КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело а – 13252/2021 (а-2626/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего 8
судей 6, 5
по докладу судьи 6
при ведении протокола
секретарем судебного заседания 2
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению 1 к администрации , департаменту имущественных отношений администрации о признании незаконным решения органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя администрации по доверенности 3 на решение Центрального районного суда Краснодарского края от .
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1 обратилась в суд с административным иском к администрации , департаменту имущественных отношений администрации о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 9 кв.м, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, вид целевого использования - для садоводства, расположенный по адресу: Краснодарский край, , с/т «Весна», , участок . На данном земельном участке расположено принадлежащее 1 на праве собственности нежилое здание - садовый дом, площадью 13,3 кв.м, кадастровый .
1 обратилась в администрацию с заявлением от 10. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в целях образования земельного участка, общей площадью 14 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 11, принадлежащего ей на праве собственности, площадью 15 кв.м, и земель населенных пунктов, находящихся в неразграниченной государственной собственности, площадью 127 кв.м, в кадастровом квартале 12, и утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной лицензированной организацией ООО «Земельно-архитектурная мастерская».
Администрация в лице департамента архитектуры градостроительства и благоустройства письмом от 13. .01-21/12479В отказала 1 в удовлетворении заявления.
По мнению административного истца, отказ администрации является незаконным, в связи с чем, она обратилась в суд.
С учетом уточнения требований административного искового заявления, 1 просила признать незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации от 27.04.2018г. .17 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 18.
Обязать административного ответчика заключить с ней соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 19.
Обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 20 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16.
Обжалуемым решением Центрального районного суда Краснодарского края от административный иск удовлетворен в полном объеме 1 восстановлен пропущенный процессуальный срок на обращение в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для отказа административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка отсутствуют.
Также судом указано, что по соображениям правовой определенности резолютивная часть решения суда должна включать возложение на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с указанием характерных точек координат образуемого земельного участка как основного идентифицирующего признака схемы расположения земельного участка).
С указанным решением суда не согласился представитель администрации по доверенности 3 и подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Центрального районного суда Краснодарского края от отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления 1
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от решение Центрального районного суда Краснодарского края от отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в связи с несоблюдением 1 установленных процессуальным законодательством сроков обращения с настоящим иском в суд, а также отсутствием уважительных причин для их восстановления.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
При новом рассмотрении дела в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что 1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 588 кв.м, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, вид целевого использования - для садоводства, расположенный по адресу: Краснодарский край, , с/т «Весна», , участок . На данном земельном участке расположено принадлежащее 1 на праве собственности нежилое здание - садовый дом, площадью 13,3 кв.м, кадастровый .
1 обратилась в администрацию с заявлением от о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в целях образования земельного участка, общей площадью 25 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 21, принадлежащего ей на праве собственности, площадью 23 кв.м, и земель населенных пунктов, находящихся в неразграниченной государственной собственности, площадью 26 кв.м, в кадастровом квартале 22, и утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной лицензированной организацией ООО «Земельно-архитектурная мастерская».
Администрация в лице департамента архитектуры градостроительства и благоустройства письмом от .01-21/12479В отказала 1 в удовлетворении заявления.
Решение органа местного самоуправления мотивировано тем, что предлагаемый к перераспределению земельный участок с кадастровым номером 24, относится к территории с/т «Весна». Сведения о границах земельных участков, отведенных с/т «Весна», в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В данном случае перераспределение земельного участка не соответствует административному регламенту «Заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждено постановлением администрации от так как противоречит ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, согласно которой образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, и п. 8.1 ст. 45 ГрК РФ, согласно которому в отношении земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, подготовка проекта планировки соответствующей территории или проекта межевания соответствующей территории обеспечивается указанной некоммерческой организацией.
В силу п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п.З названной статьи.
Судом первой инстанции отмечено, что из имеющейся в деле выписки из ЕГРЮЛ от следует, что СНТ «Весна», образованное решением исполкома совета от 27. по адресу: Краснодарский край, , ОРГН 28, исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, о чем в ЕГРЮЛ внесено государственная регистрационная запись от .
Согласно положениям ст. 21.1 Федерального закона от № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст.49 ГК РФ).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что с/т «Весна» после прекращения статуса юридического лица утратило имевшуюся территорию. Наличие в адресе принадлежащего 1 земельного участка буквенного обозначения «с/т» само по себе не может ограничивать гражданские права 1
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Аналогичные правила предусмотрены пп. 3 п.12 Административного регламента.
Пунктом 1 ст. 12 Закона Краснодарского края от -K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предусмотрено, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства и под дачное строительство составляют от 29 кв.м до 30 кв.м.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно указал, что площадь образуемого в связи с перераспределением земельного участка 31 кв.м не будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Как видно из схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащая перераспределению муниципальная земля, площадью 32 кв.м, является вкраплением между частными земельными участками, подъезды и подходы к данной земле отсутствуют. С учетом вышеуказанных предельные размеров земельных участков образовать новый земельный участок площадью 33 кв.м на данной территории не представляется возможным.Согласно п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст.39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Данный перечень оснований отказа является исчерпывающим и воспроизведен в административном регламенте.
В соответствии с п.10 ст.39.28 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что отказ администрации в лице департамента архитектуры градостроительства и благоустройства в удовлетворении заявления 1 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в целях образования земельного участка, общей площадью 36 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 34, принадлежащего ей на праве собственности, площадью 588 кв.м, и земель населенных пунктов, находящихся в неразграниченной государственной собственности, площадью 37 кв.м, в кадастровом квартале 35, нельзя признать основанным на законе.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав 1 правильно установлен судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации от .01-21/12479 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 39, является законным и обоснованным.
Однако, выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на администрации обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 41 кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 38, а также о необходимости возложения на администрацию в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации обязанности заключить с 1 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 40, судебная коллегия полагает ошибочными.
Так, исходя из требований действующего законодательства, суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, в связи с чем, обжалуемое решение суда в указанной части подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным.
На основании ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в части.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда Краснодарского края от - отменить в части:
возложения обязанности на администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 45 кв.м, образуемого в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером 42, площадью 44 кв.м, находящегося в собственности 1 и земельного участка, площадью 46 кв.м, из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 43, с видом целевого использования - для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, , с/т «Весна», , участок и возложения обязанности на администрацию в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации в срок не более 30 (тридцать) дней после получении заявления о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, в отношении которого заявителем осуществлен государственный кадастровый учет, заключить с 1 соглашение о перераспределении земельного участка, общей площадью 48 кв.м, с видом целевого использования - для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, , участок , путем продажи земельного участка площадью 49 кв.м из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 47.
Принять в этой части по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований 1 о возложении обязанности на администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 715 кв.м, образуемого в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером 50, площадью 588 кв.м, находящегося в собственности 1, и земельного участка, площадью 54 кв.м, из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 51, с видом целевого использования - для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, , с/т «Весна», , участок и возложении обязанности на администрацию в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации в срок не более 30 (тридцать) дней после получении заявления о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, в отношении которого заявителем осуществлен государственный кадастровый учет, заключить с 1 соглашение о перераспределении земельного участка, общей площадью 53 кв.м, с видом целевого использования - для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, , участок , путем продажи земельного участка площадью 127 кв.м из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 52 – отказать.
Обязать администрацию повторно рассмотреть заявление 1 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В остальной части решение Центрального районного суда Краснодарского края от оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий 55
Судья 6
Судья 5