путям, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19, который не содержит каких-либо исключений для маломерных судов, в том числе используемых в некоммерческих целях, и применяется к ним, что прямо следует из содержания пункта 3 примечания к оспариваемым Правилам, а также подпункта «а» пункта 16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 6 июля 2020 года № 487.

Таким образом, Правила плавания судов по внутренним водным путям, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19, применяются в отношении всех маломерных судов, плавающих по внутренним водным путям, независимо от того, используются они в целях судоходства или в некоммерческих целях.

Правоотношения, урегулированные Правилами плавания судов по внутренним водным путям и Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге, имеют смежный характер, а ряд норм этих правил схожи по своему правовому регулированию. При этом наличие правил плавания судов по внутренним водным путям не умаляет право регионального законодателя регулировать правила водопользования.

Однако следует иметь ввиду, что субъект Российской Федерации не наделён правом устанавливать правила водопользования в отношении маломерных судов некоммерческого использования, плавающих на внутренних водных путях, по которым осуществляется судоходство, отличные от тех, которые установлены компетентным федеральным органом исполнительной власти в области судоходства. Иное толкование приведёт к неопределённости правоприменения в отношении маломерных судов в зависимости от их использования, что недопустимо.

Вместе с тем, исходя из пунктов 65, 66 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19, самоходные суда должны быть оснащены установками УКВ радиосвязи, позволяющими осуществлять УКВ радиосвязь с другими судами и береговыми службами на ВВП. Судовые установки УКВ радиосвязи должны быть постоянно включены и обеспечивать надёжную связь во время движения, маневрирования судна и при стоянке судна на якоре и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования судоводителями взаимных действий. Запрещается использование для других целей каналов УКВ радиосвязи, предназначенных для передачи сообщений о бедствии, безопасности судоходства, срочных сообщений, согласования взаимных действий судоводителей и обмена с береговыми службами в части организации движения судов.

Таким образом, суд, установив, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 901-р в раздел II Перечня внутренних водных путей Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р, включены реки Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал ФИО4, ФИО5 канал, Зимняя Канавка, Кронверкский пролив в указанных в данном распоряжении границах, пришёл к правильному выводу, что содержание оспариваемой нормы в той мере, в которой её действие распространяется на отдельные водные объекты Санкт-Петербурга, указанные в приложении №1 к оспариваемым Правилам, включённые в раздел II Перечня внутренних водных путей Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 901-р, не отвечает принципу правовой определённости, допускает неоднозначное и неясное толкование правового регулирования, поскольку устанавливает иные требования в отношении оборудования маломерных судов установками УКВ радиосвязи, отличные от установленных федеральным органом исполнительной власти.

В таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении судом административного искового заявления в указанной части признаётся правильным.

Частью 4 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации регламентировано, что на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 6, пунктами 1, 2 части 1, частями 2 и 3 статьи 41 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что на водных объектах общего пользования может быть запрещено использование маломерных судов, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновения иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера водопользование может быть приостановлено или ограничено нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

Из указанных норм следует, что запрет использования маломерных судов на водных объектах общего пользования может быть установлен субъектом Российской Федерации, в том числе и запрет плавания на маломерных судах по отдельным водным объектам Санкт-Петербурга, не относящимся к внутренним водным путям, без установок УКВ радиосвязи; к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение перечня водных объектов, где пользование водными объектами для плавания на маломерных судах некоммерческого использования запрещено, ограничено или приостановлено.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 25 апреля 2019 года № 877-О, норма статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, действуя во взаимосвязи с иными его положениями, в том числе статьёй 41 «Приостановление или ограничение водопользования», предусматривает возможность запрета органами государственной власти субъектов Российской Федерации использования маломерных судов на водных объектах общего пользования в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека.

Обосновывая необходимость введения данного запрета, представитель административного ответчика ссылался на необходимость обеспечения безопасности плавания, обусловленной наличием сложных участков отдельных водных объектов Санкт-Петербурга, где маломерное судно в узкостях, при подходе к мостам, при отсутствии визуальной видимости встречных судов, может предпринять своевременные действия для предупреждения столкновения на основании информации, полученной по УКВ радиостанции.

В подтверждение данных обстоятельств представлено письмо Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга от 24 января 2022 года № 02-ВР, а также письмо ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 19 января 2022 года, из которых следует, что на некоторых водных объектах города осуществляется интенсивное судоходство; по своим характеристикам некоторые водные объекты города имеют скрытые повороты и узкие места, в которых отсутствие согласования маневров судов судоводителями, а также согласования очередности прохода мостов может привести к их столкновению (том 3, л.д.204, 205).

Судом первой инстанции, с учётом установленных обстоятельств, правильно сформулирован вывод, что оспариваемая норма применительно к отдельным водным объектам Санкт-Петербурга, не относящимся к внутренним водным путям Российской Федерации, не введена произвольно. Введение оспариваемого правового регулирования обусловлено необходимостью обеспечения безопасности плавания на отдельных водных объектах Санкт-Петербурга, исключения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Установление оспариваемым пунктом Правил запрета плавания на маломерных судах по отдельным водным объектам Санкт-Петербурга, не относящимся к внутренним водным путям Российской Федерации, без установки УКВ радиосвязи направлено на проведение единой государственной политики в сфере водных отношений. Осуществлённое нормативное регулирование согласуется с подпунктом «а» пункта 16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС России от 6 июля 2020 года № 487, согласно которым судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны выполнять требования настоящих Правил, Правил плавания судов по внутренним водным путям, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19, Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море от 20 октября 1972 года, обязательных постановлений в морском порту, Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 58, с изменениями, внесёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2015 года № 189, правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемых в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды.

Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждёнными приказом МЧС России от 6 июля 2020 года № 487, установлен порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании, который распространяется на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

Согласно подпункту «б» пункта 16 данных Правил, судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащённость необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 33, разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов обеспечения свободного перемещения маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В силу пункта 4 регламента, указанный Технический регламент регулирует отношения, связанные с выпуском в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, а также связанных с требованиями к ним процессов проектирования, строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации, а не водные отношения.

Из отзыва МЧС России следует, что исходя из буквального толкования пункта 2.3.15 Правил пользования водными объектами, лица, управляющие маломерными судами, для реализации указанной нормы вправе использовать носимые УКВ-радиостанции, не внося каких-либо изменений в конструкцию судна, предусмотренную производителем (том 4, л.д.90-92). Аналогичная позиция изложена в письме заместителя Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО7 от 28 марта 2022 года № 43-1742-29, направленном в адрес Северо-Западного транспортного прокурора (том 4, л.д.72-73).

Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге, как верно указал суд, не содержат требований по оснащению маломерных судов радиостанцией, как обязательным к установке стационарным оборудованием, а запрещают плавание по отдельным водным объектам Санкт-Петербурга без радиостанции УКВ связи.

Правильно признан несостоятельным довод административного истца о том, что по отдельным водным объектам, предусмотренным приложением № 1 к оспариваемым Правилам, не отнесённым к внутренним водным путям в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 901-р, плавание маломерных судов фактически не осуществляется.

Данный довод не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений Правил в части, распространяемой на отдельные водные объекты Санкт-Петербурга, не относящиеся к внутренним водным путям Российской Федерации, актам, имеющим большую юридическую силу.

Довод представителя административного истца в заседании суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемая норма ограничивает судовладельцев в использовании радиостанции морского диапазона, основан на ошибочном понимании технических характеристик такой радиостанции, способной работать на УКВ-связи, в том числе и речного диапазона.

Поскольку доводы истца о несоответствии оспариваемой нормы в части, устанавливающей запрет плавания на маломерных судах по отдельным водным объектам Санкт-Петербурга, не относящимся к внутренним водным путям Российской Федерации, без радиостанции УКВ связи, нормам, имеющим большую юридическую силу, не нашли своего подтверждения, в удовлетворении требований в данной части судом отказано верно.

Довод апелляционной жалобы Правительства Санкт-Петербурга со ссылкой на преюдициальное значение решения Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2018 года по административному делу №3а-126/2018 несостоятелен, поскольку суд первой инстанции не пришёл к противоположным выводам, изложенным в данном судебном акте.

Ссылка в апелляционной жалобе Правительства Санкт-Петербурга на то, что оспариваемый пункт 2.3.15 Правил связан с условиями плавания судов на водных объектах Санкт-Петербурга, а наличие радиостанции не является обязательным требованием к маломерному суду, правильность выводов суда первой инстанции не опровергает.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Северо-Западного транспортного прокурора и апелляционную жалобу Правительства Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: