ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-4012/2017 от 22.05.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело а-4012/2017

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - С.В.Яковлева,

судей В.В. Агина, О.В. Хожаиновой,

при секретаре А.О.Ёна

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Белогорска Белогорского района Республики Крым о признании действий противоправными и понуждению к совершению определенных действий по апелляционной жалобе Администрации г. Белогорска Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28.02.2017 г. по делу № 2а-131/2017, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Выслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 (далее истец) обратился в суд с административным иском к Администрации г. Белогорска Белогорского района Республики Крым (далее ответчик), в котором просил признать незаконными действия ответчика относительна отказа ему рассмотреть вопрос внесения изменений в решение №48 от 24.02.1999г. исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым с целью упорядочения площади земельного участка под строительство гаража ул. Нижнегорской (район магазина «Техника») размером 4.0мХ6,0м – считать площадь данного участка 24 кв.м., обязать ответчика рассмотреть вопрос по существу упорядочения площади земельного участка, выданного решением исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым №48 от 24.02.1999г. под строительство гаража ул. Нижнегорской (район магазина «Техника») размером 4.0мХ6,0м – считать площадь данного участка 24 кв.м.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 28.02.2017 г. по делу № 2а-131/2017 ( судья Соколовский И.С.) административный иск удовлетворен, признаны противоправными действия ответчика, выразившиеся в отказе истцу рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение №48 от 24.02.1999г. исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым с целью упорядочения площади земельного участка под строительство гаража ул. Нижнегорской (район магазина «Техника») размером 4.0мХ6,0м – считать площадь данного участка 24 кв.м., на ответчика возложена обязанность рассмотреть вопрос по существу упорядочения площади земельного участка, выданного решением исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым №48 от 24.02.1999г. под строительство гаража ул. Нижнегорской (район магазина «Техника») размером 4.0мХ6,0м – считать площадь данного участка 24 кв.м.

Не согласившись с указанным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований.

В судебное заседание, которое состоялось 22.05.2017 г., стороны явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, принимая во внимание надлежащее уведомление сторон о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).

Материалы дела свидетельствуют о том, что решением исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым №48 от 24.02.1999 г. истцу выделен земельный участок ( в районе магазина «Техника») по ул.Нижнегорской для строительства гаража, размером 4.0мХ6,0м (п.1).

Истец направил в адрес ответчика 15.11.2016 г. заявление, в котором просил в порядке дооформления документов упорядочить площадь земельного участка, выделенного решением № 48 от 24.02.1999 г. исполнительным комитетом Белогорского городского совета Автономной Республики Крым для строительства гаража размером 4.0 Х6.0 м районе магазина «Техника», считать площадь данного участка 24 кв.м.

По результатам рассмотрения указанного заявления в адрес истца 16.11.2016г. за подписью заместителя главы Администрации ФИО2 было направлено письмо№ 6033/01-15, копия которого приобщена к материалам дела ( л.д. 6).

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

В ст.34 Закона №131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст.37 Закона №131-ФЗ указано, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В ст.34 Закона №131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В ст.37 Закона №131-ФЗ указано, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.43 Закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации ( ч.6 ст. 43 Закона №131-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г.№ 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» ( далее Закон №54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ч.1 ст.4 Закон №54-ЗРК по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.4 ст.4 Закона №54-ЗРК).

Ст.26 Закона №54 –ЗРК предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ст.31 Закона № 54-ЗРК установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.

В ст.37 Закона №131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Судом первой инстанции установлено, что по результатам рассмотрения заявления истца от 15.11.2016 г., в котором была изложена просьба внести изменение в решение исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым №48 от 24.02.1999 г., в адрес первого за подписью первого заместителя главы Администрации ФИО2 16.11.2016 г. было направлено письмо №6033/01-15.

Изучив указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявления истца от 15.11.2016г. не было рассмотрено с соблюдением порядка, установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

В силу изложенного становится очевидным, что указанный выше документ не являются надлежащими доказательствами исполнения ответчиком положений Закона №131-ФЗ и Закона №54 –ЗРК, вследствие чего суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы, не содержат доказательств рассмотрения заявления истца от 15.11.29016 г. в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в ней не приведены обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28.02.2017 г. по делу № 2а-131/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации г. Белогорска Белогорского района Республики Крым оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий подпись С.В. Яковлев

Судьи подпись В.В. Агин

подпись О.В. Хожаинова