ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-1802/19 от 19.05.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Цепелёва О.В. Дело а-1802/2019

Судья-докладчик Теплякова И.М. Дело а-2841/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.,

судей Тепляковой И.М., Разуваевой А.Л.,

при секретаре Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 19 мая 2020 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ГЖИ НСО на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Административный иск ТСЖ «Лотос» удовлетворить.

Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции <адрес> 08-03-048/2200-1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции <адрес> в пользу ТСЖ «Лотос» судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 17 000 руб.».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения представителя административного ответчика ГЖИ НСО Коноваловой Т.Н., судебная коллегия

установила:

ТСЖ «Лотос» обратилось в суд с административным иском к государственной жилищной инспекции <адрес>, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной административным ответчиком ГЖИ НСО, в период с 13 июня по ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца ТСЖ «Лотос» было вынесено предписание о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения. Данным предписанием на административного истца была возложена обязанность провести следующие действия (устранить следующие нарушения): устранить нарушение в части начисления размера платы за содержание жилья в период с января по май 2019 г. согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, ч. 8.1 ст. 23 ФЗ .

Административный истец считает, что указанные требования ГЖИ НСО являются незаконными и необоснованными. ТСЖ «Лотос» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по <адрес> на основании устава ТСЖ «Лотос».

До ДД.ММ.ГГГГ предоставление услуги по сбору и вывозу ТБО в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, входило в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме и оплачивалось в составе платы за содержание общего имущества.

С ДД.ММ.ГГГГ обращение с твердыми коммунальными отходами, предоставленными потребителю в жилом помещении, является коммунальной услугой и рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из тарифов, установленных Департаментом по тарифам <адрес>, на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

До ДД.ММ.ГГГГ начисление размера за содержание жилья в периоде января 2016 г. по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось на основании решения общего собрания членов ТСЖ «Лотос», проводимого в форме очно-заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом б\н от ДД.ММ.ГГГГ Решением указанного общего собрания по первому вопросу повестки дня был утверждён тариф на содержание жилья в размере 33, 94 руб. с кв.м. Согласно смете тарифа на содержание жилья в ТСЖ «Лотос» на 2017 г. вывоз ТБО входил в п.п. 1.1 сметы. Тариф на работы по техническому обслуживанию приборов учёта, наружных сетей, канализации, вентиляции, вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) и пр. составлял 5,39 руб. с 1 кв.м.

Исполняя требования законодательства РФ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ТСЖ «Лотос» исключил из платы за содержание жилья плату за вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) и включил её в состав платы за коммунальную услугу по сбору, вывозу, утилизации ТКО. При этом тариф платы за содержание жилья остался прежним 33,94 руб. в связи с увеличением платы на другие статьи расходов - на налоги, материальные расходы и прочее. Смета на содержание жилья на 2019 год была утверждена решением общего собрания членов ТСЖ «Лотос», проводимого в форме очно-заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ

Смета применима на весь год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Указанное обстоятельство подтверждается прилагаемыми к исковому заявлению копиями единого платежного документа за декабрь 2018 г. и за январь 2019 г., а также копиями протоколов общих собраний и смет.

Как полагает административный истец, исполнить предписание Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным в связи с тем, что ТСЖ «Лотос» не может устранить нарушение в части начисления размера платы за содержание жилья в период с января пo май 2019г. согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, ч. 8.1 ст. 23 ФЗ , поскольку не было самого нарушения.

ТСЖ «Лотос» просило признать незаконным указанное предписание.

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление товарищества собственников жилья «Лотос» к Государственной жилищной инспекции <адрес>, старшему государственному инспектору отдела надзора в сфере платежей за жилищно-коммунальные услуги ГЖИ НСО Овчинниковой Л. Е. о признании незаконным предписания.

С указанным решением не согласился административный ответчик ГЖИ НСО, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Апеллянт указывает, что суд неправильно установил фактические обстоятельства по делу, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Считает оспариваемое предписание законным и обоснованным на основании следующего. До ДД.ММ.ГГГГ предоставление услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. (далее - Правила ), входило в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и оплачивалось в составе платы за содержание общего имущества.

ТСЖ «Лотос» необходимо было произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключив данную услугу из размера платы на содержание.

Суд первой инстанции в решении указал, что ТСЖ «Лотос» исключило плату за вывоз ТБО из состава платы за содержание жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Указанный вывод не соответствует представленным в дело доказательствам.

Ссылаясь на представленный протокол общего собрания членов ТСЖ «Лотос» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении размера платы на содержание жилья, суд не учел, что протокол общего собрания членов ТСЖ «Лотос» от ДД.ММ.ГГГГ содержит в повестке дня вопрос по утверждению размера платы на содержание жилья в размере 33,94 руб. с кв.м., однако поскольку члены ТСЖ «Лотос» данным протоколом не утвердили на период начала действия утвержденного размера платы - действие данного протокола общего собрания начинается с момента принятия членами ТСЖ решений по вопросам, указанным в повестке дня, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, полагает, что выводы суда о том, что принятый ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании членов ТСЖ «Лотос» размер платы на содержание жилья начинает действовать с ДД.ММ.ГГГГ, являются не обоснованными и противоречат нормам законодательства, а также нарушают права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.

Вывод суда о том, что предписание выдано ДД.ММ.ГГГГ, в то время как протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ уже утверждена смета на содержание жилья на 2019 год, согласно которой услуга по вывозу ТБО исключена из состава платы за содержание жилья, является несостоятельным, поскольку в повестке собрания членов ТСЖ «Лотос» от ДД.ММ.ГГГГ не содержится вопроса об утверждении сметы доходов и расходов на год, то есть невозможно установить, являлась ли предоставленная в материалы дела смета предметом рассмотрения членами ТСЖ «Лотос». Таким образом, представленная в материалы дела смета доходов и расходов на содержание жилья на 2019 год не может являться допустимым доказательством по делу.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Часть 8 статьи 156 ЖК РФ предусматривает, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предоставление услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов входило в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и оплачивалось в составе платы за содержание общего имущества.

С ДД.ММ.ГГГГ обращение с твердыми коммунальными отходами, предоставленными потребителю в жилом помещении, является коммунальной услугой и рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из тарифов, установленных Департаментом по тарифам <адрес> на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О несении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ

Часть 8.1 ст. 23 Закона № 458-ФЗ устанавливает, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращении с ТКО, стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения, начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращении с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено, что согласно уставу ТСЖ «Лотос» создано в целях совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме; обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме; осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества в многоквартирном доме; предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в данном многоквартирном доме; защиты прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в суде, в отношениях с третьими лицами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В силу пп. 4, 8.1 п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год.

До ДД.ММ.ГГГГ начисление размера за содержание жилья в период с января 2016 г. по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось на основании решения общего собрания членов ТСЖ «Лотос», проводимого в форме очно-заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом б\н от ДД.ММ.ГГГГ Указанным решением был утвержден тариф на содержание жилья в размере 33, 94 руб. с кв.м. Данное решение общего собрания было оспорено в судебном порядке, решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. иск собственников был оставлен без удовлетворения, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

При этом согласно смете тарифа на содержание жилья в ТСЖ «Лотос» на 2017 год услуга по вывозу ТБО входила в п.п. 1.1 сметы: тариф на работы по техническому обслуживанию приборов учета, наружных сетей, канализации, вентиляции, вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) и пр. и составляла 5,39 руб., а общая сумма тарифа на содержание общего имущества - 33,94 руб.

ТСЖ «Лотос» с ДД.ММ.ГГГГ исключило из платы за содержание жилья плату за вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) и включило её в состав платы за коммунальную услугу по сбору, вывозу утилизации ТКО.

Суд первой инстанции установил, что тариф платы за содержание жилья остался прежним - 33, 94 руб., поскольку увеличилась плата на другие статьи расходов - на налоги, материальные расходы и пр.

Смета на удержание жилья на 2019 год была утверждена решением общего собрания членов ТСЖ «Лотос», проводимого в форме очно-заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно смете доходов и расходов на содержание жилья в ТСЖ «Лотос» на 2019г. размер платы на содержание жилья составил 33,94 руб., т.е. прежнюю сумму, но уже без расходов на вывоз ТБО. Данная смета применима на весь год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Утверждение платы за содержание жилья в ином размере решением общего собрания членов ТСЖ «Лотос» могло служить основанием для перерасчета начислений, однако поскольку плата осталась в том же размере, то и оснований для перерасчета нет.

То обстоятельство, что ТСЖ «Лотос» исключило из платы за содержание жилья плату за вывоз ТКО, подтверждается копиями единого платёжного документа за декабрь 2018 г. и январь 2019 г. Из платежного документа на декабрь 2018 г. следует, что размер платы за содержание жилья составляет 33,94 руб. Из платежного документа на январь 2019 г. следует, что размер платы за содержание жилья составляет также 33, 94 руб., но при этом отдельной строкой указана плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, которая не включена в стоимость содержания жилья.

Судом первой инстанции верно установлено, что предписание выдано ДД.ММ.ГГГГ, в то время как протоколом от ДД.ММ.ГГГГ уже утвержден тариф на содержание жилья на 2019 г. на основании сметы на 2019 год, действия ТСЖ по начислению платы подтверждены (одобрены) решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, нет оснований для вывода о двойном начислении платы за вывоз ТКО. Указанное решение общего собрания не оспорено, не отменено, незаконным в судебном порядке не признано.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.

Кроме того, ТСЖ вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. /пп.2 п. 1 ст. 137 ЖК РФ/.

Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь указанными положениями закона, исследовав представленные доказательства: смету на 2019 год, протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, показания допрошенного свидетеля, платежные документы на оплату за декабрь 2018 г. и январь 2019 г., оценив доказательства в их совокупности, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Как следует из постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного мировым судьей четвертого судебного участка <адрес>, в действиях ТСЖ «Лотос» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно неисполнение в установленный срок предписания ГЖИ НСО от ДД.ММ.ГГГГ. Суд установил, что во исполнение выданного предписания до установленного для этого срока (ДД.ММ.ГГГГ) ТСЖ «Лотос» были совершены все необходимые действия для выполнения предписания, а именно проведено общее собрание членов ТСЖ «Лотос» МКД по <адрес>, которым был утвержден тариф на содержание жилья в размере 33,94 руб. с кв.м. согласно представленной на голосование сметы на 2019 год. Данное постановление суда не отменено, незаконным не признано.

Как следует из постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного мировым судьей четвертого судебного участка <адрес>, в действиях ТСЖ «Лотос» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно неисполнение в установленный срок предписания ГЖИ НСО от ДД.ММ.ГГГГ (содержащего требования, аналогичные предписанию от ДД.ММ.ГГГГ). Суд установил, что во исполнение выданного предписания до установленного для этого срока (ДД.ММ.ГГГГ) ТСЖ «Лотос» были совершены все необходимые действия для выполнения предписания, а именно проведено общее собрание членов ТСЖ «Лотос» МКД по <адрес>, которым был утвержден тариф на содержание жилья в размере 33,94 руб. с кв.м. согласно представленной на голосование сметы на 2019 год. Данное постановление суда не отменено, незаконным не признано.

Вступившими в законную силу постановлениями в совокупности подтверждается, что требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ были исполнены ТСЖ «Лотос» до его выдачи утверждением тарифа на содержание жилья на основании сметы на 2019, что подтверждается протоколом общего собрания членов ТСЖ «Лотос» от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводов, изложенных в апелляционной жалобе, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЖИ НСО – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи