ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-538/2022 от 21.07.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – ФИО2 Дело а-538/2022

номер дела в суде первой инстанции 2а-79/2022

УИД RS-09

категория дела 3.207

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.

судей – Солоповой И.В., Шнайдер О.А.

при секретаре – ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 на решение Чойского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

административное исковое заявление Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» <адрес> Республики Алтай к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным ответа от <дата>, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения на территории муниципального образования «<адрес>» удовлетворено в части.

Признан ответ администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> на обращение Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» <адрес> Республики Алтай о создании территории традиционного природопользования местного значения незаконным.

На администрацию муниципального образования «<адрес>» (ОГРН 1030400607962, ИНН 0409381852) возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности создания территории традиционного природопользования местного значения по обращению Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» <адрес> Республики Алтай от <дата>.

В удовлетворении административного искового требования Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» <адрес> Республики Алтай к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования «<адрес>» территорию традиционного природопользования местного значения «Кедр» отказано.

Разъяснено административному ответчику о необходимости сообщения об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Семейно-родовая община коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» <адрес> Республики Алтай (далее также – Семейно-родовая община «Альбаган») обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «<адрес>» (далее также – администрация МО «<адрес>») о признании незаконным ответа от <дата> на обращение, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения, мотивировав требования тем, что <дата> Семейно-родовая община «Альбаган» обратилась в администрацию МО «<адрес>» с обращением о создании территории традиционного природопользования местного значения, приложив письма Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, Комитета по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай о целесообразности создания территории традиционного природопользования. <дата> получен ответ о невозможности создания территории традиционного природопользования местного значения. Решением Чойского районного суда Республики Алтай ответ административного ответчика от <дата> признан незаконным. <дата> администрацией МО «<адрес>» повторно отказано в удовлетворении обращения. В обжалуемом ответе нет ссылки на норму права, на основании которой принято решение об отказе в создании территории традиционного природопользования. Постановление Правительства Республики Алтай от <дата> не регулирует порядок создания территорий традиционного природопользования, а касается процедуры определения особо охраняемых природных территорий местного значения в <адрес>. Ответ административного ответчика лишает административного истца и коренной малочисленный народ Российской Федерации, проживающий на территории <адрес>, права на сохранение традиционного уклада жизни коренного малочисленного народа, сохранение объектов культурного наследия, природных комплексов, имеющих значение для сохранения исконной среды обитания, ведение традиционного образа жизни.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе глава Муниципального образования «<адрес>» ФИО1, указывая, что письмо от <дата> не является отказом в образовании (создании) территории традиционного природопользования местного значения, данным письмом истцу разъяснено, что для решения вопроса определения территории традиционного природопользования необходимо провести оценку соответствия рассматриваемого природного комплекса и (или) объекта, как предусматривалось п. 5 Порядка определения особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от <дата>, которое утратило силу. В связи с недостаточностью информации, указанной в обращении о создании территории традиционного природопользования, администрация МО «<адрес>» не может принять решение о его создании. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов являются особо охраняемыми территориями, правовое регулирование для реализации положений федерального и регионального законодательства по созданию территорий традиционного природопользования отсутствует.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, заслушав представителя Муниципального образования «<адрес>» ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Семейно-родовая община «Альбаган» с <дата> осуществляет деятельность на территории <адрес> Республики Алтай, в том числе с целью защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, сохранения, возрождения и развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности, рационального природопользования, обеспечения традиционного уклада жизни, культуры и языка, сохранения территории расселения и среды обитания местного населения, содействия создания благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития народа тубаларов, реализацию и защиту их гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Основной вид деятельности общины – лесозаготовки, дополнительные виды деятельности – сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений, сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, сбор и заготовка дикорастущих грибов, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, сбор и заготовка дикорастущих орехов, сбор лекарственных растений.

<дата> Семейно-родовая община «Альбаган» направила в администрацию МО «<адрес>» обращение о создании на территории МО «<адрес>» территории традиционного природопользования местного значения «Кедр», расположенной в Каракокшинском урочище на территории Саракокшинского участкового лесничества.

<дата> административным истцом получен ответ администрации МО «<адрес>» ошибочно датированный <дата>, согласно которому отсутствуют правовые основания для принятия решения о создании территории традиционного природопользования местного значения «Кедр» на территории государственного лесного фонда, поскольку правовой режим территории традиционного природопользования зависит от категории земельного участка, на котором планируется создание такой территории, от вида собственности на данный участок.

Вступившим в законную силу решением Чойского районного суда Республики Алтай от <дата> ответ администрации МО «<адрес>» от <дата> на обращение Семейно-родовой общины «Альбаган» о создании территории традиционного природопользования местного значения признан незаконным. На администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности создания территории традиционного природопользования местного значения по обращению Семейно-родовой общины «Альбаган».

<дата> административным истцом получен ответ администрации МО «<адрес>» , согласно которому для решения вопроса определения территории традиционного природопользования необходимо провести оценку соответствия рассматриваемого природного комплекса и (или) объекта, провести данную оценку не представляется возможным, поскольку в обращении отсутствуют сведения, предусмотренные в п. 5 постановления Правительства Республики Алтай от <дата> «О порядке определения особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Республики Алтай». В связи с недостаточностью информации, указанной в обращении о создании территории традиционного природопользования администрация МО «<адрес>» не может принять решение о создании территории традиционного природопользования местного значения «Кедр».

Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральным законом от 07 мая 2001 года №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», установив, что оспариваемый ответ не содержит указания на конкретные основания, препятствующие рассмотрению вопроса о возможности создания территории традиционного природопользования, что является нарушением закона и препятствует административному истцу достоверно оценить имеющиеся недостатки и принять меры к их устранению, пришел к выводу, что оспариваемый ответ не отвечает критерию исполнимости, нарушая права административного истца.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07 мая 2001 года №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Размеры и границы территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: 1) поддержание достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; 2) возможность осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; 3) сохранение исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; 4) сохранение целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования утверждаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст.9 Федерального закона от 07 мая 2001 года №49-ФЗ).

На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части: 1) поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; 2) участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений; 3) объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; 4) иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ (ст. 10 Федерального закона от 07 мая 2001 года №49-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 97 ЗК РФ к землям природоохранного назначения относятся земли занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий), иные земли, выполняющие природоохранные функции. На природоохранных землях в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (абз.1 ст.11 Федерального закона от 07 мая 2001 года №49-ФЗ).

Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай, предусмотрены Законом Республики Алтай от 09 июня 2017 года №16-РЗ.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Республики Алтай от 09 июня 2017 года №16-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай» образование территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай регионального значения осуществляется Правительством Республики Алтай на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Республики Алтай, и общин коренных малочисленных народов Республики Алтай или их уполномоченных представителей, которое также утверждает границы территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай регионального значения и положение о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай регионального значения с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Республики Алтай, и общин коренных малочисленных народов Республики Алтай или их уполномоченных представителей.

Согласно ч. 3 ст. 7 ЗК РФ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения (ст. 5 Федерального закона от <дата> №49-ФЗ).

Таким образом, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов являются особо охраняемыми территориями.

Содержание документов территориального планирования муниципальных районов определено ст. 19 ГрК РФ.

В соответствии с подп. «в» п. 3 ч. 6 ст. 19 ГрК РФ в составе материалов по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района отображаются особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.

На схеме территориального планирования муниципального района подлежат отображению виды объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 ГрК РФ, в том числе и особо охраняемые природные территории местного значения, расположенные на территории муниципального района (п.3 ч.2 ст. 2 Закона Республики Алтай от 19 мая 2008 года №60-РЗ «О документах территориального планирования муниципальных образований в Республике Алтай»).

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.17.ч.1 ст. 3 Устава муниципального образования «Чойский район» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Схема территориального планирования муниципального района является документом территориального планирования муниципальных образований, утверждение которой, в том числе внесение изменений в такую схему, относится к полномочиям представительных органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (п.1 ч.2 ст.8, п. 1 ч.1 ст. 18, ч. 1 ст. 20 ГрК РФ).

Утверждение схем территориального планирования муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов (п. 21 ч.1 ст. 26 Устава муниципального образования «Чойский район»), а составление схем территориального планирования муниципального района, документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд – к полномочиям Администрации района (п.22 ч.3 ст.37 Устава муниципального образования «Чойский район»).

В соответствии с ч.3 ст.6 Закона Республики Алтай от 19 мая 2008 года №60-РЗ «О документах территориального планирования муниципальных образований в Республике Алтай» внесение изменений в документы территориального планирования муниципальных образований осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и статьями 4 и 5 настоящего Закона. Статьей 4 указанного Закона Республики Алтай определен порядок подготовки проектов документов территориального планирования, а согласно ч.1 ст. 5 разработка и утверждение задания на подготовку документов территориального планирования осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого ответа, при разрешении заявления Семейно-родовой общины «Альбаган» административным ответчиком не проведена оценка соответствия рассматриваемой территории таким критериям как особое природоохранное значение, особое научное значение, особое культурное значение, особое эстетическое значение, особое оздоровительное значение, особое рекреационное значение, а также требованиям о соответствии размещения особо охраняемой природной территории местного значения схеме территориального планирования муниципального района.

Нарушение установленного порядка разрешения поставленного в заявлении вопроса служит основанием для признания оспариваемого решения ответчика, выраженного в ответе , незаконным.

Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок образования территории традиционного пользования местного значения на территории Чойского муниципального района, не может являться основанием для отказа в реализации прав коренных малочисленных народов на традиционный образ жизни, включая традиционное природопользование, на землю и другие природные ресурсы, а также общее для всех граждан России право на сохранение окружающей среды, природных комплексов и объектов.

Так как полномочия о принятии решения о создании особо охраняемых территорий местного значения в данном случае принадлежат ответчику, то суд не вправе подменять этот орган и принимать за него такое решение. Поэтому, признавая незаконным оспариваемое решение, выраженное в ответе , суд обоснованно в соответствии с п.1 ч.2, п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав истца, которое должно быть осуществлено путем повторного рассмотрения в установленный законом срок заявления истца от <дата> и принятия по нему решения в соответствии с действующим законодательством.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чойского районного суда Республики Алтай от <дата> – оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи И.В. Солопова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>