Судья Нахаев И.Н. №33а-3797/2020
№ 9а-110/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2020 года г. Смоленск
Судья судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда Штейнле А.Л., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал по частной жалобе ФИО2 на определение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 28 октября 2020 г.,
установил:
ФИО2 обратилась в Гагаринский районный суд Смоленской области с административным иском к Управлению Росреестра по Смоленской области и Межмуниципальному Гагаринскому отделу Управления Росреестра по Смоленской области о возложении обязанности снять приостановление государственной регистрации и зарегистрировать переход права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ... на ее сына ФИО1 по договору дарения.
Определением судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 28 октября 2020 г. административное исковое заявление возвращено заявителю в связи с его неподсудностью и разъяснено право на обращение с данным административным иском в Промышленный районный суд г. Смоленска.
В частной жалобе ФИО2 просит отменить указанное определение в связи с неправильным применением судом норм права.
В силу положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба рассмотрена в апелляционном порядке судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, судья судебной коллегии приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
При этом, в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
В силу ч. 2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.
Согласно п. 1 «Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 г. № 180, Управления Росреестра Российской Федерации, включая Управление Росреестра по Смоленской области, являются территориальными органами данного федерального органа исполнительной власти. Межмуниципальные отделы Управления Росреестра Смоленской области – его структурными подразделениями. Таким образом, компетенция Управления Росреестра по Смоленской области распространяется на всю территорию Смоленской области. по этой причине правовое значение при определении территориальной подсудности применительно к названным нормам процессуального закона имеет территория, где наступают правовые последствия совершаемых административными ответчиками действий.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости предъявления административного искового заявления по месту расположения объекта недвижимого имущества, по адресу: <...>, в отношении которого подлежит государственная регистрация прав, на территорию которого распространяются полномочия территориального органа Управления Росреестра по Смоленской области, поскольку в данном месте возникли правовые последствия совершенных административными ответчиками оспариваемых действий и, которое к юрисдикции Гагаринского районного суда Смоленской области не относится.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Место жительства административного истца, которое определяется с учетом его государственной регистрации – ... также не относится к юрисдикции Гагаринского районного суда Смоленской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возврате административного иска ФИО2, как неподсудного Гагаринскому районному суду Смоленской области.
Довод частной жалобы о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 КАС РФ административный иск может быть подан по месту нахождения территориального органа, который расположен в г. Гагарине Смоленской области является ошибочным, поскольку, как указано выше, территориальным органом федерального органа исполнительной власти является Управление Росреестра по Смоленской области, расположенное в г.Смоленске, а в г. Гагарине находится межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Смоленской области, которое является лишь структурным подразделением Управления. Следовательно, исходя из положений ч. 2 ст. 24 КАС РФ, административное исковое заявление не пожжет быть подано по месту нахождения структурного подразделения территориального органа исполнительной власти.
Определение суда не противоречит нормам права, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 313, 315-317 КАС РФ, судья Смоленского областного суда
определил:
определение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 28 октября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья А.Л. Штейнле