ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное постановление № 1-358/2021 от 03.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1-й инстанции – Ротко Т.Д. Дело № 1-358/2021

Судья-докладчик – Караваев К.Н. Дело № 22-540/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 марта 2022 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего - Караваева К.Н.,

при секретаре - Барбаковой Л.Х.,

с участием прокурора - Ярковой М.А.,

осужденной - ФИО1,

защитника-адвоката - Манакова К.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу защитника-адвоката Манакова К.В. на приговор Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка РФ, ранее не судимая,

осуждена по ч.1 ст.293 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей в доход государства.

На основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ ФИО1 освобождена от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Мера пресечения в отношении ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.

По делу разрешен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи по материалам уголовного дела, доводам апелляционной жалобы, выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции,-

УСТАНОВИЛ:

Приговором Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года ФИО1 признана виновной в том, что она, будучи должностным лицом – заместителем начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, ненадлежащим образом исполняла свои обязанности вследствие небрежного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Преступление совершено 30 октября 2019 года в <адрес> Республики Крым при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

Не согласившись с приговором суда, защитник-адвокат ФИО14 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести в отношении ФИО1 оправдательный приговор, ссылаясь на то, что судебное решение вынесено с существенным нарушением норм уголовного и уголовно-процессуального закона, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В обосновании своих требований приводит разъяснения в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ №55 от 29.11.2016 «О судебном приговоре», положения ст.ст. 6, 297 УПК РФ и указывает на следующие обстоятельства:

- вопреки требованиям ч.2 ст.27, п.15 ч.4 ст.47, ч.2 ст.254 УПК РФ, разъяснениям в п.п. 21,25 постановления Пленума Верховного Суда РФ №19 от 27.06.2013 «О применении судами законодательства, регулирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» и позиции Конституционного Суда РФ в постановлениях №4-П от 02.03.2017 и №16-П от 14.07.2011, в ходе судебного разбирательства суд не установил факта истечения сроков давности и не выяснил у подсудимой о её желании прекращения уголовного дела по этому нереабилитирующиму основанию;

- судом не учтен тот факт, что, согласно ч.5 ст.55 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и п.п. 2.1.1- 2.1.3, 2.2.1-2.2.4, 3.3, 3.7.1., 3.7.2 «О положении об экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир, для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденном постановлением Администрации <адрес> №2297-п от 31.07.2017 (с изменениями), экспертная и приемочная комиссии являются совещательными органами, их решения носят рекомендательный характер, а выполнение поставленных задач реализуется ими путем анализа и проверки представленных заказчиком и подрядчиком документов и дачи соответствующих заключений;

- будучи членом приемочной комиссии, ФИО1 не получала указаний председателя этой комиссии Свидетель №11 о выезде на место расположения объекта и таких полномочий на неё не возлагалось;

- судом не учтено, что, исходя из п.п. 1.3, 1.5, 1.9 постановления Администрации <адрес> №2297-п от 31.07.2017 ( с изменениями), оно не содержит положений об экспертной комиссии, которые бы обязывали ее членов и председателя выезжать на место расположения объекта закупки и проведение его осмотра, в связи с чем председатель комиссии ФИО1 самостоятельно не могла на себя возлагать эти обязанности;

- суд не дал оценки тому факту, что в силу п. 1.12 Положения об экспертной комиссии ФИО1 не имела возможности уклониться от подписания заключения экспертной комиссии от 30.10.2019;

- судом проигнорирован тот факт, что протокол приемочной комиссии и заключение экспертной комиссии, были подписаны ФИО1 формально 30.10.2019, т.е. спустя два дня после подписания электронной подписью заместителем главы Администрации <адрес>Свидетель №13 муниципального контракта и акта приема-передачи квартиры в муниципальную собственность - 28.10.2019, согласно которым квартира соответствовала необходимым требованиям, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и муниципальным контрактом от 28.10.2019, при этом ФИО1 о подписании муниципального контракта и составлении акта приема-передачи и необходимости выезда на объект закупки никем не уведомлялась;

- о том, что муниципальный контракт и акта приема-передачи квартиры в муниципальную собственность в бумажном варианте подписаны 30.10.2019, ФИО1 узнала от членов приемочной и экспертной комиссий после их выезда на объект;

- суд не дал оценки положениям п.3.2 муниципального контракта, согласно которому проверка соответствия объекта закупки требованиям и условиям контракта должна осуществляться до подписания акта приема-передачи квартиры, а не после того, как она была принята в муниципальную собственность;

- ФИО1 не имела отношение к принятию квартиры в муниципальную собственность, поскольку эта процедура проводится в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от 31.08.2016 №2338-п «Об утверждении порядка формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (с изменениями, внесенными постановлением от 07.02.2019 №163-п), согласно которому до регистрации права собственности комиссия, возглавляемая начальником департамента городского хозяйства, обследует вид и качество жилого помещения с последующим составлением акта обследования;

- суд не принял во внимание обстоятельство, что согласно п.2.4 контракта оплата по нему осуществляется по факту регистрации контракта в органах государственной регистрации, кадастра и картографии и подписания заказчиком документа о приемке жилого помещения путем перечисления денег на счет поставщика;

- вопреки выводам суда, заключения судебных строительно-технических экспертиз, в т.ч. заключение от 27.10.2020 №1627/6-1, подтверждают, что переданная в наем Потерпевший №1 квартира является благоустроенной и пригодной для постоянного проживания, при этом сведений о том, что предоставленное жилье не соответствует санитарным, техническим правилам и нормам, не предоставлено;

- судом не указано, невыполнение каких должностных обязанностей ФИО8 привело к нарушению прав Потерпевший №1, предусмотренных ст.40 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.8 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>»;

- судом не конкретизировано, в чем заключается допущенное в результате бездействия ФИО1 существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в сфере обеспечения жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирования у граждан мнения о неспособности государства обеспечивать гарантированные социальные права, поскольку социальные права Потерпевший №1 не нарушены, она получила от Администрации <адрес> бесплатно благоустроенное и пригодное для проживания жилье, после осмотра квартиры согласилась ее принять в наем, о чем подала соответствующее заявление, при этом в данной квартире она не проживала и не проживает, т.е. полученное жилье не является для нее жизненно важным;

- судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства стороны защиты о вызове и допросе свидетеля ФИО9, являющегося непосредственным начальником ФИО8, который дал ей указание ввиду большой загруженности на работе не выезжать на объект закупки для проверки, в связи с чем на проверку выехали иные члены комиссии;

- исходя из положений ст.5 УК РФ, закрепляющей принцип личной уголовной ответственности, действия ФИО1 по подписанию протокола приемочной комиссии и заключения экспертной комиссии от 30.10.2019 в отсутствии подписей других членов комиссий не могли сами по себе повлечь любые правовые последствия, поскольку в соответствии с положениями об этих комиссиях решения ими принимаются при наличии кворума – не менее двух голосов ее членов (п.1.11, п.4.1, 4.2 положений);

- ФИО1 не может отвечать за решения, принятыми каждым из членов обеих комиссий, которые подписали протокол приемочной комиссии и заключение экспертной комиссии – Свидетель №10, ФИО10, Свидетель №9 и наступившие от этих коллегиальных решений последствия.

В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник прокурора <адрес>ФИО11 просит её оставить без удовлетворения, а приговор суда – без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- защитник и осужденная поддержали требования апелляционной жалобы и настаивают на её удовлетворении;

- прокурор возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить приговор суда без изменения.

Проверив материалы уголовного дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.389.9, 389.19 УПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции. При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами апелляционных жалобы, представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.

Исходя из требований ст.297 УПК РФ, приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таким, если постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.

Указанным требованиям закона приговор не отвечает.

В соответствии с п.5 ст.307 УПК РФ обвинительный приговор должен содержать обоснование принятых решений по всем иным вопросам, указанным в статье 299 УПК РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст.299 УПК РФ при постановлении приговора суд разрешает вопрос о том, является ли деяние, совершенное подсудимым, преступлением и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса Российской Федерации оно предусмотрено.

В силу ч.1 ст.307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного доказанным судом, с указанием места, времени, способа его совершения, мотивов и последствий преступления.

Как следует из описания события преступления, изложенного в приговоре, ФИО1, являясь заместителем начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, т.е. должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными полномочиями и выполняющим административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, совершила преступление при следующих обстоятельствах.

28 октября 2019 года на основании проведенного в соответствии с ФЗ № 44 от 05 апреля 2013 года электронного аукциона администрацией <адрес> Республики Крым, в лице заместителя главы администрации <адрес> Республики Крым Свидетель №13, и индивидуальным предпринимателем Свидетель №2, действующей на основании агентского договора по продаже объекта недвижимости № 30-09-2019 от 30 сентября 2019 года, заключенного с Свидетель №4, заключен муниципальный контракт № 0875300027519000024 на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда с целью дальнейшего предоставления по договорам найма специальных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа (далее по тексту – Муниципальный контракт № 0875300027519000024).

В соответствии с п.1.2 Муниципального контракта № 0875300027519000024 Свидетель №2 и Свидетель №4 обязуются передать в собственность администрации <адрес> Республики Крым, а администрация <адрес> Республики Крым принять и оплатить в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (приложение № 1 к Муниципальному контракту № 0875300027519000024) жилое помещение – однокомнатную квартиру, общей площадью 34,5 кв.м, кадастровый номер ФИО32, расположенную по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>.

Согласно п.п.2.1,2.2 Муниципального контракта № 0875300027519000024 цена контракта составляет 2 287 499,87 рублей, из которых 1 424 940,00 рублей – средства бюджета Республики Крым, 862 559,87 рублей – средства бюджета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

Пунктом 5.2.2 технического задания, являющегося приложением № 1 к Муниципальному контракту № 0875300027519000024, предусмотрено, что жилое помещение не относится к ветхому и аварийному жилому фонду. Жилое помещение изолированное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, готовое к постоянному проживанию, не требующее капитального и текущего ремонта, в том числе косметического ремонта, пригодно для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства.

Из положений п. 5.2.4 технического задания, являющегося приложением № 1 к Муниципальному контракту № 0875300027519000024, следует, что в жилом помещении (квартире) выполнены следующие работы: штукатурные работы, чистовая отделка стен и потолков; устройство полов; устройство дверных и оконных блоков; устройство исправной внутренней электрической разводки, подключенных исправных электрических розеток, выключателей и патронов; устройство исправного сантехнического оборудования; устройство исправных отопительных приборов.

Согласно п.п. 3.2 Муниципального контракта № 0875300027519000024 администрация <адрес> Республики Крым обязана осуществить приемку жилого помещения в случае соответствия требованиям к техническому состоянию, в соответствии с условиями контракта. После предоставления акта о соответствии предполагаемого к приобретению жилого помещения администрация <адрес> Республики Крым по акту приема-передачи обязан принять жилое помещение в течение трех дней со дня подписания контракта.

В соответствии с п.4.1 Муниципального контракта № 0875300027519000024 акт приема-передачи жилого помещения подписывается сторонами в день приемки жилого помещения, жилое помещение, не соответствующее требованиям, указанным в техническом задании, считается не поставленным.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № 2296-п от 31 июля 2017 года «Об утверждении положения об экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» утверждены положение и состав экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Положение об экспертной комиссии и Состав экспертной комиссии соответственно).

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № 1645-п от 27 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> Республики Крым от 31 июля 2017 года № 2296-п «Об утверждении положения об экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» утвержден должностной Состав экспертной комиссии, согласно которому, председателем экспертной комиссии является заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым ФИО1

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № 2297-п от 31 июля 2017 года «Об утверждении положения о приемочной комиссии для приемки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» утверждены положение и состав приемочной комиссии для приемки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Положение о приемочной комиссии и Состав приемочной комиссии соответственно).

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № 1646-п от 27 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> Республики Крым от 31 июля 2017 года № 2297-п «Об утверждении положения о приемочной комиссии для приёмки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержден должностной состав приемочной комиссии для приёмки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому, одним из членов приемочной комиссии является заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым ФИО1

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Положения об экспертной комиссии, в своей деятельности экспертная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», иными нормативными правовыми актами, условиями муниципального контракта (договора) и данным положением. В целях проведения экспертизы постановлением администрации <адрес> Республики Крым утверждается состав экспертной комиссии из числа работников, обладающих соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям контракта.

Согласно п.п. 1.12, 1.13 Положения об экспертной комиссии, результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

В соответствии с п.1.2 Положения о приемочной комиссии в своей деятельности приемочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», иными нормативными правовыми актами, условиями муниципального контракта (договора) и данным положением.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 Положения о приемочной комиссии, основными задачами приемочной комиссии являются: установление соответствия приобретенных по итогам проведения аукционом в электронной форме однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений условиям и требованиям заключенного муниципального контракта (договора); подтверждение факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (договору); подготовка отчетных материалов о работе приемочной комиссии.

В силу п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.4 Положения о приемочной комиссии, приемочная комиссия проводит анализ документов, подтверждающих факт исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (договору); проводит анализ представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, а также устанавливает наличие предусмотренного условиями муниципального контракта (договора) количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов; при необходимости запрашивает у поставщика (подрядчика, исполнителя) недостающие отчетные документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам; выносит заключение по результатам проведенной приемки товаров (работ, услуг) и в случае их соответствия условиям муниципального контракта (договора) составляет документ о приемке (акт приемки товаров (работ, услуг)).В соответствии с п. 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.4 и 4.5 Положения о приемочной комиссии, по итогам проведения приемки приемочной комиссией принимается одно из следующих решений: объект закупки полностью соответствует условиям муниципального контракта (договора) и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации, и подлежит приемке; по итогам приемки объекта закупки выявлены замечания, которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в согласованные с администрацией <адрес> Республики Крым сроки; объект закупки не соответствует условиям муниципального контракта (договора) и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации и не подлежит приемке. Решения приемочной комиссии оформляются документом о приемке (актом, протоколом и др.), который подписывается членами приемочной комиссии, участвующими в приемке товаров (работ, услуг) и согласными с соответствующими решениями приемочной комиссии. Если по итогам приемки объекта закупки будет принято решение о невозможности осуществления приемки, то документ о приемке приемочной комиссии составляется не менее чем в двух экземплярах и незамедлительно передается (направляется) администрации <адрес> Республики Крым и поставщику (подрядчику, исполнителю).

30 октября 2019 года в период с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут члены приемочной и экспертной комиссий администрации <адрес> Республики Крым Свидетель №10, Свидетель №11 и Свидетель №1 прибыли и в отсутствие Свидетель №9 и ФИО1 осмотрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, на предмет её соответствия условиям Муниципального контракта № 0875300027519000024 и техническому заданию, предусмотренному нормативной и технической документацией, а также на предмет её пригодности для проживания в ней детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

После осмотра членами комиссии вышеуказанной квартиры, с 09 часов 00 минут 30 октября 2019 года по 18 часов 00 минут 02 ноября 2019 года, заместитель начальника общего отдела управления организационной работы и делопроизводства администрации <адрес> Республики Крым Свидетель №12, неосведомленная о техническом состоянии вышеуказанной квартиры и о преступном характере действий ФИО1, изготовила проект заключения о проверке (экспертизе) однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных муниципальным контрактом в части их соответствия условиям муниципального контракта № 0875300027519000024 от 30 октября 2019 года (далее по тексту – Заключение № 0875300027519000024), согласно которому, предоставленные исполнителем результаты соответствуют условиям контракта, предоставленные документы для принятия и оплаты товара (работы, услуги) проверены, соответствуют данным контракта (в т.ч. правильность наименований и реквизитов сторон, наличие и правильность заполнения предусмотренных документами данных), при проведении экспертизы не выявлены факты ненадлежащего исполнения условий контракта поставщиком и рекомендовано принять результаты исполнения по контракту, а также проект протокола № 875300027519000024 от 30 октября 2019 года заседания комиссии по приемке однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Протокол № 875300027519000024), согласно которому следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, соответствует условиям Муниципального контракта № 0875300027519000024 и техническому заданию, и подлежит приемке.

После чего, Свидетель №12 прибыла в служебный кабинет заместителя начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, расположенный по адресу: <адрес>, где предоставила для подписи ФИО1 Протокол № 875300027519000024 и Заключение № 0875300027519000024.

В вышеуказанные время и месте ФИО1, проявляя преступную небрежность, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия в виде нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на предоставление благоустроенного жилого помещения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть эти последствия, из иной личной заинтересованности, выраженной в минимизировании своей работы и нежелании исполнять свои должностные обязанности надлежащим образом, в нарушение:

- ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

- п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25 от 02 марта 2007 года, согласно которым, муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

- п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ЗРК № 76 от 16 сентября 2014 года, согласно которым, муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

- п. 1.8 Должностной инструкции, согласно которому, заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», другими законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Законами Республики Крым, нормативно-правовыми актами администрации <адрес> Республики Крым и настоящей должностной инструкцией;

- п.п. 1.5, 1.9.1 Положения об экспертной комиссии, согласно которым, председатель экспертной комиссии возглавляет экспертную комиссию и организует её работу, осуществляет общее руководство работой экспертной комиссии и организацию её деятельности;

- п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о приемочной комиссии, согласно которым, для выполнения задач по установлению соответствия приобретенных по итогам проведения аукционом в электронной форме однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений условиям и требованиям заключенного муниципального контракта (договора), подтверждению факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (договору), подготовке отчетных материалов о работе приемочной комиссии приемочная комиссия проводит анализ документов, подтверждающих факт исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту, проводит анализ представленных (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, а также устанавливает наличие предусмотренного условиями муниципального контракта (договора) количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов не исполнила свои должностные обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, не осуществила выезд и не осмотрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, на предмет её соответствия требованиям, изложенным в техническом задании к Муниципальному контракту № 0875300027519000024, и подписала Заключение № 0875300027519000024, а также Протокол № 875300027519000024.

При этом функциональные и технические характеристики квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пгт.Заозерное, <адрес>, фактически не соответствовали условиям Муниципального контракта № 0875300027519000024 и п.п. 5.2.2 и п. 5.2.4 технического задания, поскольку: требуется проведение косметического ремонта; вместо линолеума пол на кухне покрыт полистирольной плиткой; в коридоре вместо линолеума пол покрыт полистирольной плиткой; в совмещенном санузле имеются элементы износа поверхности пола вследствие эксплуатации; внутренняя отделка кухни и других помещений имеет загрязнение, отставание от основания и коробление обоев, загрязнение и растрескивание окрасочного слоя; во всех помещениях имеется загрязнение и растрескивание окрасочного слоя потолка, имеются следы пользования и износа; в кухне отсутствует оконный блок и балконные двери; врезной замок входной двери без ручки, а фурнитура двери в санузел неисправная (запорный механизм двери не работает); на лицевой поверхности газовой плиты имеются сколы покрытия эмали, не работает кран подачи воды в бойлер (неисправен поворотный флажок); в коридоре имеются четыре оголенные выпуска внутренней электропроводки, не закреплена розетка в коробке.

Таким образом, по состоянию на 30 октября 2019 года на момент подписания Протокола № 875300027519000024 и Заключения № 0875300027519000024, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, не соответствовала требованиям, изложенным в техническом задании к Муниципальному контракту № 0875300027519000024, в связи с чем, не могла быть приобретена для муниципальных нужд для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

30 октября 2019 года заместитель главы администрации <адрес> Республики Крым Свидетель №13, будучи неосведомленным о преступном характере халатных действий ФИО1, подписал акт приема-передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, тем самым приняв указанное жилое помещение в собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

На основании вышеуказанных документов, 06 ноября 2019 года с расчетного счета № 40204810835100000007, открытого администрации <адрес> Республики Крым в УФК по <адрес>, на расчетный счет ИП Свидетель №2, открытый в Симферопольском филиале АБ «Россия», перечислены денежные средства в общей сумме 2 287 499,87 рублей, в качестве оплаты по Муниципальному контракту № 0875300027519000024 за жилое помещение специализированного жилищного фонда с целью дальнейшего предоставления по договорам найма специальных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № 2690-п от 17 декабря 2019 года «О включении в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, включении в специализированный жилищный фонд <адрес> по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>» в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым включен объект недвижимого имущества – жилое помещение - однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, стоимостью 2 287 499,87 рублей, приобретённая для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № 101-п от 04 февраля 2020 года «О предоставлении Потерпевший №1 жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» Потерпевший №1 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>.

21 февраля 2020 года между администрацией <адрес> Республики Крым, в лице первого заместителя главы администрации <адрес> Республики Крым Свидетель №14, и Потерпевший №1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 41, согласно которому, Потерпевший №1 передано за плату во владение и пользование жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.

Указанные действия ФИО1 суд расценил как халатность и квалифицировал их по ч.1 ст.293 УК РФ.

Вместе с тем, уголовная ответственность по статье 293 УК РФ имеет место лишь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Однако, как следует из материалов уголовного дела, суд не установил факта наступления от действий ФИО1 каких-либо последствий, и, соответственно, причинной связи. Указание в приговоре на нарушение требований федеральных законов при отсутствии наступления общественно-опасных последствий само по себе не содержит признаков уголовно-наказуемого деяния.

При этом для решения вопроса о квалификации действий ФИО1 по ч.1 ст.293 УК РФ суду необходимо было установить, какие конкретно последствия наступили от них.

Как следует из выводов суда, вышеуказанные действия ФИО1 повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов потерпевшей Потерпевший №1 на однократное предоставление ей, как ребенку-сироте, жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным, техническим правилам и нормам, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Вместе с тем, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 4 декабря 2003 года N 441-О, от 15 апреля 2008 года N 260-О-О, от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, от 25 ноября 2010 года N 1561-О-О, от 21 апреля 2011 года N 572-О-О, от 5 марта 2013 года N 323-О, от 23 апреля 2015 года N 867-О, от 26 мая 2016 года N 1142-О и др., указанное в ч.1 ст.293 УК РФ понятие «существенное нарушение прав и законных интересов», как и всякие оценочные понятия, подлежит оценке в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике.

Согласно разъяснениям в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N 55 «О судебном приговоре», выводы относительно квалификации преступлений по той или иной статье уголовного закона, ее части либо пункту должны быть мотивированы судом; признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочным категориям (в частности, существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства), суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан привести в описательно-мотивировочной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.

Применительно к разъяснениям, данным в п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», судам надлежит выяснять и указывать в приговоре, наряду с другими обстоятельствами дела, какие именно охраняемые законом интересы общества и государства были нарушены и находится ли причиненный этим интересам вред в причинной связи с ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей.

По мнению суда первой инстанции, ненадлежащее исполнение осужденной ФИО1 своих должностных обязанностей повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, что выразилось в дискредитации и подрыве авторитета органов местного самоуправления – администрации <адрес> в сфере обеспечения жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, формировании у граждан мнения о неспособности государства обеспечивать гарантированные социальные права.

Вместе с тем, в приговоре не указано, в чем конкретно выразилось существенное нарушение ФИО1 охраняемых законом интересов общества и государства, не конкретизированы виды этих интересов, отсутствуют ссылки на законодательные акты, их охраняющие, не указаны тяжесть причиненного им морального вреда или имущественного ущерба, создание их деятельности помех и затруднений в результате действий осужденной, а также не разграничены действия последней с должностным проступком. Доказательства тому, что действия ФИО1 повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в приговоре не приведены, а потому выводы суда об этом являются голословными.

Без должной оценки суда первой инстанции остались доводы подсудимой ФИО1 о том, что на момент подписания ею протокола приемочной комиссии и заключения экспертной комиссии – 30.10.2019 заместителем главы администрации <адрес>Свидетель №13 и ИП Свидетель №2, действующей от имени Свидетель №4, уже был подписан акт приема-передачи <адрес> пгт.Заозерное <адрес>, в соответствии с которым все обязательства по Муниципальному контракту № 0875300027519000024 сторонами выполнены полностью и данная квартира перешла в собственность администрации <адрес>, а потому какого-либо значения ее подписи в указанных протоколе и заключении не имели.

Также суд не принял во внимание тот факт, что после заключения договора найма квартиры между администрацией <адрес> и Потерпевший №1 в данной квартире весной 2021 года произведен косметический ремонт, последняя в нее вселилась и проживает вместе с детьми.

Кроме того, вопреки диспозиции ст.293 УК РФ и требованиям ст.307 УПК РФ, суд при описании преступного деяния, перечисляя в приговоре законы и нормативные акты, в соответствии с которыми ФИО1 должна была осуществлять свои должностные обязанности, не указал, неисполнение каких из этих прав и обязанностей или ненадлежащее исполнение каких из них вменяется ей в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Допущенные нарушения не могут быть устранены при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке, в связи с чем приговор в отношении осужденной подлежит отмене, а уголовное дело на основании ч.1 ст.389.22 УПК РФ – направлению на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, всесторонне, полно, объективно и с учетом требований закона об осуществлении правосудия на основе состязательности сторон исследовать все обстоятельства дела, проверить доводы апелляционной жалобы, дать надлежащую оценку всем имеющимся доказательствам и принять по делу законное и обоснованное решение.

Учитывая, что ФИО12 обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести, данные о ее личности, а также то, что основания, по которым ранее ей была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, не отпали, суд апелляционной инстанции, исходя из требований п.9 ч.3 ст.389.28 УПК РФ, в целях обеспечения судопроизводства по делу, считает необходимым оставить указанную меру пресечения без изменения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33, 389.35 УПК РФ, суд апелляционной инстанции,-

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года в отношении ФИО1 отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд первой инстанции в ином составе суда.

Меру пресечения ФИО1 оставить прежней - подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке главы 47.1 УПК РФ.

Председательствующий ФИО13