ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-300/2022 от 25.08.2022 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело а-300/2022 Председательствующий – ФИО1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2022 г. <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – ФИО13,

судей – ФИО14

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению органа местного самоуправления «Администрация <адрес>» об оспаривании представления городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>»

по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

представитель ОМС «Администрация <адрес>» ФИО5 обратился в Карабулакский районный суд с вышеназванным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить представление городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» (далее – городской Совет <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ/а-27/01-27.

В обоснование заявленных требований указал, что городским Советом <адрес> в адрес ОМС «Администрация <адрес>» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ/а-27/01-27 по устранению выявленных нарушений. В пункте 2 Представления указано на необходимость оформления первичных учетных документов в соответствии с Трудовым кодексом РФ по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». При этом данный пункт Представления не содержит указания на норму действующего законодательства, которой установлено требование об обязательном оформлении факта хозяйственной жизни первичным учётным документом. Согласно информационному письму Министерства финансов РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от 6 декабря 20 11 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с ДД.ММ.ГГГГ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Кроме того, в пункте 3 Представления указано на необходимость возврата необоснованно выплаченных бюджетных средств в размере 483 126 руб. в бюджет города. Данные средства были направлены на оплату услуг по муниципальным контрактам. В оспариваемом Представлении не приведены обоснования и доказательства необоснованности выплаты данных средств.

В заседании суда первой инстанции представитель ОМС «Администрация <адрес>» ФИО6 поддержала административное исковое заявление.

Представитель городского Совета <адрес>ФИО7 в удовлетворении административного иска просила отказать.

Решением Карабулакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 Представления городского Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/а-27/01-27 о необходимости возврата в бюджет города необоснованно выплаченных бюджетных средств в размере 483 126 руб. признан незаконным. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе председатель городского Совета <адрес>ФИО8 просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика ФИО7, поддержавшую доводы жалобы, представителей административного истца ФИО9 и ФИО10, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 6 по ДД.ММ.ГГГГ городским Советом <адрес> проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ОМС «Администрация <адрес>» за 2020 г.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано:

- в нарушение ст. 68 Трудового кодекса РФ в приказах за проверяемый период времени выявлены случаи отсутствия росписи ознакомления работников (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ);

- в нарушение ч. 1 ст. 68 Трудового кодекса РФ выявлены случаи отсутствия в приказе сведений о размере (условия) оплаты труда или должностной оклад (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ);

- установлен факт несоблюдения ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, что является неэффективным использованием бюджетных средств на общую сумму 108 666,91 руб. (уплата пени по налогу на имущество за 2019 год ЗКР от ДД.ММ.ГГГГ и уплата штрафа за нарушение правил пользования топливом и энергией ЗКР 431 от ДД.ММ.ГГГГ);

- на основании постановления Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» к приказам о прекращении трудового договора с работником (увольнение) не оформляется записка-расчет (форма ОКУД 0301052), а также к приказу о предоставлении отпуска работнику не оформляется записка - расчет (форма по ОКУД 0301051), что приводит к невозможности проверить правильность начисления дней компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и расчет отпускных;

- приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводах, прекращении трудового договора за проверяемый период времени ведутся не по унифицированным формам, утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение ст. 60.2 Трудового кодекса РФ за проверяемый период времени выявлены случаи возложения трудовых обязанностей в отсутствие письменного согласия обязанного работника;

- выявлены факты необоснованного списания денежных средств по муниципальным контрактам на общую сумму 483 126 руб.

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ внесено Представление на имя главы ОМС «Администрация <адрес>» для принятия мер по устранению выявленных нарушений:

1) главному бухгалтеру ОМС <адрес> проанализировать замечания, отмеченные в акте проверки и определить перечень мероприятий по их устранению и недопущению впредь;

2) оформление первичных документов вести в соответствии с ТК РФ по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» с заполнением всех обязательных реквизитов;

3) необоснованно выплаченные бюджетные средства в размере 483 126 руб. подлежат возврату в бюджет города за счет виновных лиц;

4) результаты проведенных мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте проверки, направить в контрольный отдел в течение одного месяца со дня получения акта, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 68 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В приказе должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работника, наименование профессии, специальности или должности, разряд, класс или квалификация, в соответствии с которыми будет исполнять трудовые обязанности работник, а также дата начала работы.

В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Суд первой инстанции, установив, что в результате проведенной проверки установлены нарушения требований ст. 68 Трудового кодекса РФ, что следует из распоряжений ОМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в также учитывая, что данные нарушения требований трудового законодательства были признаны представителем административного истца в ходе судебного разбирательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

При этом в подтверждение нарушения административным истцом требований ст. 60.2 Трудового кодекса РФ административным ответчиком соответствующие документы не представлены.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику", № Т-61 "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)".

Вышеуказанным постановлением унифицированные формы первичной учетной документации, указанные в п. 1.1 постановления, распространены на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность па территории Российской Федерации, в п. 1.2 - на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, кроме бюджетных учреждений.

Согласно информации Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с ДД.ММ.ГГГГ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форму книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 64п).

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Так, распоряжением главы ОМС «Администрация <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в применение самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по учету кадров, однако, в данный перечень первичных учетных документов не включены "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику", "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)".

В отсутствие указанных расчетов выводы проверки финансово-хозяйственной деятельности ОМС «Администрация <адрес>» о невозможности проверки правильности начисления дней компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и расчет отпускных суд первой инстанции правильно нашел обоснованными.

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» необоснованным считается расходование бюджетных средств без оформления всех необходимых первичных документов. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Из части 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ следует, что договор считается заключена гам, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В части 1 ст. 766 Гражданского кодекса РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности ОМС «Администрация <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Управляющая компания <адрес>» по содержанию мест захоронения на территории города перечислены денежные средства в размере 49 988,48 руб. Проверкой установлено отсутствие дефектного акта, как подтверждающий документ обоснованности и необходимости проведения указанных услуг. По представленным актам выполненных работ не представляется возможным проверить объемы и конкретный перечень выполненных работ, оказанных услуг. Кроме того, в акте приемки вышеуказанных услуг без даты и номера отсутствует роспись лица, сдающего работы (исполнитель).

Согласно п. 2.4. названного Контракта оплата производится заказчиком на расчетный счет исполнителя в срок не более 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки оказанных услуг.

Из представленного акта выполненных работ по содержанию кладбищ за период ноябрь-декабрь 2020 года с указанием вида и стоимости работ, ДД.ММ.ГГГГ сторонами контракта составлен и подписан акт сдачи-приемки выполненных работ. На основании представленных исполнительных документов заказчиком произведена оплата за оказанные услуги в размере 49 988,48 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ОМС «Администрация <адрес>» заключен муниципальный контракт с ООО «Магас-Про» на изготовление баннеров, перечислены денежные средства в размере 37 338 руб.

Из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дефектный акт как первичный документ, подтверждающий необходимость проведения монтажа и демонтажа баннеров, отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ ОМС <адрес> заключен муниципальный контракт с МУП «Управляющая компания <адрес>» по ремонту и содержанию водопроводных сетей, согласно которому перечислены денежные средства в размере 277 049,64 руб.

Из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что первичный документ, подтверждающий обоснованность и необходимость проведения указанных работ (дефектный акт) отсутствует.

Согласно условиям контракта исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик обязуется принять и оплатить их. Перечень услуг, место оказания и сроки, согласно которым исполнитель обязан оказать услуги в рамках контракта, определены в описании объекта закупки (приложение) (п.п. 1.11, 1.2.).

Оплата производится по факту оказания услуг на основании счета и после подписания заказчиком документов, подтверждающих исполнение (п. 2.5.).

Так, сотрудниками ОМС «Администрация <адрес>» составлен дефектный акт на выполнение работ по ликвидации порыва питьевой воды на водопроводные сети за период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ Бухгалтером МУП «Управляющая компания <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ составлен расчет стоимости затрат для ликвидации аварийной ситуации на городском водопроводе <адрес> с 1 по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ сторонами контакта подписан акт сдачи-приемки выполненных работ согласно условиям контракта.

ДД.ММ.ГГГГ ОМС <адрес> заключен муниципальный контракт с МУП «Управляющая компания <адрес>» на выполнение работ по обрезке деревьев, согласно которому перечислены денежные средства в размере 118 750 руб. на счет МУП «Управляющая компания <адрес>».

Из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе исследования представленных документов выяснилось, что первичный документ (дефектный акт), являющийся основанием для необходимости выполнения работ по обрезке деревьев датирован ДД.ММ.ГГГГ, тогда как сам договор заключен ДД.ММ.ГГГГ Сам контракт заключен с МУП «Управляющая компания <адрес>» в лице ФИО11, тогда как распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МУП «Управляющая компания <адрес>» принят ФИО12

Оценивая представленные административным истцом документы, судебная коллегия находит, что они не отвечают требованиям, предъявляемым Законом, поскольку в них отсутствуют даты их составления, лицо их составившее.

Также в ходе судебного разбирательства не представлены обоснования объемов планируемых и проведенных работ по текущему ремонту системы водоснабжения, изготовление баннеров, содержание мест захоронения, работ по обрезке деревьев, в том числе акты дефектации, дефектные ведомости, расчетные материалы.

Основным документом, регулирующим вопросы формирования цен на строительную продукцию, является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 15/1 (далее - Методика).

Согласно разделу 1 Методики указанная Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ NВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

В силу п. 3.1 Методики сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

При определении расходов на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями.

Основанием для формирования смет на ремонтные работы служат акты дефектации. Дефектный акт - это специальный учетный документ, в котором фиксируются все выявленные при осмотре актива дефекты, недостатки, поломки оборудования и др.

Названный дефектный акт относится к первичной документации, при этом в представленной административным истцом учетной политике утвержденная форма акта дефектации отсутствует. Акт должен составляться на основе заключения комиссии, которая создается руководителем организации.

Непредставление полного пакета документов, отображающего свойства и состояние объектов водоснабжения, обоснования необходимости проведения ремонтных работ, необходимости изготовления баннеров, содержания мест захоронения и работ по обрезке деревьев, в частности актов дефектации и дефектных ведомостей, свидетельствует об отсутствии экономического обоснования указанных видов.

Учитывая, что спорные расходы по названным муниципальным контрактам экономически необоснованны, в соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений, судебная коллегия приходит к выводу, что на учреждение правомерно возложена обязанность по возврату необоснованно выплаченных бюджетных средств в размере 483 126 руб., в связи с чем обжалуемое решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконным пункта 3 Представления городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ/а-27/01-27 о необходимости возврата в бюджет города необоснованно выплаченных бюджетных средств в размере 483 126 руб. отменить и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Апелляционную жалобу городского Совета <адрес> удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

Подлинное за надлежащей подписью

Верно:

Судья ФИО13

Определение25.10.2022