Дело №a-12067/2023 Судья: Тараканова О.С.
Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2023 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Магденко А.В.,
судей: Онориной Н.Е., Тропыневой Н.М.,
при ведении протокола помощником судьи Лошкаревой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обского Бассейнового водного управления, заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов на решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску публичного акционерного общества «Челябинский завод профилированного стального настила», акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» к Федеральному агентству водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление, отделу водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления о признании ненормативного правового акта недействующим в части, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Магденко А.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, мнение участников процесса,
установила:
публичное акционерное общество «Челябинский завод профилированного стального настила» (далее - ПАО «ЧЗПСН-Профнастил») обратилось в суд с административным иском к Федеральному агентству водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление, отделу водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления, в котором с учетом уточнения просило:
признать незаконным бездействие Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление, выразившееся в не приведении в соответствие с заявленными Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод, Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна <данные изъяты> (далее - СКИОВО), утвержденную приказом Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление № от ДД.ММ.ГГГГ;
возложить обязанность на Федеральное агентство водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление совершить действия по приведению в соответствие с запрошенными Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод <адрес> за периоды ДД.ММ.ГГГГ годов, СКИОВО бассейна <данные изъяты>, утвержденную приказом Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление № от ДД.ММ.ГГГГ, в части определения объемов по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ<адрес> (л.д. 68-69 том 4).
В обосновании иска указано на то, что письмом Министерства промышленности ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» отказано в предоставлении водного объекта Первое озеро в пользование с целью сброса сточных вод по заявленному объему на основании того, что разрешенный объем сброса сточных вод, установленный СКИОВО по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ (<адрес><адрес>) предоставлен в полном объеме, а следовательно, с учетом заявленных параметров водопользования, установленный объем будет превышен. По водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ параметры в ДД.ММ.ГГГГ году установлены в объеме 33,10 млн. куб.м/год на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№. Полагает, что данный объем рассчитан не верно, допущена техническая ошибка, в связи с чем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ года, был изменен до 309 930 тыс. куб.м./год. Таким образом, ошибка произошла в меньшую сторону на 276 830 тыс. куб.м./год. Указывает, что данную техническую ошибку, допущенную в СКИОВО в ДД.ММ.ГГГГ году, исправляли по многим водохозяйственным участкам. В ДД.ММ.ГГГГ году параметры водопользования по участку ДД.ММ.ГГГГ вновь автоматически уменьшился на 276 830 тыс. куб.м./год. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ обществу и иным промышленным предприятиям отказывают в предоставлении сброса сточных вод по причине того, что определенные приказом от ДД.ММ.ГГГГ н. № объемы исчерпаны. Ссылается на утверждение ответчика о том, чтобы исправить техническую ошибку, допущенную ДД.ММ.ГГГГ по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ необходимо провести работы по установлению заявленного объема, окончание таких работ предполагается к концу ДД.ММ.ГГГГ годов. О том, как должны действовать промышленные предприятия в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, разъяснений не дано. Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> сообщило Нижне-Обскому Бассейновому водному управлению о необходимости корректировки СКИОВО по всем ведомственным участкам. Полагает, что данным письмом подтверждается, что параметры по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ не изменились ДД.ММ.ГГГГ года и составляют 309 930 тыс. куб.м./год. Самостоятельно ответчик исправить техническую ошибку на переходный период отказывается, ссылаясь на запрет прокуратуры. Указывает, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ аналогичная ошибка по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ «Тобол от истока до впадения <адрес>» исправлена путем внесения изменений в приказ непосредственно Нижне-Обским Бассейновым водным управлением. Ссылается на то, что ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» не имеет возможности остановить работу очистных сооружений, на протяжении ДД.ММ.ГГГГ годов производится прием от абонентов сточных вод, их очистка и сброс. В случае остановки очистных сооружений последуют затопления земельных участков и имущества граждан и предприятий, в свою очередь сточные воды не очищенные будут поступать в водоемы. В связи с отсутствием разрешения на сброс сточных вод Общество неоднократно привлекается к административной ответственности.
В уточнении к иску (от ДД.ММ.ГГГГ) указано о том, что в ходе рассмотрения заявления ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» о признании СКИОВО не действующим в части ответчиком издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым внесены изменения в Схему в объеме и части, оспариваемые истцом. Однако, изданный приказ устраняет нарушения прав истца в части, так как распространяет свое действие с момента его издания и не распространяет свое действие ретроспективно на ДД.ММ.ГГГГ и части ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что устранение допущенного нарушения позволит юридическому лицу защитить свои права в части предъявления к нему требований в рамках административного и уголовного судопроизводства за периоды ДД.ММ.ГГГГ годов и не позволит привести Общество к необоснованным убыткам, которые имеют место возникнуть, в связи с оплатой за негативное воздействие по сбросам с повышающим коэффициентом в размере 25, в связи с отсутствием разрешения на сброс. Указывает, что запрошенные объемы Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> начиная ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время являются неизменными. Приказами от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ объемы были изменены, основываясь на данных, представленных Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес>, также были приведены в соответствие объемы в СКИОВО. Иных действий по изменению и приведению в соответствие с фактическими запросами лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод, ни Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес>, ни Федеральным агентством водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление не предпринималось до окончания действия срока уточнений Схемы по ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени.
Акционерное общество «Русатом Инфраструктурные решения» (далее – АО «РИР») обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Федеральному агентству водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление, отделу водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления, в котором просило:
признать недействительными нормы Таблиц 2.3, 2.6, 3.1 Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» СКИОВО <адрес>, утвержденной приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции приказов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в части установления лимитов на сброс сточных вод по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ<адрес>;
признать незаконным бездействие по невнесению изменений в Таблицы 2.3, 2.6, 3.1 Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» СКИОВО бассейна <адрес>, утвержденной приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции приказов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в части установления лимитов на сброс сточных вод по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ<адрес>;
возложить обязанность устранить допущенные нарушения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (л.д. 3-13 том 1 дело №).
В обосновании доводов административного иска указано на то, что приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена СКИОВО бассейна реки Иртыш. Приказами Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в части изменения срока действия Схемы, а также лимитов и квот на забор воды и сброса сточных вод в <адрес><адрес>. Схема, а также приказы о ее утверждении и изменения опубликованы посредством размещения их на официальном интернет-сайте Нижне-Обского бассейнового водного управления, информации об опубликовании в официальных источниках информации отсутствует, дата опубликования – не известна. ДД.ММ.ГГГГ АО «РИР» приобрело у ПАО «Фортум» на основании договора купли-продажи недвижимости и иных объектов Аргаяшской ТЭЦ ДД.ММ.ГГГГ – <адрес>, которая осуществляет забор воды из <адрес> которое является водоемом-охладителем, ввиду чего, эксплуатация Аргаяшской ТЭЦ без данного водоема невозможна. Объем сброса сточных вод составляет ориентировочно 257 164,51 тыс. м3/год. В целях оформления прав пользования водными объектами для эксплуатации <адрес> обращалось в <адрес>, где: ДД.ММ.ГГГГ выдано решение о предоставлении водного объекта (<адрес>) в пользование, для сброса сточных вод, объем сброса – выпуск № установлен в размере 302 064 м3/год, срок водопользования – с даты регистрации решения в государственном водном объекте по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ выдано решение о предоставлении водного объекта (<адрес>) в пользование для сброса сточных вод, с объемом сброса – 4745 м3/год, срок водопользования установлен с даты регистрации решения в государственном органе по ДД.ММ.ГГГГ. Действие решений в последующем было прекращено на основании решений от ДД.ММ.ГГГГ. В целях оформления прав пользования водными объектами АО «РИР» обратилось в <адрес> с заявлениями о предоставлении водных объектов (<адрес><адрес>) в пользование для целей сброса сточных вод. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении водного объекта или его части, поскольку использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ, разъяснено, что отказ в предоставлении водных объектов обусловлен приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, где СКИОВО бассейнов реки Иртыш устанавливает разрешенные объемы сброса сточных вод по водохозяйственному участку №<адрес> которые в настоящее время полностью предоставлены иным водопользователям. Предоставление водного объекта повлечет превышение установленного Схемой объема сброса. Считает, что отказ в предоставлении водных объектов в пользование для целей сброса сточных вод препятствует утверждению нормативов допустимых сбросов в водный объект, что следует из писем - Обского бассейнового водного управления от 10 июня и ДД.ММ.ГГГГ. Это влечет обязанность по внесению платы за пользование водным объектом и сброс загрязняющих веществ в увеличенном размере, является основанием для привлечения к административной ответственности. По результатам неоднократных обращений сообщено, что требования АО «РИР» учтены в полном объеме в проекте изменений по водохозяйственному участку ДД.ММ.ГГГГ<адрес> запланировано увеличение лимитов сброса сточных вод до 560 млн. м3/год в ДД.ММ.ГГГГ года, чего сделано не было. Полагает, что при определении лимитов на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод Нижне-Обское бассейновое водное управление должно руководствоваться водохозяйственными балансами водных объектов, которые должны учитывать сведения о фактическом водопользовании, получаемые из водного реестра, результатов научно-исследовательских работ и иных источников информации. Указывает, что согласно разделу 3 Книги 5 Схемы по водохозяйственному участку № Теча установлены показатели для сточных вод: 41,50 млн.мДД.ММ.ГГГГ год, 45,70 млн.мДД.ММ.ГГГГ год, 50,30 млн.мДД.ММ.ГГГГ год, однако объемы сброса сточных вод в размере 250-300 млн.м3 / год Аргаяшской ТЭЦ учтены не были. Считает, что о несоответствии установленных лимитов фактическим объемам отведения сточных вод <адрес> административные ответчики знали, как при установлении лимитов (Книга 1), так и в дальнейшем (сведения ГВР), а также о том, что система Аргаяшской ТЭЦ носит повторно-последовательный характер (Книга 1), предполагающий возврат ранее изъятых и использованных водных ресурсов (сброс сточных вод) обратно в водные объекты, что свидетельствует о невозможности прекращения сброса сточных вод, как неотъемлемой части технологического процесса ТЭЦ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по искам ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР» объединены в одно производство (л.д. 226-230 том 1).
Также определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес>, Федеральное агентство водных ресурсов (л.д. 2 том 1).
Определениям суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Генеральная прокуратура Российской Федерации и прокуратура <адрес> (л.д. 168-171 том 1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме из числа заинтересованных лиц исключена прокуратура <адрес> (л.д. 224-255 том 1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГУП «Маяк», ООО «Тайгинский ГОК», ООО «Санаторий Сунгуль», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина», АО «Кыштымское машиностроительное объединение», АО «Трансэнерго», ООО «ЭРИДА», ООО «ЗКС», ПАО «ЧМК», Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства, ООО «Русский Кварц», АО «МАУКСКИЙ Р.», ООО «ПКЗ «Дубровский», ФКУЗ «Санаторий «Лесное Озеро», ИП Новожилов С. В., ООО «Дом Отдыха «Звездный», ФГУП «ПСЗ», МКП «Энергетик», ЧУ БО «Лесная сказка» ПАО «ЧТПЗ», ООО МЦМИР «К. У.» (л.д. 203-203л том 3).
Решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворено частично. Суд возложил обязанность на Федеральное агентство водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление совершить действия по приведению в соответствие СКИОВО бассейна реки Иртыш, утвержденной приказом Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления объемов лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод <адрес> по водохозяйственным участкам: №<адрес>, №<адрес> за периоды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с запрошенными за указанные периоды Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитами и квотами. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обского Бассейнового водного управления, просит решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворенных судом требований административного иска к Федеральному агентству водных ресурсов Нижне-Обское Бассейнового водного управления, в остальной части оставить решение без изменения.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что вопреки выводам суда в соответствии с нормами водного законодательства правовое поле измененных в установленном порядке материалов СКИОВО, включая лимиты квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод может быть реализовано только в отношении фактических и перспективных потребностей и не может регулировать отношения истекшего периода. В связи с чем считают удовлетворенные требования в решении суда в отношении административного ответчика не могут быть исполнены в связи с их несоответствием требованиям водного законодательства.
Кроме того, не согласившись с постановленным по делу решением, представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворенных судом требований административного иска к Федеральному агентству водных ресурсов Нижне-Обское Бассейнового водного управления, в остальной части оставить решение без изменения.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что по мнению Росводресурсов обжалуемый в части акт не соответствует требованиям действующего законодательства, решение не законном и не обоснованно. Водный кодекс РФ, Правила № и Методические указания № не предусматривают возможности приданию приказам Росводресурсов об утверждении СКИОВО, а равно и приказам о внесении изменений в СКИОВО, обратной силы. Действие приказов об утверждении СКИОВО, внесении изменений в СКИОВО, распространено на правоотношения, которые могли возникнуть только на период после вступления их в силу и не могут предусматривать возможности их применения за прошедшие периоды времени. Выводы суда об обратном основаны на неправильном истолковании закона, подлежащего применению по настоящему делу. Ссылка суда первой инстанции на необоснованную отмену приказа Нижне-Обского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ№ несостоятельна, данный приказ не являлся предметом спора. Считают, что суд первой инстанции необоснованно и незаконно вышел за предмет исковых требований удовлетворяя требования ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» в части возложения обязанности совершить действия по приведению СКИОВО в части установления объемов лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод <адрес> по водохозяйственному участку № за периоды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в соответствии с запрошенными за указанные периоды Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитами и квотами. Между тем, ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР» с указанными требованиями в отношении водохозяйственного участка №<адрес> не выступали.
Административным истцом АО «РИР» представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором административный истец полагает доводы жалоб необоснованными, а решение законным и не подлежащим отмене.
Представитель административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обского Бассейнового водного управления - Павлич О.В. и представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов – Гунин В.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель административного истца ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» - Золотова Ю.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционных жалоб не согласилась, полагала жалобы не подлежащими удовлетворению.
Представитель административного истца АО «РИР» - Багин Д.Г. поддержал отзыв на апелляционные жалобы, также полагал жалобы не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ООО МЦМИР «К. У.» - Савина О.В. доводов относительно обжалуемого решения не выразила.
Прокурор прокуратуры <адрес> – Томчик Н.В. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1 Федерального закона №7-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.
Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление этих полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 2 части 1, часть 3 статьи 26 Водного кодекса РФ).
В статье 55 Водного кодекса РФ определено, что охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных статьями 24 - 27 названного Кодекса (часть 1).
В соответствии со статьями 29, 32, 33 Водного кодекса РФ и статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» вся территория Российской Федерации поделена по бассейновому принципу на гидрографические единицы и водохозяйственные участки.
По указанному территориальному принципу в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов созданы бассейновые советы, включающие представителей уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Бассейновый совет с учетом данных государственного мониторинга состояния водных объектов, мнения входящих в него лиц осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа, с учетом которых принимаются схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают систематизированные материалы о состоянии водных объектов и их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; планирования и реализации водоохранных мероприятий, разработки региональных программ (планов) водохозяйственных мероприятий, регулирования водопользования, в том числе забора водных ресурсов и сброса сточных вод.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются, бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Схемы разрабатываются в том числе в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (далее - Правила №), утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 883.
Пунктом 1 Правил № определено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
В силу пункта 2 Правил № схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.
Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (пункт 3 Правил №).
В подпункте «б» пункта 6 Правил № указано, что схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (пункт 11 Правил №).
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» определено, что методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 22.9 Методических указаний № при формировании вариантов программ мероприятий, разрабатываемых в проекте Схемы, учитываются предложения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и водопользователей, входящих в состав Бассейнового Совета, поступившие в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее 3-х месяцев после направления аналитического доклада «Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения» на рассмотрение Бассейнового Совета.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (далее - Росводоресурсы), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Росводоресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 Положения Росводоресурсах осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 1 Положения о Нижне-Обском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Федеральное агентство водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№, Нижне-Обское бассейновое водное управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Росводоресурсы на территории <адрес> водохранилищ на территории <адрес> – <адрес> (л.д. 79-80, 81-84 том 1).
Из пункта 4.6.2 Положения о Нижне-Обском бассейновом водном управлении следует о том, что Положения о Нижне-Обское бассейновое водное управление осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке Схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - СКИОВО).
Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена разработанная СКИОВО бассейна реки Иртыш, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденная приказом Департамента Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «СКИОВО бассейна реки Иртыш»; обеспечена реализация СКИОВО бассейна реки Иртыш в пределах своей компетенции (л.д. 11-14 том 1).
Согласно таблице 2.3 <данные изъяты>» установлено:
№<адрес> – 20,50 млн.м3 / год;
№<адрес> – 41,50 млн.м3 / год.
Согласно таблице 2.6 <данные изъяты> установлено:
№<адрес> – 22,60 млн.м3 / год;
№<адрес> – 45,70 млн.м3 / год.
Согласно таблице 3.1 «Сводные показатели лимитов забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод в водные объекты бассейна <данные изъяты>» по водохозяйственным участкам:
№<адрес> установлены лимиты забора водных ресурсов: в ДД.ММ.ГГГГ году – 272,9 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ -33,3 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ году – 36,6 млн.м3 / год, а также лимиты сброса сточных вод: в ДД.ММ.ГГГГ году – 20,5 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ – 30,1 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ – 33,1 млн.м3 / год;
ДД.ММ.ГГГГ Теча установлены лимиты забора водных ресурсов: в ДД.ММ.ГГГГ – 62,7 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ году -0,0 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ году – 0,0 млн.м3 / год, а также лимиты сброса сточных вод: в ДД.ММ.ГГГГ – 42,5 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ году – 0,0 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ году – 0,0 млн.м3 / год.
Согласно таблице 3.2 «Сводные показатели квот забора водных объектов и сброса сточных вод в водные объекты <данные изъяты>» по субъекту Российской Федерации - <адрес>: установлены квоты сброса сточных вод в ДД.ММ.ГГГГ году – 370,20 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ – 408,40 млн.м3 / год, в ДД.ММ.ГГГГ – 449,30 млн.м3 / год.
Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены лимиты (предельные объемы) забора водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сбора сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности на период ДД.ММ.ГГГГ годов по Иртышкому бассейновому округу согласно приложению №. Установлены квоты забора (изъятие) водных ресурсов из водного объекта и сбора сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности на период ДД.ММ.ГГГГ годов по <данные изъяты> согласно приложению №. Признан утратившим силу приказ Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 17-20 том 1).
Согласно Приложению № к приказу Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены лимиты:
№<адрес> на забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта – 450 000 м3/ год, на сброс сточных вод, соответствующих нормативам качества – 309930 м3 / год;
№<адрес> на забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта – 82200 м3/ год, на сброс сточных вод, соответствующих нормативам качества – 212422 м3 / год.
Согласно Приложению № к приказу Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены квоты:
№ Миасс от Аргазинского г/у до <адрес> на забор (изъятие) водных ресурсов– 450 000 м3/ год, на сброс сточных вод, соответствующих нормативам качества – 309930 м3 / год;
№ Теча на забор (изъятие) водных ресурсов – 82000 м3/ год, на сброс сточных вод, соответствующих нормативам качества – 210922 м3 / год.
ДД.ММ.ГГГГ Росводоресурсы направило в адрес руководителей территориальных органов Росводоресурсов сообщение о внесении изменений в СКИОВО из которого следует, что по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации в территориальных органов Росводоресурсов, предложено провести инвентаризацию приказов Бассейновых водных управлений об утверждении изменений в СКИОВО, изданных в отсутствии положительных заключений государственной экологической экспертизы на вносимые изменения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; принять исчерпывающие меры по приведению приказов БВУ о внесении изменений в СКИОВО в соответствии с действующим законодательством, в том числе по отмене приказов о внесении изменений в СКИОВО (в случае необходимости) (л.д. 21 том 1).
Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в приказ Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении СКИОВО бассейна <данные изъяты>»: дополнен новым пунктом 3 следующего содержания: «Установить срок действия СКИОВО бассейна <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 15 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ Росводоресурсы направило в адрес руководителей территориальных органов Росводоресурсов сообщение о сроках действия СКИОВО, согласно которому, во исполнение Сетевого графика доработки СКИОВО на ДД.ММ.ГГГГ года предложено привести приказы Бассейновых водных управлений об утверждении схем комплексного использования и охраны водных объектов в соответствии с требованиями законодательства – схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет. Вместе с тем, в нарушение требований к сроку действия схем, предусмотренному пунктом 2 Правил, приказами Бассейновым водных управлений действие схем не установлено. В этой связи поручено привести приказы Бассейновых водных управлений в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 18, 93-94 том 1).
Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в таблицы 2.4, 2.7, 3.1 и 3.2 Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна <адрес>, утвержденной приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен срок действия СКИОВО – <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-10 том 3).
Из приложения к приказу, в таблице 2.4 «Показатели объемов забора воды из поверхностных вод источников бассейна <адрес>ДД.ММ.ГГГГ год» установлено:
№<адрес> объем забора – 69 млн.м3/год;
№ Теча объем забора – 300,20 млн. м3/ год.
В таблице 2.7 «Показатели объемов забора воды из поверхностных вод источников <адрес><адрес> на № год» установлено:
№<адрес><адрес> объем забора – 330,20 млн.м3/год;
№<адрес> объем забора – 75,90 млн. м3/ год.
В таблице 3.1 «Сводные показатели лимитов забора водных ресурсов и сброса сточных вод в водные объекты <адрес> на № годы и последующие периоды» установлено:
№<адрес><адрес>: на лимит забора водных ресурсов: в № – 272,9 млн. м3/ год, № году – 33,3 млн. м3 / год, в № году – 36,6 млн.м3/год; на лимит сброса сточных вод: в № году – 20,5 млн. м3/год, в № – 30,1 млн. м3/ год, в № – 33,1 млн.м3/год;
№ Теча: на лимит забора водных ресурсов: в № – 62,7 млн. м3/ год, 2015 году – 0,0 млн. м3 / год, в № – 0,0 млн.м3/год; на лимит сброса сточных вод: в № – 42,5 млн. м3/год, в № – 0,0 млн. м3/ год, в 2020 № – 0,0 млн.м3/год.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
7.1) проектная документация:
объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
7.2) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
7.7) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории <адрес> электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
7.8) проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
7.9) проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;
не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 настоящей статьи;
автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;
7.10) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Параметры водопользования, в том числе по водохозяйственным участкам №<адрес> и №<адрес><адрес> рассчитаны на основании СКИОВО, утвержденного приказом Министерства природы РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации СКИОВО бассейна <адрес> получило положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом установлено, что результаты государственной экологической экспертизы в установленном законом порядке оспорены не были, данная экспертиза является действующей.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания технической ошибки в части установления лимитов на забор и сброс сточных вод по водохозяйственным участком не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что параметры водопользования правомерно утверждены и введены в действие приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе в части установления лимитов на забор и сброс сточных вод по водохозяйственным участкам №<адрес> и №<адрес>, в связи с чем посчитал, что основания для признания недействительными нормы Таблиц 2.3, 2.6, 3.1 Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» СКИОВО реки Иртыш, в части установления лимитов на сброс сточных вод по водохозяйственным участкам №<адрес> и №<адрес>, отсутствуют, поскольку изначальные параметры водопользования установлены с учетом данных государственного мониторинга состояния водных объектов, мнения входящих в него лиц, которые осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа, подтверждены результатами государственной экологической экспертизы.
Согласно пункта 6 Правил №, Схемами устанавливаются, в том числе:
г) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, а также с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть) и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов;
д) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Российской Федерации и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков;
Согласно пункту 10 Правил, в схемы могут вноситься изменения до истечения срока их действия.
Изменения, затрагивающие показатели, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е» и «ж» пункта 6 настоящих Правил, вносятся в порядке, установленном для разработки схем.
Изменения, затрагивающие показатели, предусмотренные подпунктами «в» - «д» пункта 6 настоящих Правил и не требующие корректировки показателей, указанных в абзаце втором настоящего пункта, вносятся Федеральным агентством водных ресурсов.
Также судом было установлено, что материалы СКИОВО бассейна <адрес>, а также приказ Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержат сведений о сроке окончания действия Схемы.
Поскольку приказами Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ устанавливались сроки действия СКИОВО – до ДД.ММ.ГГГГ, судом сделан вывод о том, что показатели, установленные в Книге 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» должны действовать также до ДД.ММ.ГГГГ.
Установив, что статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ установлены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию и согласно указанного перечня СКИОВО не является объектом экологической экспертизы федерального уровня, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для обязательного прохождения государственной экологической экспертизы для корректировки Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод».
На основании изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что внесение изменений в Книгу 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» (Таблицы 2.3, 2.6, 3.1) СКИОВО в части показателей лимитов на сброс сточных вод по водохозяйственным участкам допустимо в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, утверждения и реализации СКИОВО, внесения изменений в эти схемы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ должно производится Федеральным агентством водных ресурсов, в частности, путем издания Нижне-Обским бассейновым водным управлением приказов.
Согласно пункту 16 Методических указаний №, корректировка Схемы осуществляется на основании результатов мониторинга ее реализации не чаще одного раза в 5 лет.
Из пункта 32 Методических указаний № следует, что корректировка Схемы осуществляется в случае существенных изменений водохозяйственной обстановки, параметров развития водохозяйственного комплекса речного бассейна, а также если анализом хода выполнения мероприятий Схемы для этапов ее реализации фиксируются значительные отклонения от установленных для этих этапов целевых показателей.
Предложения по корректировке Схемы по согласованию с Бассейновым Советом подготавливаются и вносятся в Росводресурсами не позднее чем за 6 месяцев до завершения этапа реализации Схемы территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Решение о корректировке Схемы принимается Росводоресурсами.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» в Нижне-Обское бассейновое водное управление, либо в Росводоресурсы с целью корректировки лимитов и квот на забор и сброс воды по водохозяйственному участку №<адрес> за периоды ДД.ММ.ГГГГ годов, с учетом пунктов «г» и «д» Правил №, не обращался.
При этом административный истец АО «РИР» в целях увеличения лимитов на сброс сточных вод по водохозяйственному №<адрес> направлял обращения в Нижне-Обское бассейновое водное управление и Росводоресурсы.
Согласно ответу Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> расположено на территории <адрес> в бассейне <адрес> в границах водохозяйственного участка №<адрес>. В разделе «Лимиты и Квоты» СКИОВО бассейна <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы установлена квота объема сбрасываемых сточных вод на указанном ВХУ в пределах <адрес>, которая составляет 50,3 млн.м3/год. На сегодняшний день в государственном водном реестре зарегистрированы решения о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных вод, в пределах рассматриваемого ВХУ, суммарный объем сброса, по которым полностью покрывает установленный СКИОВО разрешенный объем сброса сточных вод. В настоящее время проводится работа по корректировке лимитов и квот СКИОВО бассейна <адрес> в том числе на ВХУ ДД.ММ.ГГГГ.007 Теча, где учтена потребность в увеличении разрешенного объема сброса сточных вод в границах <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством водных ресурсов дан ответ о том, что в СКИОВО <адрес> предложения Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес>, включающие, в том числе потребности <адрес><адрес> на водохозяйственном участке № Теча учтены в полном объеме. Согласно сетевому графику доработки СКИОВО на ДД.ММ.ГГГГ году, утвержденному Федеральным агентством водных ресурсов, утверждение СКИОВО <адрес>, актуализированной в части расчета водохозяйственных балансов и установления квот и лимитов забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод нормативного качества запланировано на ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством водных ресурсов дан ответ о том, что результаты корректировки СКИОВО бассейна <адрес> в том числе по ВХУ № подготовлены к утверждению, планируемый срок утверждения IV ДД.ММ.ГГГГ года. Право пользования оз. Улагач с целью сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, возможно предоставить в установленном порядке после утверждения скорректированной СКИОВО бассейна <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством водных ресурсов дан ответ о том, что сетевым графиком доработки СКИОВО ДД.ММ.ГГГГ году, утвержденному Федеральным агентством водных ресурсов, утверждение СКИОВО <адрес> актуализированной в части расчета водохозяйственных балансов и установления квот и лимитов забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод нормативного качества запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> письма, направленного в адрес Нижне-Обского бассейнового водного управления, сообщено о том, что с целью исполнения решения судов, в соответствии с Правилами № предложено направить в Федеральное агентство водных ресурсов предлагаемые изменения в СКИОВО, в частности: по №<адрес> от <адрес>: на забор водных ресурсов – 450000 м3/год (установленный СКИОВО), на сброс – 309930 м3/год (установленный СКИОВО), 55000 м3/год (предполагаемые изменения); по участку №<адрес>: на забор водных ресурсов – 82000 м3/год (установленный СКИОВО), 545000 м3/год (предполагаемые изменения), на сброс – 210922 м3/год (установленный СКИОВО), 461000 м3/год (предполагаемые изменения).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что с учетом прогноза социально-экономического развития <адрес> и требований Порядка № предложено внести изменения в СКИОВО <адрес> К письму в качестве приложения представлено Предложение по корректировке установленных СКИОВО, в частности: по участку №<адрес> на забор водных ресурсов – 450000 м3/год, на сброс сточных вод – 309930 м3/год; по участку №<адрес>: на забор водных ресурсов – 82000 м3/год, на сброс сточных вод – 545000 м3/год.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что утвержденные приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод бассейна <адрес> не соответствуют фактической потребности в лимитах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимита сброса сточных вод. Предложено внести изменения в СКИОВО <адрес>.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ были откорректированы лимиты объема забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод по Иртышскому бассейновому округу на ДД.ММ.ГГГГ годы. Данная корректировка отражала необходимые на тот момент объемы водопользования. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ продлен срок действия СКИОВО без учета откорректированных объемов, в связи с чем отсутствуют возможность предоставлять права пользования не только новым заявителям, но и в прежних объемах тем заявителям, права пользования которым предоставлялись ранее. Предложено внести изменения в СКИОВО.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что в таблице 3.1 «Сводные показатели лимитов забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод в водные объекты <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды и сброс сточных вод в бассейне <адрес>» начиная со строки «№<адрес>» произошло смещение показателей на одно сторону вниз. С целью приведения показателей в соответствие предложено рассмотреть возможность внесения изменения в приказ.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о необходимости внесения изменений в СКИОВО бассейна реки Иртыш, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменения не внесены, предложено уточнить срок внесения изменений в действующую СКИОВО либо срок утверждения новой СКИОВО.
ДД.ММ.ГГГГ Нижне-Обским бассейновым водным управлением дан ответ о том, что квоты объемов забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества для <адрес> откорректированы в соответствии с представленным предложением Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес>. Согласно сетевому графику доработки СКИОВО на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденному Федеральным агентством водных ресурсов СКИОВО реки <адрес> в части расчета водохозяйственных балансов и установления квот и лимитов забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод нормативного качества, запланировано на 4 ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Росводоресурсы направило в адрес руководителей территориальных органов Росводоресурсов письмо об актуализации показателей СКИОВО из которого следует, что в ходе реализации СКИОВО, в том числе в условиях перспективного развития регионов и поступающих обращений от органов государственной власти и организаций, выявилась необходимость актуализации показателей лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества. ФГБУ РосНИИВХ в рамках государственного задания проведен анализ действующих СКИОВО на предмет необходимости актуализации лимитов и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод нормативного качества, который выявил потребность в корректировке 43 из 69 разработанных СКИОВО. В настоящее время работа ФГБУ РосНИИВХ по корректировке 43 СКИОВО полностью завершена. В этой связи поручено руководителям БВУ внести в соответствующие СКИОВО (по приложенному перечню) на основании результатов корректировки лимитов и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод нормативного качества, выполненной ФГБУ РосНИИВХ и обеспечить размещение приказов о внесении изменений в СКИОВО на сайтах Бассейновых водных управлений в разделе «СКИОВО» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также актуализировать в соответствии с вносимыми изменениями информацию о квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, размещенную на сайтах Бассейновых водных управлений в разделе «СКИОВО» в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 199-199а том 3).
К указанному сообщению приложен Перечень схем комплексного использования и охраны водных объектов, где в графе «39» указано – ДД.ММ.ГГГГ – Бассейн <адрес> (л.д. 199б-199в том 3).
На основе представленных сведений, Росводоресурсами подготовлены материалы Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод», разработан и утвержден «Сетевой график доработки СКИОВО на ДД.ММ.ГГГГ годы».
Указанный Сетевой график включает корректировку Книги 5 СКИОВО бассейна реки Иртыш, в том числе, с учетом потребностей ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР».
В рамках исполнения Сетевого графика, приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна <адрес>, утвержденную приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, изложив Книгу 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» согласно приложению к настоящему приказу (л.д. 201 том 3).
Из приложенной к приказу от ДД.ММ.ГГГГ Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» следует, что СКИОВО-<адрес> утверждена приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№. Приведенные в СКИОВО-<адрес> лимиты / квоты забора воды и сброса сточных вод рассчитаны на основе данных ДД.ММ.ГГГГ года на перспективу до ДД.ММ.ГГГГ. Корректировка Книги 5 СКИОВО-<адрес> проведена на основе пункта 10 Правил разработки, утверждения и реализации СКИОВО, внесения изменений в эти схемы» с целью обосновании названных лимитов / квот с учетом современного состояния водохозяйственной системы и заявленных (прогнозируемых) потребностей водопользователей бассейна, а также в соответствии с Методическими указаниями по разработке СКИОВО, утвержденными МПР России от ДД.ММ.ГГГГ№ и другими действующими нормативными правовыми и методическими документами (л.д. 201-201М том 3).
Согласно графе лимиты забора водных ресурсов из водных объектов и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в бассейне <адрес> установлены:
№<адрес> на забор водных ресурсов– 450 000 м3/ год, на сброс – 309930 м3 / год;
№<адрес> на забор водных ресурсов – 389460 м3/ год, на сброс – 562000 м3 / год.
В графе квоты забора водных ресурсов из водных объектов и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в бассейне <адрес> установлены:
№<адрес> на забор водных ресурсов– 47650 м3/ год, на сброс – 33100 м3 / год;
№<адрес> на забор водных ресурсов – 389060 м3/ год, на сброс – 560000 м3 / год.
Установив указанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в СКИОВО, утвержденную приказом от ДД.ММ.ГГГГ№, где Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» изложена с учетом потребностей водопользователей по водохозяйственным участкам ДД.ММ.ГГГГ.009 и ДД.ММ.ГГГГ.007, в том числе ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР», в связи с чем суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания незаконным бездействия Нижне-Обского бассейнового водного управления в части корректировки Книги 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод», в том числе с учетом заявленных Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод.
Вместе с тем, поскольку изменение лимитов произведено только с момента вынесения приказа – с ДД.ММ.ГГГГ, при этом потребности административных истцов за периоды ДД.ММ.ГГГГ и части ДД.ММ.ГГГГ не урегулированы административным ответчиком, и приходя к выводу о том, что Водный кодекс РФ, Правила №, Методические указания № не содержат запрета на возможность применения откорректированных данных СКИОВО за прошедшие периоды времени, при этом установи, что у административных ответчиков имелись основания для увеличения объемов лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод после истечения срока действия приказа Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, и поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года потребности водопользователей ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР» (ранее – ПАО «Фортум») на лимиты и квоты по водохозяйственным участкам № и № не изменялись, судом первой инстанции сделан вывод о том, что утвержденные приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ откорректированные лимиты и квоты по данным водохозяйственным участкам, могут действовать не только с момента издания приказа и но и распространяться на период, предшествующий изданию приказа, то есть на ДД.ММ.ГГГГ и начало ДД.ММ.ГГГГ года (с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возложении на Нижне-Обское бассейновое водное управление обязанность привести в соответствие с запрошенными Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод <адрес> за периоды ДД.ММ.ГГГГ (с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ) СКИОВО бассейна <адрес>, утвержденную приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в части определения объемов по водохозяйственным участкам № и №
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика и аналогичные доводы заинтересованного лица Росводресурсов о том, что в соответствии с нормами водного законодательства СКИОВО, включая лимиты квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод может быть реализовано только в отношении фактических и перспективных потребностей и не может регулировать отношения истекшего периода, в связи с чем не могут быть установлены лимиты квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод на прошедшие периоды времени, не влекут отмену судебного решения.
Как правильно указал суд первой инстанции, Водный кодекс Российской Федерации, Правила №, Методические указания № не содержат запрета применения откорректированных данных СКИОВО за прошедшие периоды времени.
Учитывая, что изменение лимитов произведено с ДД.ММ.ГГГГ, то есть ответчиком не были урегулированы потребности административных истцов за периоды № и части ДД.ММ.ГГГГ годов, при этом до указанного времени принимались отдельные нормативные акты, которые покрывали потребности водопользователей ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР», в том числе приказ Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшие действовали в ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ годах, иного способа как внести корректировки в СКИОВО на прошлый период для восстановления прав административных истцов, не имеется.
Доводы жалобы заинтересованного лица о том, что указание судом первой инстанции на необоснованную отмену приказа Нижне-Обского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ№ неправомерно, поскольку данный приказ не являлся предметом спора, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Доводы жалобы Росводресурсов о том, что суд первой инстанции в нарушении закона вышел за предмет исковых требований удовлетворяя требования ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» в части возложения обязанности совершить действия по приведению СКИОВО в части установления объемов лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод <адрес> по водохозяйственному участку № за периоды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с запрошенными за указанные периоды Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитами и квотами, тогда как административные истцы с такими требованиями не обращались, не свидетельствует о незаконности решения суда.
В соответствии с пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принятое судом первой инстанции решение соответствует указанным требованиям закона, поскольку основано не только на заявленных требованиях, но и с учетом обстоятельств, установленных по делу.
При этом то, что суд первой инстанции возлагая обязанность на административного ответчика привести в соответствие СКИОВО бассейна <адрес>, утвержденной приказом Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обское Бассейновое водное управление № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления объемов лимитов и квот по забору (изъятию) водных ресурсов и сбросу сточных вод <адрес> по водохозяйственным участкам: №<адрес>№<адрес> за периоды ДД.ММ.ГГГГ года (с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с запрошенными за указанные периоды Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> лимитами и квотами, не признал бездействие административного ответчика незаконным по несовершению указанных действий, не свидетельствует о незаконности судебного решения.
Поскольку отказывая в удовлетворении иска в части признания указанного бездействия незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ года № внесены изменения в СКИОВО, утвержденную приказом от ДД.ММ.ГГГГ №226, где Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод» изложена с учетом потребностей водопользователей по водохозяйственным участкам № и №, в том числе ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и АО «РИР».
По существу доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, и не подлежит отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила
Решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обского Бассейнового водного управления, заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи