КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело а – 19385/2022 (а-1550/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего 18
судей 13, ФИО1
по докладу судьи 13
при ведении протокола
секретарем судебного заседания 3
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению 14 к администрации муниципального образования 1 округ город-курорт 2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
по апелляционной жалобе 14 на решение Хостинского районного суда г. 2 Краснодарского края от 15.04.2022г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
14 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования 1 округ город-курорт 2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование требований указал, что в соответствии с установленным порядком, определенным административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», утвержденным постановлением администрации города 2 от 25.12.2020г., административный истец обратился с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако административным ответчиком 14.09.2021г. принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство. 14 полагает, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято незаконно, в связи с чем, обратился в суд.
14 просил суд: признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» и решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства от 14.09.2021г.; возложить обязанность устранить выявленные нарушения путем выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в отношении объекта: «Гостиничный комплекс Монреаль парк» 4, 5 в соответствии с представленной проектной документацией шифр 03.03/21 от марта 2021г., разработанной ООО «Кубаньпроект» и положительным заключением экспертизы от 03.06.2021г., выполненное ООО «КМНЭ» в отношении объекта: «Гостиничный комплекс «Монреаль Парк» на земельном участке с кадастровым номером 19, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. 2, , уч. , проспект, участок 28, , 108/4, 108/5, 108/7, 108/8, 110/7 без учета положений п. 2 решения 1 муниципального образования 1 округ город-курорт 2 Краснодарского края от 28.07.2021г.
Обжалуемым решением Хостинского районного суда г. 2 Краснодарского края от 15.04.2022г. в удовлетворении требований 14 к администрации муниципального образования 1 округ город-курорт 2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство отказано.
С указанным решением суда не согласился 14 и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права. При этом 14 полагает, что законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования 1 округ город-курорт 2 Краснодарского края по доверенности 6, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как принятое в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель 14 по доверенности 7, представитель 4 по доверенности 8 поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель администрации муниципального образования 1 округ город-курорт 2 по доверенности 9 возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
14 с целью целевого использования земельного участка с кадастровым номером 20, была разработана проектная документация, выполненная ООО «КубаньПроект». В отношении указанной проектной документации получено положительное заключение экспертизы от 03.06.2021г., выполненное обществом с ограниченной ответственностью «Краснодарская межрегиональная негосударственная экспертиза».
В соответствии с установленным порядком, определенным административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», утвержденным постановлением администрации города 2 от 25.12.2020г., административный истец обратился с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако административным ответчиком 14.09.2021г. принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований:
нe представлены документы необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ: а именно, раздел проектной документации «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;
представленная проектная документация разработана за границами правомерного земельного участка;
техническое задание на проектирование разработано от 14.05.2021г., при этом проектная документация разработана от 03.2021г. Таким образом, представленная проектная документация разработана без технического задания на проектирование;
озеленения на земельном участке с кадастровым номером 21, недостаточно;
установлено превышение максимальной высоты зданий, допустимой для проектирования в территориальной зоне «Ж-3»;
согласно выписке из ЕГРН от 21.07.2021г. данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 23 отсутствуют. Установлено ограничение: залог в силу закона в пользу ООО «ДомоС», договор купли-продажи недвижимого имущества от 20.02.2019г. Таким образом, соглашение об установлении частного сервитута от 20.05.2021г. на земельный участок с кадастровым номером 22 между ООО «ЭВЕРЕСТ» и 14 является недействительным;
согласно «Схеме планировочной организации земельного участка», в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства осуществляется проектирование подпорных стен, прокладка инженерных сетей, благоустройство территории (проектирование проезда). Согласование строительства сетевой организации вышеуказанных объектов охранной зоне электросетевого хозяйства в представленных документах отсутствует, согласование строительства противооползневых мероприятий, автомобильного проезда, а также прокладки инженерных сетей с эксплуатирующей организацией газовой сети в представленных документах отсутствует;
в отношении проектируемого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24 отсутствуют технические условия, необходимые для подключения к сетям электроснабжения и связи. Также на земельный участок с кадастровым номером 25 отсутствует соглашение о компенсации затрат ПАО «Кубаньэнерго» по демонтажу (переустройству) сетей электроснабжения;
не представлены к рассмотрению инженерно-геофизические изыскания, указанные в техническом задании на проектирование от 26.
функциональное назначение здания - «гостиничный комплекс» не соответствует требованиям СП 257.1325800.2016 2016 «Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования», предъявляемым к проектированию зданий такого типа.
согласно текстовой части раздела, отделка помещений квартир выполняется собственником после сдачи объекта в эксплуатацию в соответствии с индивидуальными дизайн-проектами. Таким образом, установлено нецелевое использование земельного участка. Намечаемая деятельность не соответствует разрешенному виду использования земельного участка согласно Приказу Министерства Экономического развития РФ от 01.09.2014г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
при рассмотрении представленного раздела «Конструктивные и объемно-планировочные решения. Конструктивные решения подпорных стен» установлено:
а) раздел разработан с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а именно: отсутствует текстовая часть раздела;
при рассмотрении технического отчет по инженерно-геологическим изысканиям (Том 2) «СочиТисизПроект» № З153а-И3 от 2020 установлено, что текстовая часть отчета не оформлена в установленном порядке (не заверена специалистами);
представленное положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «КМНЭ» от 03.06.2021г. не соответствует требованиям к оформлению.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт 2, утвержденными решением 1 от 29.12.2009г. , градостроительным планом земельного участка от 18.12.2018г. № RU2330900, в территориальной зоне «Ж-3» установлены, такие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства как: минимальные отступы от границ земельного участка - 5м, максимальная высота здания - 22,0 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%, минимальный процент озеленения - 15 %, коэффициент использования территории (КИТ) - 1,2.
Как указано в решении об отказе в выдаче разрешения на строительство, согласно представленной проектной документации здание 1 (стилобат 1, литер 1, 2, 7) запроектировано высотой 26,4м, здание 2 (стилобат 2, литер 3, 4, 5) запроектировано высотой 37,5м.
Допустимая высота, предусмотренная градостроительным регламентом для территориальной зоны «Ж-3», составляет 22,0 м. С учетом допустимого отклонения 10% по высоте - 24,2 м.
Таким образом, установлено превышение максимальной высоты зданий, допустимой для проектирования в территориальной зоне «Ж-3».
В соответствии с положениями п. 3.1. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением )», высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
Данное определение используется для определения высоты зданий в сводах правил:
СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», (сноска к пункту 1.1); СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», (пункт 3.5). Данный способ определения высоты здания в частности применяется при проведении анализа проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельною участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются документы согласно исчерпывающего перечня, предусмотренного частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено, что 10 в отношении проектируемого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302039:84, не представлены действующие технические условия, необходимые для подключения к сетям электроснабжения и связи.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, технические условия-комплект документации, устанавливающий необходимые для подключения к коммуникациям характеристики оборудования, материалов, этапности проведения работ, а также нормы расхода.
Технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое подключение. Получение, технических условий сопряжено с заключением договора на осуществление поставок ресурсов. Как правило, объект капитального строительства до ввода в эксплуатацию нуждается в подключении к следующим городским коммуникациям — электроснабжению, теплоснабжению, водопроводу, канализации, водостоку, наружному освещению, сетям связи.
Таким образом, указанные документы являются неотъемлемой составляющей, необходимой для осуществления фактического подключения объекта капитального строительства к сетям ресурсоснабжающих организаций.
В таком случае до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство административному истцу следовало обратиться в соответствующие организации, ранее выдавшие технические условия, либо за продлением уже имеющихся технических условий, либо за заключением договора о предоставлении технических условий с аналогичными характеристиками на новый срок.
Кроме того, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство указано то, что согласно текстовой части раздела, отделка помещений квартир выполняется собственником после сдачи объекта в эксплуатацию в соответствии с индивидуальными дизайн-проектами. Таким образом, установлено нецелевое использование земельного участка. Намечаемая деятельность не соответствует разрешенному виду использования земельного участка согласно Приказу Министерства Экономического развития РФ от 01.09.2014г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Судом первой инстанции отмечено, что надлежащих доказательств обратного 10 не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, указанный документ является целостным и делать исключений в какой-либо из его частей не представляется возможным. Указанные обстоятельства действительно находят свое отражение в разделе «Конструктивные и объемно-планировочные решения».
С целью устранения указанных обстоятельств административному истцу надлежит в установленном законом порядке обратиться к лицу, выполнявшему работы по проектированию с требованием об устранении недостатков в результате работ.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основании своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод, и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актом, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые ссылаются как на основании своих требований.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении требований 14 к администрации муниципального образования 1 округ город-курорт 2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство ввиду наличия предусмотренных действующим законодательством законных оснований для отказа 14 в выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об отказе в удовлетворении требований 14 следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ссылка в апелляционной жалобе об отсутствии законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований является несостоятельной.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хостинского районного суда г. 2 Краснодарского края от 27. оставить без изменения, апелляционную жалобу 14 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий 28
Судья 13
Судья 29
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело а – 19385/2022 (а-1550/2022)