ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-28875/2022 от 14.09.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Сергеева Л.В. Дело а-28875/2022

МО

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Фетисовой И.С., Балабан К.Ю.,

при помощнике судьи Налапкине А.П., ведущем протокол судебного заседания

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 сентября 2022 года апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» на решение Сергиево-Посадского городского суда от по делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Фетисовой И.С.,

Объяснения Леонтьевой В.В., Леонтьева В.Г.,

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по обратилось в суд с административным исковым заявлением к АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» о ликвидации юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что в нарушение п.3, п.3.2 ст. 32 Федерального закона от за № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Автономная некоммерческая организация «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» с 2017 года не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; с 2017 года не размещает в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и не представляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности. В связи с указанными нарушениями Управлением Минюста РФ по МО было вынесено предупреждение от , направленное по адресу ответчика, со сроком устранения нарушений – до , а затем повторно было вынесено предупреждение от , где был установлен новый срок устранения недостатков – до .

Между тем, нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем, со ссылкой на положения пункта 10 статьи 32 Федерального закона от за № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», административный истец просит суд ликвидировать в судебном порядке АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив», зарегистрированную Управлением Федеральной налоговой службы по , ОГРН , учетный и исключить ее из ЕГРЮЛ.

Решением Сергиево-Посадского городского суда от требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Автономной некоммерческой организацией «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на исполнение требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по до рассмотрения настоящего дела по существу. Кроме того, административный ответчик в своей апелляционной жалобе указал, что судебное разбирательство осуществлялось в период реализации ограничительных мер по недопущению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) и переходом ряда организаций на дистанционный режим работы с закрытием офисов, в связи с чем судебные повестки административным ответчиком получены не были. Судом не были запрошены сведения о месте жительства лиц, имеющих право представлять интересы юридического лица, сведения о которых имеются в материалах дела. Нак сайте Минюста России также не было размещено информации о времени и дате судебного заседания. Ввиду отсутствия извещения указанных лиц АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» не располагало сведениями о рассмотрении административного дела в Сергиево-Посадском городском суде .

В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика - Председатель правления АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» - Леонтьев В.Г., учредитель АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» – Леонтьева В.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объёме, решение суда первой инстанции просили отменить. Также пояснили, что организация на данный момент действует, отчеты представлены, претензий у административного истца не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от за № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. 65 п. 6 Положения об Управлении Минюста РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста РФ от за , Управление Минюста РФ по осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

В соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона российской Федерации от за № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, – один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе осуществления контроля за деятельностью административного ответчика - АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по выявлено, что указанная организация с 2017 года не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; с 2017 года не размещает в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и не представляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности.

В адрес Автономной некоммерческой организации «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» направлено предупреждение , в котором Управление Министерства юстиции Российской Федерации по просит устранить допущенные нарушения, предусмотренные положениями пунктов 3, 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ввиду неисполнения требований вышеуказанного предупреждения в адрес административного ответчика направлено повторное предупреждение , в котором просят устранить допущенные нарушения, предусмотренные теми же нормами Федерального законодательства.

Согласно скриншота, содержащегося в материалах дела, сведений о передаче отчетов некоммерческой организацией после не имеется.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к выводу об удовлетворении административного иска, ссылаясь на неустранение выявленных нарушений в сроки, установленные предупреждениями Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.

Решение суда согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть законным и обоснованным.

Решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему CMC-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством CMC-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

По смыслу приведенных норм права разбирательство административного дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов административного судопроизводства и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии административного процесса. Однако, без надлежащего извещения участников процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства указанная функция судебного заседания не может быть выполнена. Отсюда вытекает необходимость неукоснительного соблюдения установленного административным процессуальным законодательством порядка извещения участвующих в деле лиц, причем в деле должны сохраняться необходимые доказательства, подтверждающие факт их надлежащего извещения.

Из материалов дела следует, что по делу состоялось одно судебное заседание . В указанную дату представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, в протоколе судебного заседания имеется запись о том, что административный ответчик о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Между тем документы, подтверждающие вручение административному ответчику судебного извещения в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в материалах дела в нарушение части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют сведения о размещении на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикация в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела.

Порядок размещения информации на официальном сайте суда в сети "Интернет" судом также не соблюден, поскольку к материалам дела не приобщены доказательства такого размещения.

Никаких иных доказательств, подтверждающих надлежащее извещение административного ответчика о времени и месте судебного заседания, в материалах дела не имеется.

Административное исковое заявление, направленное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно отчету ФГУ Почты России было возвращено отправителю.

Судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении о судебном заседании обоснованным, поскольку судом первой инстанции не были учтены указанные процессуальные нормы, которыми установлен специальный порядок извещения сторон по делам данной категории, несмотря на то, что административным истцом были представлены документы, подтверждающие возвращение отправителю Управлению Министерства юстиции направленной административному ответчику копии административного искового заявления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, суду следовало вынести соответствующее определение о размещении извещения о времени и месте рассмотрения данного административного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по и направить копию указанного определения для исполнения административному истцу.

Формальное выполнение судом обязанности по извещению административного ответчика о времени и месте судебного заседания и направлении копии решения не обеспечило обществу реальную возможность реализовать гарантированные законом права.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с возвращением дела в суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении административного дела, суду следует учесть указанные нарушения норм материального и процессуального права, принять меры к надлежащему своевременному извещению сторон о времени и месте рассмотрения дела, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, истребовать у сторон доказательства, в том числе по своей инициативе, исходя из активной роли суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, подтверждающие исполнение административным ответчиком возложенных законодательством обязанностей (представленные отчеты), дать надлежащую оценку представленным доказательствам и постановить решение с учетом требований законодательства.

В целях реализации данных разъяснений суду следует также разрешить вопросы о возможности привлечения к участию в деле в качестве административных соответчиков председателя правления АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» - Леонтьева В.Г., учредителя АНО «Сергиево-Посадское агентство социальных инициатив» – Леонтьеву В.В.

руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда от отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи