ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-3697/2017 от 16.05.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело а- 3697/2017

Строка а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2017 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего ФИО6,

судей Сухова Ю.П., ФИО5,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО5

административное дело по административному исковому заявлению К.Р.Р. к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконными действий

по апелляционной жалобе представителя К.Р.Р. – Л.Е.Н.

на решение Левобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

(судья ФИО3)

У С Т А Н О В И Л А:

административный истец К.Р.Р., являющийся гражданином Республики Т…, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в отказе 05.10.2016г. К.Р.Р. в разрешении вопроса о выделении квоты для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в пределах квоты, установленной на 2016 год, обязать разрешить вопрос о выделении квоты, признать незаконными действия, выразившиеся в непринятии мер к увеличению пропускной способности приема документов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обращался в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> с заявлением предоставить ему возможность сдать заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты, установленной на 2016 год. На обращение административного истца Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> направило К.Р.Р. письменный ответ, в котором сообщалось, что для решения вопроса о выделении квоты ему необходимо обратиться в Управление по адресу: <адрес>, ул. …, д. … в среду с 10 до 13 часов. 05.10.2016г. К.Р.Р., обратившись с вопросом о выделении ему квоты в указанное время по указанному адресу, получил устный отказ. Полагает, что действия административных ответчиков создают препятствия для получения разрешения на временное проживание.

Решением Левобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления К.Р.Р. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая о незаконности и необоснованности решения суда, принятого на основании неправильного применения норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд не принял во внимание, что порядок принятия заявления о предоставлении квоты на временное проживание не предусмотрен, показания свидетеля С.Д.А., присутствовавшего при отказе К.Р.Р. в принятии заявления. Суд не обратил внимания, что для подачи заявления о предоставлении квоты установлен один день, что является нарушением административного регламента.

Административный истец К.Р.Р. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явился, в судебном заседании суда апелляционной инстанции его представитель Л.Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание их представители не явились. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований административных истцов.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно статье 6 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (часть 1).

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (часть 2).

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (часть 4).

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8).

Приказом Федеральной миграционной службы России от ДД.ММ.ГГГГ N 214 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 05.04.2016г. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия Федеральной миграционной службы.

В силу пункта 13 Административного регламента государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Пункт 19 Административного регламента определяет перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые иностранный гражданин должен подать в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания.

Согласно пункту 43 Административного регламента заявление, поданное заявителем лично в территориальный орган ФМС России, регистрируется в день его приема от заявителя по журналу учета входящих документов. Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела.

Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России (пункт 54 Административного регламента).

Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления (пункт 60 Административного регламента).

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2197-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2016 год» для <адрес> установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 3000 разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, гражданин Республики ФИО4Р. прибыл на территорию Российской Федерации 13.08.2016г. с целью работы. Срок временного пребывания К.Р.Р. на территории Российской Федерации был определен до 10.11.2016г.

16.08.2016г. К.Р.Р. направил в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> письменное заявление, в котором просил предоставить ему возможность сдать заявление о выдаче разрешения на временное проживание в <адрес> в пределах квоты, установленной на 2016 год, документ. Также в заявлении он просил сообщить ему, когда, куда и по какому адресу ему необходимо подать заявление, указать исчерпывающий перечень документов для получения разрешения на временное проживание. Кроме того, просил принять меры к тому, чтобы увеличить пропускную способность приема документов, выделить для этого дополнительных сотрудников, помещения и увеличить количество дней и времени приема документов.

На указанное обращение административного истца УВМ ГУ МВД России по <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснялся порядок подачи заявления и необходимых документов для получения разрешения на временное проживание.

05.10.2016г. К.Р.Р. направил в адрес УВМ ГУ МВД России по <адрес> письменное заявление, в котором просил сообщить место и время получения им справки, подтверждающей прием к рассмотрению его заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. К указанному заявлению было приложено заявление К.Р.Р. о выдаче разрешения на временное проживание, четыре фотографии 35х45мм, нотариально заверенный перевод паспорта, сертификат о владении русским языком, копия миграционной карты, копия уведомления о прибытии иностранного гражданина в Российскую Федерацию, копия чека на оплату за медицинское освидетельствование, сведения из уполномоченного органа об отсутствии судимостей.

03.11.2016г. УВМ ГУ МВД России по <адрес> направило К.Р.Р. аналогичный ранее данному ответ.

Таким образом, обращения административного истца УВМ ГУ МВД России по <адрес> были рассмотрены с соблюдением установленного законом порядка, на них даны ответы, которые по своему содержанию не являются отказом в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а носят разъяснительный характер.

Из представленных в материалы дела обращений не усматривается, что к ним прикладывались надлежащим образом оформленные необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание заявления установленной формы и документы, предусмотренные пунктом 19 Административного регламента, нарушение же требований к форме и содержанию заявления является основанием для отказа в приеме документов в силу пункта 34 Административного регламента.

Таким образом, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих соблюдение административным истцом условий предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не представлено, равно как и самого отказа административного ответчика в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отказал административному истцу в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным действий по отказу в разрешении вопроса о выделении квоты для принятии заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об отсутствии оснований для возложения на УВМ ГУ МВД России по <адрес> обязанности разрешить вопрос о выделении квоты для оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом.

Как указано ранее, Административный регламент регулирует порядок предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, но не процедуру рассмотрения заявлений о выдаче квоты на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований административного истца в части возложения на административного истца обязанности разрешить вопрос о выделении административному истцу квоты.

При решении вопроса о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации законодательно не предусмотрена такая процедура как предварительное выделение этому гражданину квоты. По смыслу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание не может быть выдано иностранному гражданину вне пределов квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, иных ограничений для получения разрешения на временное проживание, связанных с квотой, закон не содержит.

Как уже было указано выше, порядок предоставления УВМ ГУ МВД России по <адрес> государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, соответственно, и основания для отказа в ее предоставлении, предусмотрены Административным регламентом.

Судебная коллегия отмечает, что пунктом 34 Административного регламента установлено, что заявление и документы о выдаче разрешения на временное проживание к рассмотрению не принимаются если исчерпана квота, утвержденная Правительством Российской Федерации для соответствующего субъекта Российской Федерации. Во всех остальных случаях отказ в выдаче разрешения допускается по основаниям, установленным пунктом 36 Административного регламента.

Такого основания для отказа в предоставлении указанной государственной услуги как отказ в выделении квоты Административный регламент не предусматривает.

Из материалов дела следует и в ходе апелляционного производства по делу не опровергнуто, что с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и документами, перечень которых определен Административным регламентом, К.Р.Р. в уполномоченный орган в сфере миграции не обращался.

Согласно п. 54 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России.

Как видно из материалов дела, К.Р.Р. заявления в установленном порядке в УВМ ГУ МВД России по <адрес> не подавал. Доказательств опровергающих это, материалы дела не содержат. Судом первой инстанции обоснованно не приняты в качестве допустимого и достоверного доказательства, подтверждающего данные обстоятельства, показания свидетеля С.Д.А.

Следовательно, именно сам заявитель не совершил тех действий, которые в силу указанных нормативных правовых актов свидетельствовали бы о начале процедуры предоставления такой государственной услуги и обязывали административного ответчика начать предоставлять такую услугу. При этом УВМ ГУ МВД России по <адрес> не препятствовало заявителю подать такое заявление в установленном порядке.

Таким образом, нет никаких оснований полагать, что УВМ ГУ МВД России по <адрес> создало какие-либо препятствия в осуществлении заявителем права на подачу заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствует вышеуказанная совокупность необходимых условий в виде несоответствия оспариваемых ответов УВМ ГУ МВД России по <адрес> требованиям закона и нарушения ими прав и интересов административного истца.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и не противоречащим нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод жалобы о невозможности получения услуги в связи с установлением одного приемного дня в неделю для подачи заявлений о разрешении на временное проживание, правового значения для рассмотрения дела не имеет.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом не нарушены.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Левобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Р.Р. – Л.Е.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: