Хасавюртовский городской суд РД судья С.И. Хадисова
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2019 года, по делу №а-2033/19, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Гончарова И.А., судей Джарулаева А-Н.К., ФИО2, при секретаре Таджибовой Э.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МРЭО ГИБДД МВД по РД (дислокация <адрес>) о признании незаконным отказа врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД <адрес>ФИО6 от <дата> в постановке на первичный регистрационный учет автомобили марки БМВ-520, 2001 г.в., о признании представленных административным истцом документов достаточными для первичной регистрации транспортного средства и обязании поставить на первичный регистрационный учет указанное транспортное средство,
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с приведенным выше административным иском, мотивировав требования тем, что <дата> истец на торгах <дата> у Территориального управления Росимущества по РД за 50 390 рублей с учетом НДС приобрел автомобиль марки BMW-520, белого цвета за государственным номерным знаком GZF068, 2001 года выпуска, WENT -W№, о чем составлены договор купли-продажи имущества и передаточный акт № от <дата>. При этом других документов, кроме указанных выше, ему не выдали, разъяснив, что автомобиль был конфискован и обращён в доход государства, и из-за отсутствия документов, в том числе.
<дата> он обратился в МРЭО ГИБДД МВД РД с дислокацией в <адрес> с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля. Однако, ссылаясь на отсутствие информации о таможенном оформлении и регистрации транспортного средства в подразделениях ГИБДД МВД РФ, административным ответчиком в этом ему было отказано. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Просит признать незаконным отказ в постановке на первичный регистрационный учет принадлежащего ему транспортного средства марки BMW-520 за государственным номерным знаком GZF068, 2001 года выпуска, цвет - белый, WIN - W№, признать представленные документы, в частности: договор купли-продажи имущества № от <дата>, квитанцию об оплате имущества № и № от <дата>, акт приема-передачи имущества от <дата>, достаточными для проведения первичной регистрации транспортного средства и обязании поставить его на первичный регистрационный учет в МРЭО ГИБДД МВД РД с дислокацией в <адрес>.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с неправильным применением норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении иска.
В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей МРЭО ГИБДД МВД по РД (с дислокацией в <адрес>) и ТУ Росимущества по РД, извещенных о месте, дате и времени судебного заседания апелляционной инстанции (статьи 150, 307 КАС РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным истцом на основании информационного сообщения о реализации имущества, обращенного в доход государства за №, опубликованного на официальном сайте, <дата> подана письменная заявка на участие в торгах на приобретение имущества Лот 1 – указанной автомашины BMW-520.
<дата> на открытых торгах автомобиль приобретен истцом за 49 390 рублей, о чем составлены договор купли-продажи и передаточный акт. Оплата за автомобиль произведена путем перечисления денежных средств по реквизитам ТУ Росимущества по РД.
В пункте 2 приведенного выше информационного сообщения о реализации имущества, обращенного в доход государства, указано, что сопроводительные документы к имуществу отсутствуют, а именно отсутствует паспорт транспортного средства (ПТС), что является недостатком данного имущества и препятствием пригодности его к использованию по прямому назначению.
Однако, несмотря на отсутствие ПТС, ФИО1 подал заявку, подписал договор купли-продажи, на расчетный счет ТУ Росимущества по РД, перечислил по приходно-кассовому ордеру № от <дата> денежные средства – 50 390 рублей с учетом 18 % НДС, и приобрел право собственности на транспортное средство.
<дата>ФИО1 обратился в МРЭО ГИБДД по РД с дислокацией в <адрес> по вопросу регистрации автомобиля на основании договора купли-продажи и передаточного акта от <дата> на свое имя. Однако, истцу в постановке на первичный регистрационный учет было отказано из-за отсутствия сведений о таможенном оформлении и регистрации транспортного средства в подразделениях МРЭО ГИБДД РФ.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ), принятый во исполнение указанного закона приказ МВД России от <дата>№ "Об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства", Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от <дата>№ (далее - Регламент).
Постановление Правительства РФ от <дата>№ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусматривает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются -владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством РФ о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п. 22 Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, подлежащих представлению заявителем, определен в п. 15 Административного регламента, в числе которых указан паспорт транспортного средства.
Регистрация транспортного средства осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, за физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющим транспортным средством на праве собственности, а также за лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся транспортным средством от имени собственника на законных основаниях, в случаях, установленных указанными Правилами.
Административным истцом на осуществление государственной услуги по регистрации транспортного средства были предоставлены: заявление, копия паспорта гражданина РФ; договор купли-продажи и передаточный акт от <дата>.
ПТС предоставлен не был.
Представленным в суд договором подтверждается, что ФИО1 автомобиль приобретен без ПТС, данные о том, что указанный автомобиль прошел таможенное оформление, перемещался через таможенную границу и был зарегистрирован за кем - либо в МРЭО ГИБДД РФ до заключения договора купли-продажи от <дата> МРЭО ГИБДД МВД РД не получены.
В соответствии с пунктом 37 статьи 4 Таможенного кодекса товары Таможенного союза, находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств -членов таможенного союза.
Таким образом, иностранные товары, ввезенные на единую таможенную территорию Таможенного союза и получившие в соответствии с ТК ТС статус товаров Таможенного союза посредством их таможенного декларирования и помещения под соответствующую таможенную процедуру, получают право свободно перемещаться по всей таможенной территории Таможенного союза, без каких-либо ограничений и выполнения таможенных формальностей.
Данных о том, что транспортное средство прошло таможенное оформление не имеется. Согласно приведенных правовых норм для его постановки на регистрационный учет в органах ГИБДД МВД России необходимо, среди прочего, предоставить ПТС, который в случае ввоза транспортного средства на таможенную территорию выдается таможенными органами.
Выдача ПТС является дополнительной функцией, возложенной постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, и возможна только после заявления транспортного средства в процедуру «Выпуск для внутреннего потребления».
При таких обстоятельствах транспортное средство подлежало декларированию в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при обращении в МРЭО ГИБДД МВД РД в <адрес> с заявлением о регистрации транспортного средства, административный истец должен был представить ПТС, а так же сведения о таможенном оформлении.
При таких обстоятельствах, решение суда соответствует требованиям ч. 1 ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от <дата>№ «О судебном решении» о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к его отмене или изменению, по материалам дела не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи