ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-4642 от 21.11.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело а- 4642 судья Булыгина Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2018 года г. Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергеева А.В. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергеева А.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Тверской области Ковалевой Е.В. на решение Центрального районного суда г. Твери от 31 августа 2018 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков- удовлетворить.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения -государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения-государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га, с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непредоставлении в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения- государственный природный заказник «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственный природный заказник «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га».

Судебная коллегия,

установила:

Тверским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, со ссылками на положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предъявлено в суд административное исковое заявление к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении на административных ответчиков обязанности в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10000 га., подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника ««Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10000 га.; после установления описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника ««Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10000 га., направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10000 га., перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10000 га.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что границы особо охраняемой природной территории (далее- ООПТ) регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га. не установлены.

Неустановление границ ООПТ, их охранных зон, отсутствие их описания, невнесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости способствуют тому, что при предоставлении выписок из ЕГРН указываются недостоверные сведения, что может повлиять на принятие неправомерных решений о предоставлении земельных участков, об использовании данных земель с отступлением от установленных требований, повлечь неправомерное их занятие и использование, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.

Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Закона Тверской области «О Правительстве Тверской области», Закона Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, Приказа Минприроды России № 69, Устава Тверской области, прокурор указал, что обязанность установить, описать границы данных особо охраняемых природных территорий регионального значения и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в указанные выше особо охраняемые природные территории регионального значения, возложена на административных ответчиков.

Определением суда от 13 августа 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация Рамешковского района Тверской области, администрация Никольского сельского поселения Рамешковского района Тверской области и Министерство лесного хозяйства Тверской области.

В судебном заседании представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Селезова К.В. уточнила исковые требования и просила:

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га., подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных
ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га. направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га., перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственного природного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га., с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения- государственный природный заказник «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га., для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения- государственный природный заказник«Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га.

В судебном заседании представитель административного ответчика- Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области- Арсеньева М.А. возражала против заявленных прокурором требования, при этом поддержала отзыв на административное исковое заявление, содержание которого приведено в обжалуемом решении суда.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела представитель административного ответчика по делу- Правительства Тверской области- Ковалева Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом поддержала ранее представленный суду отзыв на иск, содержание которого приведено в обжалуемом решении суда и согласно которому, ответчик просил производство по делу прекратить, на основании п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ, а в случае отказа в удовлетворении данного ходатайства, оставить административный иск прокурора без удовлетворения.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, письменных возражений по существу заявленных прокурором требований в суд не представили.

Судом постановлено приведенное выше решение при имеющейся явки сторон участвующих в деле, с которым представитель Правительства Тверской области Ковалева Е.В. не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении административного искового заявления прокурора к Правительству Тверской области отказать. В остальной части решения суда изменить, исключив из его резолютивной части указание на возложение на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности установить границы особо охраняемой природной территории.

В обоснование своей позиции автор в жалобе указывает, что требование «об установлении границ» не могло быть удовлетворено, поскольку границы ООПТ уже установлены.

Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сохраняются в границах, определенныхсоответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 года. Спорная ООПТ образована до 30 декабря 2013 года. Распоряжением администрации Тверской области от 21 июля 1994 года № 657-р установлены (утверждены) границы ООПТ путем указания на лесные кварталы.

Отмечает, что исковые требования прокурора направлены не на «переустановление» границ, а, по сути, на актуализацию сведений о границах сучетом законодательства о кадастровой деятельности (границы существуют, но не внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

То есть речь идет об установление границ «на местности» и их описании в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

По мнению Правительства Тверской области, с учетом положений с ч. 1 ст. 10 названного Закона,- формулировка административных исковых требований прокурора (предмет иска) не соответствует заявленному прокурором основанию.

Считает, что, поскольку речь идет не о создании ООПТ, а о внесении сведений о границах ООПТ в государственный кадастр недвижимости, не могло быть удовлетворено требование прокурора «об установлении границ», так как такие границы уже установлены.

В административном иске указано на нарушение со стороны административных ответчиков порядка, установленного пунктом 2 постановления Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп, а именно: установление и описание границ ООПТ регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в законную силу Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании: материалов комплексного экологического обследования; положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Тверской области; заключения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования ООПТ в Тверской области; решения Министерства о возможности установления и описания границ территории.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» требования об обязательной государственной экологической экспертизе материалов комплексного экологического обследования распространяются на участки территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации в целях последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации; а также объектам обязательной государственной экспертизы на региональном уровне относятся проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.

Пункт 4 данной статьи предусмотрено, что экологической экспертизе подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Таким образом, из приведенных положений федерального законодательства следует, что материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории, подлежат государственной экологической экспертизе только в случае создания ООПТ и ее охранных зон.

Обязанность проведения комплексного экологического обследования уже существующих ООПТ, каковой является спорная ООПТ, не предусмотрена ни Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Считает, что постановление Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп не подлежало применению в рассматриваемом деле.

Обращает внимание на то, что в административном исковом заявлении не указано, в какой доле каждый из административных ответчиков должен исполнить действия, направленные на устранение предполагаемого бездействия, и какие конкретные действия каждый из ответчиков должен совершить, в связи с чем, при вынесении решения суда необходимо было руководствоваться документами, регламентирующими деятельность административных ответчиков.

В связи с тем, что ООПТ уже создана, при разрешении спора необходимо было руководствоваться лишь постановлением Правительства Тверской области от 12 апреля 2012 года № 162-пп «О порядке изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения».

Обращает внимание на то, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области вправе самостоятельно реализовывать инициативу изменения или упразднения особо охраняемой природной территории и осуществлять подготовку необходимых материалов для изменения или упразднения ООПТ.

Таким образом, принятие Правительством Тверской области мер в пределах компетенции потребуется только в том случае, если в ходе описания Министерством границ ООПТ будут установлены основания для изменения ООПТ или ее упразднения. В случае отсутствия таких оснований- сведения о границе ООПТ будут внесены Министерством в государственный кадастр недвижимости на основе распоряжения администрации Тверской области от 21 июля 1995 года № 657-р.

Поскольку документов, необходимых для принятия акта об изменении или упразднении ООПТ от Министерства не поступало, считает, что со стороны Правительства Тверской области незаконное бездействие отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу представителя Правительства Тверской области Ковалевой Е.В. Тверской межрайонный природоохранный прокурор Плеханов Д.Е. считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу- подлежащей оставлению без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Матросову А.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а поданную по делу апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.

В соответствии с п. п. в, д ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природныетерритории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природныхтерриториях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статья 22 названного Закона определяет, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 6 и 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.ст. 23 и 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Из материалов дела усматривается, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что границы особо охраняемой природной территории государственного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га., в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах данных ООПТ, что подтверждено сообщение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 июня 2018 года № 7599-05.

Также их материалов дела следует, что данная ООПТ была признана таковой на основании решения исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 27 декабря 1989 года № 243 «О внесении изменений в решение исполкома облсовета от 24 мая 1989 года № 113-п «О закреплении охотничьих угодий и переводе предприятий Калининского управления охотничьего хозяйства на хозяйственный расчет и самофинансирование», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11 января 2018 года № 6-кв «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области в 2018 году» она включена в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

До 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 указанного Закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

С 01 января 2017 года правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы соответствующими положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.

Статья 32 названного Закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.

Статьей 13 Закона Тверской области «О Правительстве Тверской области» предусмотрено, что Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Исходя из положений приведенных норм Закона, а также согласно Закону Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий, направление документов для постановки на кадастровый относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Установив, что в нарушение выше проанализированных положений нормативных правовых актов границы указанной в иске особо охраняемой природной территории регионального значения в установленном законом порядке не установлены, описание местоположения границ этой территории, перечень координат характерных точек границ в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, не направлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Тверским межрайонным природоохранным прокурором требования.

Позиция административного ответчика в жалобе о том, что судом не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, несостоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность в сфере защиты особо охраняемых природных территорий.

Как достоверно установлено в ходе рассмотрения дела, границы особо охраняемой природной территорий регионального значения- государственного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник» фактически не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах особо охраняемой природной территории- государственного заказника «Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью 10 000 га., что противоречит требованиям действующего законодательства и свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.

Ссылки жалобы, что границы установлены распоряжением администрации Тверской области от 20 июля 1994 года № 402-р «О расширении площади особо охраняемых природных территорий области», в связи с чем возложение обязанности на административных ответчиков еще раз установить эти границы является незаконным, не могут быть приняты, как не соответствующие материалам дела и требованиям действующего законодательства. В списке особо охраняемых природных территорий, являющемся приложением к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 6-кв от 11 января 2018 года, указано только место расположения- Рамешковский район.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции о наличии у Правительства Тверской области обязанности по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий и не могут быть положены в основу отмены принятого по делу решения.

В соответствии со ст.ст. 1 и 218 КАС РФ дело правильно рассмотрено судом в порядке административного судопроизводства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Тверской области- Ковалевой Е.В.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи