ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-1649/2017 от 24.04.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Сентякова Н.А. Дело а-1649/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей: Машкиной Н.Ф., Захарчука О.В.,

при секретаре Зеленцовой Н.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 24 апреля 2017 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Индустриального районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконными действий по непредставлению информации о позиции каждого депутата при голосовании по вопросам о принятии в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике», и о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» и обязании предоставлении ему данной информации, отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В.; выслушав объяснения ФИО1 поддержавшего доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя Государственного Совета Удмуртской Республики ФИО2 полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Индустриальный районный суд <адрес> Республики с административным иском к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконными действий по непредставлению информации о позиции каждого депутата при голосовании по вопросам о принятии в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике», и о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» и обязании предоставлении ему данной информации.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственный Совет Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении ему информации о голосовании депутатов Госсовета Удмуртии с указанием волеизъявления каждого из них по вопросам: 1) 25 сессии Госсовета УР ДД.ММ.ГГГГ о принятии в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике»; 2) второго заседания 21 сессии Госсовета УР ДД.ММ.ГГГГ о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год».

Письмом руководителя аппарата Госсовета УР от ДД.ММ.ГГГГ.1.2-42 в предоставлении данной информации было отказано на основании ст. 42 Регламента, а именно в связи с тем, что решений о проведении поименного голосования на 21 и 25 сессиях Госсовета депутатами не принималось.

Данный отказ считает незаконным, так как основания для отказа в предоставлении информации предусмотрены ст. 20 закона « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и такого основания как отсутствие решения депутатов о проведении поименного голосования не предусмотрено данной нормой права.

Отсутствие данной информации не позволяет ему реализовать политические и избирательные права, так как он лишен возможности влиять на выработку решений и принимать обоснованное решение при участии в выборах.

ФИО1 просил суд признать незаконными действия, нарушающие право на доступ к информации о позиции каждого депутата при голосовании по вопросам о принятии в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике», о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год», и обязать предоставить ему данную информацию.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены решения указывает на неправильным применением норм материального права. При этом приводя доводы, аналогичные изложенным в заявлении, поданном в суд первой инстанции, которые сводятся к тому, что обстоятельства послужившие основанием для отказа в предоставлении информации не предусмотрены ст. 20 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного Совета Удмуртской Республики – ФИО2 указывает на необоснованность апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ст. 308 КАС РФ).

В силу положений ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 ст. 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того решения, действия или бездействия которое не оспаривается.

Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственный Совет Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении информации о голосовании депутатов Госсовета Удмуртской Республики с указанием волеизъявления каждого из них по следующим вопросам:

- принятие в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике» ДД.ММ.ГГГГ на 25-ой сессии Госсовета УР;

- принятие закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» ДД.ММ.ГГГГ на втором заседании 21-й сессии Госсовета УР.

В ответе .1.2-42 от ДД.ММ.ГГГГ Государственного Совета Удмуртской Республики указано, что в соответствии со ст. 42 Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-IV «О Регламенте Государственного Совета Удмуртской Республики», поименное голосование на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики принимается по решению не менее одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики. В связи с тем, что решение о проведении поименного голосования на 21 и 25 сессиях Государственного Совета Удмуртской Республики депутатами не принималось, информацию о волеизъявлении каждого конкретного депутата по рассматриваемым на данных сессиях вопросах представить не представляется возможным.

Фактически данным ответом отказано в предоставлении информации ввиду её отсутствия, с чем не согласен административный истец, который полагает, что перечень оснований для не предоставления информации является исчерпывающим.

Пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики (ч.1 ст. 31 Конституции Удмуртской Республики).

Основной формой работы Государственного Совета Удмуртской Республики являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к полномочиям Государственного Совета Удмуртской Республики (ч. 2 ст. 35 Конституции Удмуртской Республики).

Проект закона Удмуртской Республики рассматривается Государственным Советом Удмуртской Республики не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики. ( ч.3 ст. 38 Конституции Удмуртской Республики).

Порядок деятельности Государственного Совета определяется Регламентом Государственного Совета, утвержденным постановлением Государственного Совета (ч. 8 ст. 4 Закон УР «О Государственном Совете Удмуртской Республики»).

Порядок принятия Государственным Советом Удмуртской Республики нормативных правовых актов урегулирован ст. 17 Закон УР «О Государственном Совете Удмуртской Республики», в частности частями 4 и 5 данной статьи предусмотрено, что проект закона Удмуртской Республики рассматривается Государственным Советом не менее чем в двух чтениях, при этом решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Совета.

Таким образом, действующем федеральным и региональным законодательством урегулированы только вопросы порядка принятия нормативных актов законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Неразрывной частью законодательной деятельности является голосование депутатами по вопросам повести. Способы голосования и их фиксация относятся к вопросам деятельности соответствующего законодательного органа.

Согласно ч.1 ст. 38 Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-IV, решения Государственного Совета принимаются открытым тайным голосованием депутатов. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование осуществляется с использованием и без использования электронной системы сопровождения заседаний, а также с использованием бюллетеней (ч. 4 ст. 38 названного Регламента).

Открытое голосование в Государственном Совете проводится с помощью электронной системы сопровождения заседаний (ч.5 ст. 38 названного Регламента).

Информация о регистрации депутатов, голосовании и других данных хранится в памяти электронной системы до окончания работы сессии. После окончания сессии производится распечатка отчета, формируемого электронной системой, на бумажный носитель. Отчет печатается в одном экземпляре, визируется сотрудниками Управления информационных технологий Аппарата Государственного Совета, секретариатом и председательствующим на сессии. Отчет на бумажном носителе и в электронном виде хранится в архиве Государственного Совета (ч.4 ст. 37 названного Регламента).

Открытое голосование в Государственном Совете проводится с использованием электронной системы сопровождения заседаний, если не принято иного решения. В случае неисправности электронной системы сопровождения заседаний подсчет голосов поручается группе счетчиков, избираемых из числа депутатов большинством голосов от числа избранных депутатов (ч.1 ст. 40 названного Регламента).

По решению не менее одной пятой от установленного числа депутатов на сессии может быть проведено поименное голосование. Поименное голосование осуществляется с использованием электронной системы сопровождения заседаний. В случае неисправности электронной системы сопровождения заседаний поименное голосование проводится группой счетчиков путем опроса депутатов. Результаты каждого поименного голосования по решению Государственного Совета, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих депутатов, могут быть опубликованы в республиканских государственных периодических печатных изданиях в недельный срок (части 1,2,4 статьи 42 названного регламента).

В данной ситуации способы голосования, порядок определения способа голосования, фиксация итогов голосования урегулированы названным Регламентом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, либо поступившая в указанный орган. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Действие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2 данного закона).

Доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться в том числе и путем предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов. (п.6 ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").

Согласно п.4 ст. 8 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией имеет право обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

Случаи в которых информация о деятельности государственных органов не предоставляется указаны в ч.1 ст. 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

К таким случаям относятся:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Из материалов дела следует депутатами Государственного Совета Удмуртской Республики решение о проведении поименного голосования на 21 и 25 сессиях не принималось, о чем свидетельствуют выписки из протоколов 21 и 25 сессии.

Безусловно ФИО1 вправе получать достоверную информацию, а Государственный Совет Удмуртской Республики обязан предоставлять ему соответствующую информацию о своей деятельности.

Административный истец обоснованно указывает, что порядок реализации данного права закреплен в положениях Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Однако это право связано только с той информацией которая создана в пределах полномочий Государственный Совет Удмуртской Республики, о чем указано в ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Следовательно, только в отношении данной информации которая существует и создана Государственным Советом Удмуртской Республики ФИО1 имеет право на доступ, то есть в отношении информации которая не была создана данным органом и которая не существует положения названного закона в том числе и положения ст. 20 закона - основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не распространяется.

Оспариваемое действие соответствует требованиям действующего законодательства, принято в пределах компетенции, предоставленной административному ответчику, и не нарушает права административного истца.

В связи с этим судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Индустриального районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья Е.В. Кричкер

судьи: Н.Ф. Машкина

О.В. Захарчук