судья ФИО6№а-3153/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 16 мая 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьёвой С.А.,
судей Юсуповой Л.А-В., Агина В.В.,
при секретаре Ломзиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к первому заместителю главы администрация города Судака Республики Крым ФИО2, администрации города Судака Республики Крым о признании незаконными действия должностного лица, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, заинтересованное лицо: потребительский кооператив индивидуальных застройщиков «Миндальное КС»,
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года, которым
в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., судебная коллегия
установила:
16 января 2017 года Зеленюк Л.Г. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором просила:
признать незаконными действия первого заместителя главы администрации города Судака Горбатюк М.В., выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося по адресу: <адрес> на кадастровом плане;
обязать ответчика в установленный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, на кадастровом плане.
В обоснование административного иска указано, что истец Зеленюк Л.Г. является членом ПКИЗ «Миндальное-КС» (далее - Кооператив). Решениями общего собрания Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена разбивка земельных участков по номерам и площади, предполагаемой к проекту отвода для каждого члена кооператива, в том числе за истцом утвержден и закреплен земельный участок №, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. В связи с тем, что Кооператив в соответствии с действующим законодательством Украины не мог получить земельный участок в собственность или пользование, у членов кооператива возникла необходимость оформлять права на земельные участки в индивидуальном порядке. При обращении в Новосветский поселковый совет с ходатайством о разрешении составления проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства, ответ в установленный срок истцу предоставлен не был, что она посчитала, как молчаливое согласие и обратилась в лицензированную организацию ООО «Терра-Бис» за разработкой проекта землеустройства по отводу данного земельного участка. После принятия в Российскую Федерацию Республики Крым истец продолжила процедуру завершения оформления прав на земельный участок в соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», обратившись для проведения кадастровых работ по уточнению площади и местоположению границ спорного земельного участка к кадастровому инженеру, который в полном объеме выполнил соответствующие кадастровые работы. Однако осуществить подачу пакета документов для постановки земельного участка на кадастровый учет в Государственный комитет по государственной регистрацию и кадастру Республики Крым не представилось возможным из-за изменений законодательства Республики Крым, регулирующего данные правоотношения. Истец обратилась в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы администрации города Судака М.В. Горбатюк М.В. истцу было отказано в удовлетворении заявления по основанию несоответствия земельного участка предельным минимальным размерам для индивидуального жилищного строительства, подачей неполного пакета документов, а также из-за совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разрешении ОК «Миндальный» выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе <адрес>». Истец считает данный отказ необоснованным и незаконным, поскольку не было учтено, что указанным решением Новосветского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ образованный Кооперативом земельный участок в собственность последнему не передавался, является свободным от прав третьих лиц и находится в собственности городского округа Судак, кроме того, утверждение схемы расположения земельного участка не является отчуждением земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, поэтому не может нарушать чьи-либо права. Истец полагает, что утверждение схемы расположения земельного участка само по себе не свидетельствует о его формировании (межевании), существовании, и не означает, что он обязательно будет оформлен за ней на каком-либо праве. Также истец полагает, что довод администрации города Судака о несоответствии площади земельного участка минимальным размерам, установленным п. 2 ст. 19 Закона Республики Крым №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» является ошибочным, поскольку она обратилась с заявлением в рамках завершения оформления права на земельный участок, начатого до принятия Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года, в связи с чем должен соблюдаться размер, действовавший в соответствии с законодательством Украины. Кроме того, истец считает, что поскольку не было обращения в администрацию города Судака с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то пп. 1 ч. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, предусматривающий предоставление пакета документов к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на который ссылается ответчик в отказе, в данном случае применен быть не может.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, Зеленюк Л.Г. подала в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик администрация г. Судака просила в удовлетворении жалобы Зеленюк Л.Г. отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Зеленюк М.В. с 2007 г. является членом обслуживающего кооператива «Миндальное КС», который с ДД.ММ.ГГГГ перерегистрирован в потребительский кооператив.
Согласно Уставу Кооператива индивидуальных застройщиков «Миндальное КС», копия которого приобщена к материалам дела (л.д.14-17), последний является правопреемником Обслуживающего кооператива «Миндальное КС», создан с целью завершения оформления прав на земельные участки в собственность или аренду для индивидуальной жилой застройки. Строительство и обслуживание жилых домов (временных строений) в соответствии с проектом застройки на основании утвержденной градостроительной документации, на условиях самостоятельности и самофинансирования добровольным объединением физических и юридических лиц, заинтересованных в осуществлении строительства и введение в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, хозяйственных сооружений, а также строительство и обслуживание инфраструктуры, объектов социально-бытового назначения для обеспечения потребностей членов кооператива, в соответствии с действующим законодательством.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию города Судака с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которому на основании ст.ст.10, 11.10,39.6, 39.15 ЗК РФ просила предварительно согласовать представление земельного участка и утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории для предоставления земельного участка бесплатно в собственность (л.д. 46).
По результатам рассмотрения указанного выше заявления в адрес истца Администрацией было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д. 49), подписанное первым заместителем главы администрации города Судака Горбатюк М.В., об отказе в утверждении схемы расположения земельного участке вследствие того, что при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов установлено совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветсвкого сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями) «О разрешении ОК «Миндальный-КС» выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе <адрес>». Также в этом письме указано, что согласно п.2 ст.19 Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» от 15.01.2015 г. №66-ЗРК предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах, поселках городского типа составляют от <данные изъяты> га до <данные изъяты> га.
Кроме того в этом письме до сведения истца доведено, что ею не предоставлены предусмотренные пп.1 ч.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ N 131-ФЗ).
В ст.34 ФЗ N 131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (ч.3 ст.34 ФЗ N 131-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.36 ФЗ N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.4 ст. 36 ФЗ N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В ст.37 ФЗ N 131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.43 ФЗ N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом ( ч.3 ст. 43 Закона №131-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г.№ 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (далее ЗРК №54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.1 ст.4 ЗРК №54-ЗРК по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.4 ст.4 Закона №54-ЗРК).
Ст.26 ЗРК №54-ЗРК предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ст.31 ЗРК №54-ЗРК установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики ФИО5.
В ст.37 ФЗ N 131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на 2 сессии 1 созыва Судакского городского совета Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято решение №, которым утвержден Устав муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее Устав).
Согласно ч.1 ст.44 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацией руководит глава администрации города Судака на принципах единоначалия (ч.4 ст.44 Устава).
В соответствии с ч.4 ст.48 Устава первый заместитель (в случае отсутствия такой должности-заместитель) главы администрации города Судака исполняет обязанности главы администрации города Судака в его отсутствие, или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей, если актами органов местного самоуправления не предусмотрено иное.
Постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Согласно п.26 этого административного регламента, эта муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур (действий), которые включают в себя процедуру издания Письма об отказе.
В соответствии с п.30.2 административного регламента конечным результатом данной административной процедуры является, в том числе выдача заявителю Письма об отказе.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ также утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Пунктом 2.3 регламента определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п.2.9 регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Одним из оснований является наличие в отношении земельного участка, указанного в заявлении, решения о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истёк, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное, не указанное в решении, лицо.
В адрес Верховного Суда Республики Крым вместе с возражениями поступила копия Распоряжения Председателя Судакского городского совета №-р отДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым главе администрации города Судака ФИО14 был предоставлен отпуск продолжительностью 21 календарный день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ( п.1), на время которого исполнение его обязанностей возложено на первого заместителя главы администрации города Судака Горбатюк М.В. (п.2).
Изучив указанные выше обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что материалами дела опровергаются утверждения истца (в том числе изложенные в апелляционной жалобе) о том, что ответчик, подписывая ДД.ММ.ГГГГ письмо исх. № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участке, действовал в нарушение положений законодательства Российской Федерации, не соблюдая порядок осуществления административной процедуры предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Ст.36 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение, в том числе, землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) регулируются, в том числе, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.3 ст.3 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Ст.29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно п.п.1 и 2 п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, устанавливающем обязанность подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости
Ст. 39.15 ЗК РФ установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.
Согласно п.2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в частности, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п.7 ст.39.15 ЗК РФ).
Согласно п.8. ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пп.22 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
В соответствии с п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.п. 2 п.16 ст.11.16 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек
Как указано выше, основанием для отказа в утверждении представленной ДД.ММ.ГГГГ истцом схемы расположения земельного участке стало то, что при рассмотрении её заявления и приложенных к нему документов Администрацией было установлено совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветсвкого сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями) «О разрешении ОК «Миндальный-КС» выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе <адрес>».
В материалах дела имеется копия решения 32 сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ№, которым разрешено Обслуживающему кооперативу «Миндальное-КС», правопреемником которого является Кооператив, выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> га, для размещения квартала жилой застройки, в районе жилого <адрес><адрес>
При изучении содержания указанного решения Новосветского поселкового совета судебной коллегией установлено, что оно не утратило силы на момент обращения истца в Администрацию города Судака с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, Администрацией в адрес Верховного суда Республики Крым направлена копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым по результатам рассмотрения обращения Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № для размещения квартала жилой застройки, место положение которого: <адрес>, отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, код 2.1.
На запрос суда от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступило сообщение от 02.05.2017г., в котором указано, что сведения об объекте - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>,ОК «Миндальное-КС», внесены в ЕГРН как временные и данному объекту присвоен кадастровый номер №
Изучив указанные обстоятельства судебная коллегия пришла к выводу, что материалами дела подтверждается обоснованность утверждений Администрации о совпадении местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, подготовленной истцом, с местоположением земельного участка, с заявлением о завершении оформления права собственности на который в порядке, предусмотренном Законом Республики Крым № 38- ЗРК от 31.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», ранее обратился Кооператив.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что существовали предусмотренные п.п. 2 п.16 ст.11.16 ЗК РФ, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной истцом.
Наличие указанных выше обстоятельств, по мнению судебной коллегии, также свидетельствую о наличии предусмотренных п.8. ст.39.15 ЗК РФ оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судебная коллегия считает, что не могут быть приняты в качестве доказательств незаконности решения суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи ДД.ММ.ГГГГ заявления образованный земельный участок с кадастровым номером 90:23:020104:55 в собственность Кооперативу не передавался, продолжает находиться в собственности городского округа Судак, утверждение разработанной истцом схемы расположения земельного участка также само по себе не свидетельствует о его формировании, существовании, и, не означает, что земельный участок обязательно будет оформлен за ним истцом на каком-либо праве.
Закон Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Ст.1 этого Закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ч.1 ст.13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Согласно ч.2 ст. 13 Закона №38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность в том числе гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч.5 ст. 13 Закона №38-ЗРК).
Советом Министров Республики Крым 02 сентября 2014 года принято Постановление № 313, которым утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок №313), и который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно п.4 Порядка №313 ( в редакции, действовавшей на момент подачи 14.11.2016 г. заявления истцом) завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Новосветским поселковым советом Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном законодательством Украины, каких-либо решений о разрешении истцу составить (выполнить) проект землеустройства по отводу ему земельного участка, заявление об утверждении схемы расположения которого на кадастровом плане территории направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необоснованными утверждения истца Зеленюк Л.Г. о том, что на момент подачи ДД.ММ.ГГГГ заявления, у неё были все необходимые документы, подтверждающие её право на приобретение земельного участка без проведения торгов, по причине того, что ей фактически осуществлялось завершение начатого до ДД.ММ.ГГГГ оформления права на этот земельный участок.
Согласно п.1 ст.11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 г. принят Закон №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений» (далее Закон № 66-ЗРК/2015 ), который в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 г.N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В силу ст. 19 Закона № 66-ЗРК/2015 до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа в пределах от 0,05 га до 0,08 га.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого менее минимального размера, установленного ст.19 Закона № 66-ЗРК/2015.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что разработка истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого менее минимального размера, установленного действующим законодательством, была осуществлена с нарушением требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, к образуемым земельным участкам, что исходя из положений п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ является дополнительным основанием для отказа в ее утверждении.
При этом судебная коллегия по изложенным выше основаниям не принимает во внимание утверждения истца, изложенные апелляционной жалобы о том, что поскольку ей осуществлялось при подаче ДД.ММ.ГГГГ завершение начатого до ДД.ММ.ГГГГ оформления права на земельный участок, его площадь не может служить основание для отказа в утверждении разработанной им схемы
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что судом постановлено правильное решение об отказе в удовлетворении иска Зеленюк Л.Г. полностью.
Судебная коллегия находит указанное решение основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы истца Зеленюк Л.Г., изложенные в апелляционной жалобе, о том, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств, являются не основанными на законе, а, кроме того, они опровергаются изложенным выше.
Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Воробьёва
Судья: Л.А-В. Юсупова
В.В. Агин