Судья Созонов А.А. Дело №а-1889/2021 (1 инстанция)
18RS0№-25 №а-3977/2021 (2 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
судей Габдрахманова А.Р., Малкова К.Ю.,
при секретаре Степановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> на решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
административные исковые требования ФИО1 к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, понуждении к свершению действий удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> «Об отказе в заключении договора купли-продажи» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, пос. <адрес> Лучистый, <адрес>, без проведения торгов, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Взысканы с Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Малкова К.Ю., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца ФИО1, его представителя ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам,
установила:
ФИО1 (далее - административный истец) обратился в суд к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> (далее - административный ответчик), в котором просил:
- признать незаконным решение Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> об отказе в заключении договора купли-продажи, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ;
- возложить на Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> обязанность заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:26:020206:20 без проведения торгов.
Требования мотивированы тем, что между административным истцом и административным ответчиком заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 18:26:020206:20, расположенного по адресу: <адрес>, участок 3, сроком на 20 лет. В 2020 году истцом на вышеуказанном земельном участке возведен индивидуальный жилом дом. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение № об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка без торгов в связи с тем, что возведенный на земельном участке объект не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; земельный участок не огорожен забором, занесен снегом, имеется свободный доступ, признаки электроснабжения и печного отопления отсутствуют; жилой дом, построенный на участке, не используется, конечная цель передачи земельного участка в собственность - для эксплуатации жилого дома - на момент обращения истца с заявлением не достигнута. По мнению административного истца, решение административного ответчика является незаконным и необоснованным, поскольку им осуществлялось строительство жилого дома в соответствии с требованиями закона: ДД.ММ.ГГГГ ГУАиГ Администрации <адрес> выдало уведомление о соответствии построенного объекта ИЖС градостроительным нормам и правилам, ДД.ММ.ГГГГ построенный объект поставлен на государственный кадастровый учёт, за истцом зарегистрировано право собственности на него.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУАиГ Администрации <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «<адрес>» в лице Администрации <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО3 требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес>, представитель заинтересованного лица МО «<адрес>» в лице Администрации <адрес>ФИО2 возражала против заявленных требований, ссылаясь на отзыв, приобщенный к материалам дела.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГУАиГ Администрации <адрес>ФИО4 позицию представителя административного ответчика поддержал.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права, в связи, с чем сделаны ошибочные выводы о возможности реализации права на выкуп земельного участка под жилым домом без установления признаков его пригодности для постоянного проживания. Возведение на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, объекта, не отвечающего требованиям, предъявляемым законодательством к жилым домам, даже в случае государственной регистрации права собственности на такой объект, не влечет за собой возникновения у его собственника права на приобретение земельного участка в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, указывает на необоснованность вывода суда об отсутствии доказательств непригодности дома административного истца к постоянному проживанию, поскольку в материалы дела предоставлено заключение независимой строительно-технической экспертизы, в соответствии с которым эксперт пришел к выводу о непригодности дома истца к постоянному проживанию. Продажа земельного участка под здание без проведения торгов обусловлена тем, что арендатор участка должен вложить значительные денежные средства на строительство жилого дома, отвечающего всем требованиям законодательства. В рассматриваемом случае спорное строение не обладает признаками жилого дома.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление подано в суд в установленный законом срок.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и ФИО1 заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) №, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 18:26:020206:20, площадью 1 357 кв.м. с адресом (адресным ориентиром): Удмуртская Республика, <адрес>, участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, договор заключен сроком на 20 лет с момента подписания акта приема-передачи земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право аренды ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:020206:20, площадью 1 357 кв.м. с адресом: Удмуртская Республика, городской округ <адрес>, земельный участок 3 (номер государственной регистрации 18:26:020206:20-18/004/2020-2).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГУАиГ Администрации <адрес> с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированным за №.
Уведомлением начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 проинформирован о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на арендуемом земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГУАиГ Администрации <адрес> с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, зарегистрированным за №.
Уведомлением начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении, и расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, пос. <адрес> Лучистый, <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО1 на жилой дом, площадью 31,6 кв.м., количество этажей: 1, с кадастровым номером 18:26:020206:144, год завершения строительства: 2020, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, жилой <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, пос. <адрес> Лучистый, <адрес> собственность за плату без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, указав при этом, что на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером 18:26:020206:144, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, жилой <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела муниципального земельного контроля Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес>ФИО6 проведен осмотр территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, о чем составлен акт №, из содержания которого следует, что земельный участок не огорожен забором, на участок имеется свободный доступ. В юго-западной части земельного участка расположен старый деревянный сруб с двухскатной крышей из профнастила. В оконные проемы вставлены старые деревянные рамы. В восточной части сруба имеется входная группа в виде пристроя с вставленными оконными рамами и дверным проемом. Между пристроем входной группы и непосредственно срубом отсутствует входная дверь. Внутри сруба имеется старый деревянный крашеный пол, печь в доме отсутствует. Сруб установлен на кирпичном фундаменте. Признаки подключения к системе электроснабжения отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес>ФИО1 дан ответ № об отказе в заключении договора купли-продажи, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что участок не огорожен забором, занесен снегом, в юго-западной части участка расположен старый деревянный сруб с двухскатной крышей из профнастила. В восточной части сруба имеется входная группа в виде пристроя. Признаки электроснабжения и труба печного топления отсутствуют. Иных построек на земельном участке нет. Возведенный на земельном участке объект в качестве жилого дома не используется, конечная цель передачи земельного участка в собственность - для эксплуатации жилого дома - на момент обращения истца с заявлением не достигнута.
Согласно акту на приемку, замену, проверку, закрытие, демонтаж измерительного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителем энергосбытовой организации, по адресу: <адрес> группа учета электроэнергии допущена в эксплуатацию.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, оценив предоставленные сторонами доказательства, пришел к выводам о том, что обжалуемое решение Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормам действующего законодательства, поскольку административный истец, как собственник жилого дома, имеет право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Факт того, что объект недвижимости признаками жилого дома не обладает, достаточными и достоверными доказательствами не подтвержден, отдельно принятыми судебными актами, вступившими в законную силу, не установлен.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции верными.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20, осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
В пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Из положений статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Действующее законодательство относит к объектам индивидуального жилищного строительства (далее - объекты ИЖС) отдельно стоящие здания (жилые дома, индивидуальные жилые дома) с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которые состоят из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях, и не предназначены для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 28 Закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Административным истцом в материалы дела представлена выписка из ЕГРН, содержащая сведения о характеристиках объекта и сведения о зарегистрированных правах, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером 18:26:020206:144, площадью 31,6 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, жилой <адрес>.
Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020206:20, имеющим вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 357 кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, что также подтверждается выпиской из ЕГРН.
Административный истец, намереваясь выкупить земельный участок у собственника (муниципального образования), обратился в уполномоченный орган - Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Следовательно, довод административного ответчика о наличии в действиях административного истца признаков злоупотребления правом, которое направлено на приобретение права собственности на земельный участок в обход установленного законом порядка без уплаты его реальной рыночной стоимости, судебной коллегией отклоняется как необоснованный.
Довод административного ответчика о том, что возведенный объект недвижимости не может являться жилым домом, судебная коллегия находит несостоятельным.
Так, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление № ГУАиГ Администрации <адрес> о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пер. Лучистый (кадастровый номер земельного участка 18:26:020206:20).
Данное уведомление дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве (часть 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 получил уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ ГУАиГ Администрации <адрес> о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении, и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020206:20 по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, жилой <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировал право собственности на жилой дом в ЕГРН.
Указанная запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана. Порядок регистрации соответствующего права (в данном случае упрощенный) не имеет правового значения для разрешения данного спора.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Городской думы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 18:26:020206:20 находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Максимальный процент застройки в границах земельного участка для индивидуальных жилых домов составляет 20 м, предельная высота зданий и сооружений – 9 м. Минимальный набор помещений, минимальная площадь индивидуального жилого дома не отнесены к предельным параметрам, установленных Правилами.
Площадь индивидуального жилого дома должна быть не менее установленной нормы, предусмотренной действующим законодательством. В соответствии с решением Городской Думы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения 10 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека норма предоставления площади жилого помещения.
В настоящее время состав помещений одноквартирного (индивидуального) дома при проектировании выбирается собственником самостоятельно и является для него рекомендуемым.
Необходимо отметить, что в договоре о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ не указаны параметры индивидуального жилого дома, которые должен был возводить арендатор земельного участка.
Согласно представленному в материалы дела техническому плану здания построенный объект недвижимости представляет собой одноэтажный жилой дом общей площадью 31,6 кв. м, что соответствует параметрам объекта, содержащимся в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Кроме того, административным истцом в материалы дела предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждает наличие инженерной сети возведенного объекта недвижимости, в частности электроснабжение.
При этом отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не являются основаниями, при которых жилые помещения не могут быть признаны непригодными для проживания (пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).
Необходимость наличия в жилых домах внутриквартирного оборудования, подключения к инженерно-техническому обеспечению - свету и воде - предусмотрена сводом правил СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 725/<адрес> свод правил не включен в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в связи с чем его положения применяются на добровольной основе.
Таким образом, ФИО1 в рамках действующего законодательства возвел жилой дом площадью 31,6 кв.м. на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности на жилой дом, тем самым указав, что построенный объект недвижимости является жилым домом.
Представленное административным ответчиком в материалы дела заключение комплексной строительно-технической экспертизы №-ЧЛ-21 от ДД.ММ.ГГГГ, как таковым заключением экспертизы, в том смысле, в котором данное понятие раскрывают статьи 77-82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не является. Данное исследование проведено вне рамок судопроизводства по настоящему административному делу. Административный истец не извещался о времени и месте проведения осмотра принадлежащего ему объекта недвижимости, в осмотре не участвовал, исследование проведено в одностороннем порядке. Осмотр возведенного объекта произведен специалистом ФИО7 только снаружи. Специалист ФИО7 не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При данных обстоятельствах, указанное доказательство не является относимым и допустимым доказательством, объективно подтверждающим тот факт, что объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:020206:144 признаками жилого дома не обладает, в связи с этим, обоснованно не было принято судом первой инстанции во внимание.
В этой связи, акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ не является достаточным доказательством, объективно подтверждающим доводы возражений административного ответчика.
Тот факт, что объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:020206:144 признаками жилого дома не обладает, достаточными и достоверными доказательствами не подтвержден, отдельно принятыми судебными актами, вступившими в законную силу, не установлен, поскольку таковых не принималось, иных доказательств суду не представлено.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на этом участке индивидуальный жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о нахождении указанного объекта индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.
При указанных обстоятельствах, решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес>№ об отказе ФИО1 в заключении договора купли-продажи, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства и иную оценку доказательств.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для изменения решения суда в части указания в резолютивной части решения кадастрового номера земельного участка, а именно в третьем абзаце резолютивной части решения вместо неверного указания кадастрового номера земельного участка 18:26:020206:144, необходимо указать верный №.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части указания в третьем абзаце резолютивной части решения кадастрового номера земельного участка, указав вместо «18:26:020206:144» - 18:26:020206:20.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через Первомайский районный суд <адрес> Республики.
Председательствующий судья: Г.Р. Багаутдинова
Судьи: А.Р. Габдрахманов
К.Ю. Малков
Копия верна:
Председательствующий судья: Г.Р. Багаутдинова