Дело №а-8267/2018
Судья Мороз И.М.
Докладчик Теплякова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Разуваевой А.Л.,
судей Тепляковой И.М., Быковой В.Б.,
при секретаре Шпигальской В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения представителя административного истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика военного прокурора Новосибирского гарнизона ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обратилось в суд с административным исковым заявлением к военному прокурору Новосибирского гарнизона, в котором просило признать незаконными и отменить представление военного прокурора № 4303 от 31.05.2017 г.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым представлением административный истец был обязан в пределах предоставленных полномочий принять конкретные меры по обеспечению надлежащего учета объектов недвижимости, в том числе незаселенных помещений, а также по предоставлению достоверной информации в соответствующие органы и организации, поскольку в результате ненадлежащего учета были предоставлены сведения в отношении только 467 незаселенных помещений, в то время как в обособленном подразделении «Новосибирское ООО «ГУЖФ» на облуживании находилось 995 незаселенных жилых помещений Минобороны России, в результате чего к оплате незаселенного жилого фонда принимались объемы оказанных услуг в меньшем размере, что повлекло нарушение исполнения договора № 2-УЖФ-05 от 27.07.2015, заключенного между Министерством обороны и ООО «ГУЖФ». Поскольку оспариваемое представление было вынесено за пределами полномочий прокурора, так как в представлении прокурор ссылается на несоблюдение сторонами договорных отношений, обязанность по учету незаселенных жилых помещений не входит в уставную деятельность административного истца, последний обратился с указанным иском в суд.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 ноября 2017 года.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что довод административного истца о том, что оспариваемое представление противоречит положениям Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888, оставлен судом первой инстанции без внимания.
Учреждение не осуществляло и не осуществляет учет пустующего жилого фонда Минобороны России, а согласно требованиям Приказа Министра обороны Российской Федерации № 868 от 28.11.2014 осуществляет только подтверждение балансовой принадлежности пустующих жилых помещений.
Полагает, что выводы суда основаны на неправильном понимании полномочий подведомственных Минобороны России учреждений.
Оспариваемое представление прокурора не соответствует статьям 1, 21, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», нарушает права и законные интересы административного истца в виде возложения незаконной обязанности - принять конкретные меры по обеспечению надлежащего учета объектов недвижимости, в том числе незаселенных жилых помещений, а также по предоставлению достоверной информации в соответствующие органы и организации.
Представление прокурора возлагает на ФГКУ «Сибирское ТУИО Минобороны России обязанность по учету незаселенных жилых помещений, которая не входит в уставную деятельность Учреждения, возложена на иной орган Минобороны России - Департамент жилищного обеспечения Минобороны России и подведомственные ему организации (ФГКУ «Центррегионжилье»).
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» вносит представление об устранении нарушений закона /п. 3 ст. 22/.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.05.2017 военным прокурором Новосибирского гарнизона руководителю ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ было внесено представление об устранении нарушений закона № 4303, в которым содержались следующие требования: безотлагательно рассмотреть представление, в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, для чего, в том числе довести указанные в представлении нарушения до соответствующих должностных лиц; в переделах предоставленных полномочий принять конкретные меры по обеспечению надлежащего учета объектов недвижимости, в том числе незаселенных жилых помещений, а также по предоставлению достоверной информации в соответствующие органы и организации; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона в письменной форме с приложением необходимых документов.
В представлении военного прокурора указано, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что в период с августа 2015 г. по апрель 2017 г. административный истец представлял сведения в отношении только 467 незаселенных жилых помещений из 995, что свидетельствует о ненадлежащем учете жилого фонда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконнным и отмене представления военного прокурора Новосибирского гарнизона от 31.05.2017 № 4303, суд первой инстанции исходил из того, что на ФГКУ «Сибирское ТУИО» возложена обязанность по учету данных, то есть фактических сведений о наличии жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ, на которые не заключены договоры социального найма, договоры найма специализированных жилых помещений, договоры пользования и не выданы решения о предоставлении жилых помещений в собственность по адресам жилых домов, указанных в сведениях, и именно непредоставление указанных сведений на основании проведенной прокурорской проверки, результаты которой не оспаривались административным истцом, послужило основанием для вынесения оспариваемого представления.
При этом прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны принять меры по устранению выявленных нарушений закона.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции основаны на верном толковании закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации; осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
На основании п. 3 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 11 Устава учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, учреждение непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ. Взаимоотношения учреждения с органами военного управления осуществляются в порядке, установленном Министерством обороны.
В соответствии с п. 19 Устава основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вороженных Силах решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вороженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вороженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Согласно п. 20 устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России учреждение:
- ведет учет имущества Вооруженных Сил;
- осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом;
- формирует документы для принятия Министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил;
- составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, а также представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны;
- осуществляет контроль исполнением условий и обязательств по заключенным договорам;
- организует использование, распределение, учет объектов военной и социальной инфраструктур ВС РФ.
Приказом Министра обороны РФ № 868 от 28.11.2014 г. утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления и организации вооруженных сил РФ при оплате услуг по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за министерством обороны РФ.
Согласно п. 2 Порядка Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны и структурные подразделения региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны ежемесячно в срок до 25 числа отчетного месяца направляют в территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны на бумажном и электронном носителях сведения о заключенных договорах социального найма, договорах найма специализированных жилых помещений, договорах пользования и выданных решениях о предоставлении жилых помещений в собственность (далее - сведения) согласно рекомендуемому образцу, указанному в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 3 Порядка территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны согласовывают данные сведения в части принадлежности жилых помещений к жилищному фонду, закрепленному за Министерством обороны, а также составляют на бумажном и электронном носителях справку о наличии жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны (далее - справка), согласно рекомендуемому образцу, указанному в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
В справке отражаются данные о наличии жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны, на которые не заключены договоры социального найма, договоры найма специализированных жилых помещений, договоры пользования и не выданы решения о предоставлении жилых помещений в собственность по адресам жилых домов, указанных в сведениях.
Территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны направляют сведения и справки в органы эксплуатации (по территориальному признаку) на бумажном и электронном носителях ежемесячно в последний день месяца оказания услуг.
Пункт 4 Порядка устанавливает, что органы эксплуатации на основании поступивших сведений и справок проверяют объем услуг, оказанных управляющими компаниями по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны, уточняют потребность в лимитах бюджетных обязательств и доводят сведения о потребности в лимитах бюджетных обязательств до Департамента эксплуатации.
На основании заключенных объединенным стратегическим командованием военного округа государственных контрактов (договоров) управления многоквартирным домом органы эксплуатации проверяют и подписывают акты сдачи-приемки оказанных услуг согласно рекомендуемому образцу, указанному в Приложении N 3 к настоящему Порядку.
На основании представленных органами эксплуатации первичных (оправдательных) документов финансовые органы формируют и представляют в органы Федерального казначейства документы, необходимые для санкционирования оплаты принятых денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам (договорам) управления многоквартирным домом. /п. 5 Порядка/.
В связи с изложенным, учреждение является организацией, уполномоченной согласовывать сведения, поступившие из структурные подразделения региональных управлений жилищного обеспечения, о заключенных договорах социального найма, договорах найма специализированных жилых помещений, договорах пользования и выданных решениях о предоставлении жилых помещений в собственность, а также составлять справку о наличии жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны, на которые не заключены договоры социального найма, договоры найма специализированных жилых помещений, договоры пользования и не выданы решения о предоставлении жилых помещений в собственность по адресам жилых домов, указанных в сведениях.
Факт расхождения сведений о незаселенных жилых помещениях (995 жилых помещений, находящихся на обслуживании ООО «ГУЖФ», и 467 жилых помещений по данным ФГКУ «Сибирское ТУИО») административным истцом не оспаривался, доказательств проведения корректировки сведений по результатам принятых конкретных мер по обеспечению надлежащего учета имущества Вооруженных Сил, контроля за его использованием суду не представлялось.
На представление военного прокурора 01.09.2017 года дан ответ о предоставлении учреждением на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28.11.2014 № 868 сведений и справок о наличии жилых помещений жилищного фонда, на которые не заключены договоры социального найма, договоры найма специализированных жилых помещений, договоры пользования и не выданы решения о предоставлении жилых помещений в собственность. В ответе отражено, что осуществление иных действий учреждением (проведение сверок, внесение корректировок по данным, представленным ООО «ГУ ЖФ») вышеуказанным приказом не предусмотрено, в связи с чем представление является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Довод апеллянта о том, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2010 № 1888 учет пустующего жилого фонда ведет ФГКУ «Центррегионжилье», не влияет на законность оспариваемого решения суда. Военным прокурором внесено представление административному истцу в части осуществления им предоставленных ему полномочий и возложенных на него обязанностей по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вороженных Сил, предоставлением достоверных сведений, предусмотренных приказами Министерства обороны РФ. При этом представление не понуждает административного истца подменять функции ФГКУ «Центррегионжилье», возложенные приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888, в части контроля за заселением и освобождением жилых помещений.
Позиция апеллянта, изложенная в апелляционной жалобе, являлась предметом подробной оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонена, оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы апеллянта о том, что представлением военного прокурора не него возложены обязанности, не предусмотренные Уставом ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, подлежат отклонению за необоснованностью, поскольку опровергаются приведенными выше положениями Устава, которыми суд руководствовался при разрешении настоящего спора.
При внесении оспариваемого представления в адрес ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ прокурор действовал в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в рамках своей компетенции, указанное представление является законным, поскольку именно учреждение вправе и обязано в пределах своих полномочий обеспечить принятие необходимых мер по устранению нарушений закона, в том числе путем взаимодействия с соответствующими ведомственными структурами Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, законными и обоснованными, полагает, что оснований для признания незаконным представления военного прокурора не имеется, факт нарушения данным актом прокурорского реагирования прав и законных интересов административного истца не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий А.Л. Разуваева
Судьи И.М. Теплякова
В.Б. Быкова