ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 9А-266/2022 от 21.06.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Аксенова Е.Г. Дело № 9а-266/2022

№33а-2650/2022

43RS0017-01-2022-001113-21

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Киров 21 июня 2022 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

рассмотрев частную жалобу Евсюниной Н.О.

на определение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 21 апреля 2022г. о возвращении административного искового заявления Евсюниной Н.О. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области о признании незаконным решения от 16 августа 2021г. № 1574 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

Евсюнина Н.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 7 по Кировской области) о признании незаконным решения от 16 августа 2021г. № 1574 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа, начислении недоимки, пени.

Определением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 21 апреля 2022г. административное исковое заявление возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Определение мотивировано тем, что рассмотрение иска не относится к подсудности Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области, поскольку данный спор относится к компетенции Арбитражного суда Кировской области и подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В частной жалобе Евсюнина Н.О. просит определение судьи отменить, административное исковое заявление принять к производству суда, полагая, что рассматриваемый спор подсуден суду общей юрисдикции, поскольку обжалуемое решение не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив представленные материалы, суд апелляционной инстанции считает, что требования административного истца подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, вывод судьи об обратном основан на неверном толковании норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 142 Налогового кодекса Российской Федерации жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

В порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1). Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2).

Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Таким образом, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны следовать порядку, регламентированному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а организации и индивидуальные предприниматели - порядку, установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

При определении подведомственности заявленного спора правовое значение имеет статус Евсюниной Н.О., в котором оспариваемым решением она привлечена к налоговой ответственности.

Как следует из материалов, выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2017г. по 31 декабря 2019г. проведена в отношении Евсюниной Н.О. как физического лица.

Решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области от 16 августа 2021г. № 1574 о привлечении к налоговой ответственности по результатам указанной проверки принято в отношении Евсюниной Н.О. как физического лица.

Поскольку оспаривается ненормативный акт налогового органа, связанный с осуществлением данным органом действий, носящих публично-властный характер, которым административный истец привлечен к налоговой ответственности как физическое лицо, настоящий спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции.

С учетом изложенного, обжалуемое определение судьи не может быть признано законным, подлежит отмене, а материал направлению в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 21 апреля 2022г. отменить.

Материал по административному исковому заявлению Евсюниной Н.О. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области о признании незаконным решения от 16 августа 2021г. № 1574 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения направить в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

О.Н. Сметанина

Определение29.06.2022