ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-8342 от 18.12.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело а-8342

строка .019 а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2018 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

ФИО9

Курчевской С.В., Привалова А.А.

Поповой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9

дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным и неисполнении приказа от ДД.ММ.ГГГГ/ОД,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО6

на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

(судья ФИО5)

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании неисполнимым и незаконным приказа Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД «О предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>» полностью.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что данный приказ противоречит закону <адрес>, поскольку в приказе отсутствует указание на признаки и характеристики, индивидуализирующие предоставляемое благоустроенное жилое помещение. Срок для заключения договора социального найма в приказе также отсутствует. Из текста обжалуемого акта не ясно, какое жилое помещение будет предоставлено (дом, квартира, комната или др.), какой площадью, какой нормы, где оно расположено, какие границы оно имеет и др.

Истец указывает, что оспариваемый приказ не отвечает критерию исполнимости.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, поданной через представителя ДешинаА.П., ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Административный истец ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом и в установленном порядке, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента социальной защиты <адрес>ФИО7 возражал против удовлетворения жалобы.

Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления предусмотрены статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 (ранее Макеева) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уполномоченным органом отнесена к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.

Приказом Департамента труда и социального развития <адрес>/ОД от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Департамента труда и социального развития <адрес>/ОД от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный приказ признан утратившим силу и на основании приказа /ОД истец была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, составом семьи 3 человека (она, дочь ФИО1 Варвара, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО1 Ярослав, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Факт нуждаемости и необеспеченности жильем был установлен.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлено новое решение: «обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты <адрес>. В остальной части в удовлетворении требований ФИО1 отказано».

Департаментом социальной защиты <адрес>ДД.ММ.ГГГГ во исполнения решения суда издан приказ /ОД о предоставлении ФИО1. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, проанализирован положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О специализированном жилищном фонде <адрес>», который регулирует порядок предоставления специализированного жилого помещения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку признал, что оспариваемый приказ Департамента социальной защиты <адрес>/ОД от ДД.ММ.ГГГГ принят уполномоченным на то органом исполнительной власти, в соответствии с действующим законом и нормами права.

Свой вывод суд мотивировал тем, что исходя из Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД в решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, оформляемого приказом департамента социальной защиты <адрес>, не указывается конкретное жилое помещение, а договор найма специализированного жилого помещения заключается департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> с конкретным получателем после согласования ним конкретного жилого помещения.

При этом суд указал, что в данном случае вопрос надлежащего исполнения вступившего в законную силу судебного решения о возложении на Департамент социальной защиты <адрес> (далее по тексту Департамент) обязанности предоставить административному истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда должен рассматриваться судебным приставом - исполнителем в рамках исполнительного производства.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований по существу согласна.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО6 указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку суд не применил положения п.п.5.3-5.5 Порядка предоставления жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также, что приказ департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД является неисполнимым, поскольку в нем отсутствует указание на признаки и характеристики, индивидуализирующие предоставляемое благоустроенное жилое помещение, срок для заключения договора социального найма в приказе отсутствует.

Полагая, что оспариваемый приказ Департамента является незаконным и неисполнимым представитель административного истца ссылается на то, что в приказе не указан срок, в течение которого должен быть заключен договор специализированного найма, как это предусмотрено п. 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма".

Однако такие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание как основания для отмены постановленного решения, исходя из следующего.

Согласно п. 1 статьи 21.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством <адрес>, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 данной статьи указанного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОЗ предусмотрено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по норме предоставления не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма".

В соответствии с п.4 статьи 21.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О специализированном жилищном фонде <адрес>» порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным правительством <адрес>.

Указанным уполномоченным органом в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является Департамент социальной защиты <адрес>.

Приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты <адрес>, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> для заключения договора найма специализированных жилых помещений (п.5.1).

Копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> для заключения договора найма специализированного жилого помещения (п.5.2).

Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> заключают с департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа департамента о предоставлении жилого помещения (п.5.3).

Таким образом, действующее законодательство, не устанавливает обязанность уполномоченного органа указывать в соответствующем приказе срок для заключения договора найма специализированного жилого помещения с получателем жилья. Положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", на который указывает заявитель в своей жалобе, распространяются на возникшие правоотношения в данном случае, лишь в части определения нормы предоставления жилого помещения.

Кроме того, необходимо отметить, что приказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ принят во исполнение вступившего в законную силу Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и в точном соответствии с его резолютивной частью.

Помимо этого, судебная коллегия отмечает, что на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом <адрес> судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по <адрес>ФИО8ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Департамента социальной защиты <адрес>. Предмет исполнения: обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справки судебного пристава исполнителя от 13.12.2018г. приобщенного к материалам дела при рассмотрении апелляционной жалобы, до настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены. Как следствие, доводы заявителя о том, что оспариваемый приказ, без конкретизации в нем конкретного жилого помещения предоставляемого административному истцу, может служить основанием для прекращения исполнительного производства, являются несостоятельными.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что в производстве службы судебных приставов МРОСП по ОИП УФССП России по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство -ИП в отношении Департамента социальной защиты <адрес>, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что административным истцом ФИО1 выбран неверный способ защиты нарушенных прав.

Доводы административной жалобы, как и доводы административного иска о неисполнимости оспариваемого приказа имеют правовое значение в рамках исполнительного производства.

Права и законные интересы взыскателя ФИО1 могут быть защищены в порядке оспаривания бездействий судебного пристава-исполнителя по неисполнению требований исполнительного документа.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом судебного разбирательства, и судом им дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО6 – без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи коллегии: