ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное постановление № 22-429/2022 от 15.03.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Тарасов А.В.

Дело № 22-429/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Вологда

15 марта 2022 года

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Швецовой М.В.,

при секретаре Пермогорской Д.В.,

с участием:

прокурора Питениной Н.В.,

осужденного Соколова Р.Н.,

защитника осужденного - адвоката Сагидуллина Э.З.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» П.Е. на постановление Сокольского районного суда Вологодской области от 9 ноября 2021 года.

Заслушав возражения осужденного Соколова Р.Н. и в его защиту адвоката Сагидуллина Э.З., мнение прокурора Питениной Н.В., суд апелляционной инстанции

установил:

постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 9 ноября 2021 года удовлетворено ходатайство осужденного СОКОЛОВА Р. Н., <ДАТА> года рождения, уроженца <адрес>, отбывающего наказание в ФКУ ИК№... УФСИН России ..., о принятии мер по охране его жилища, оставшегося без присмотра.

На Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» возложена обязанность периодически проверять сохранность оставшегося без присмотра жилища осужденного Соколова Р.Н. по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» П.Е. просит постановление отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. Указывает, что согласно п. 2.3.5.32 Устава СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» осуществляет обеспечение исполнения функции администрации района Санкт-Петербурга по сбору и систематизации сведений о свободных и освободившихся жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенного на территории района. В сфере жилищной политики осуществляет выполнение мероприятий по содержанию жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, не переданных третьим лицам и расположенным на территории района, а также, если они могут быть предоставлены в установленном порядке, обеспечение возможности их предоставления (пункт 2.3.5.41 Устава).

Исходя из справки формы №... жилое помещение на основании ордера РИК №... от 29 мая 1989 года было предоставлено в наем М.К., снятой с регистрационного учета <ДАТА> в связи со смертью. В жилом помещении зарегистрированы Соколов Р.Н. и А.Р. (<ДАТА> г.р.). Как следует из письма СПб ГБСУСО «...» 29 октября 2020 года А.Р. поступил на проживание в указанное учреждение.

Орган опеки и попечительства местной Администрации МО Адмиралтейский, СПб ГБСУСО «...» просили поставить на контроль жилое помещение в части осуществления регистрационного учета.

Исходя из положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан контролировать сохранность имущества и управление имуществом этих граждан, а СПб ГБСУСО «...» должно нести контроль по сохранности имущества проживающего.

Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2020 №34-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 313 УПК РФ в связи с жалобой администрации муниципального образования город Мурманск» считает ошибочным вывод суда о том, что ГКУ ЖА Кировского района наделено полномочиями администрации муниципального образования в рамках Устава.

Обращает внимание, что ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» определено, что административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы Санкт-Петербурга; внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга являются муниципальные округа, города и поселки (внутригородские территории города федерального значения Санкт-Петербурга). Этим же Законом определены границы внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ. Кировский образует Муниципальное образование семи муниципальных округов, в том числе .... По сведениям 2 ГИС дом №... по <адрес> входит в состав внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ ....

Полагает, что указанным актом затрагиваются права и обязанности Муниципального образования муниципального округа ..., которое к рассмотрению дела привлечено не было.

Считает, что поскольку указанное выше жилое помещение не является пустующим и не свободно от прав третьих лиц, следовательно, на Кировское РЖА не могут быть возложены обязательства по его сохранности.

В судебном заседании апелляционной инстанции осужденный Соколов Р.Н. и в защиту его интересов адвокат Сагидуллин Э.З. просили постановление оставить без изменения, прокурор Питенина Н.В. просила судебное решение изменить, возложив обязанность по сохранности жилого помещения на орган внутренних дел.

Суд апелляционной инстанции, выслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, осужденный Соколов Р.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В настоящее время Соколов Р.Н. отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы. По указанному адресу также зарегистрирован несовершеннолетний А.Р.<ДАТА> г.р., находящийся в настоящее время в СПб ГБСУСО «...». При таких обстоятельствах осужденный не имеет возможности самостоятельно принять гражданско-правовые меры по охране своего жилого помещения.

Указанное жилое помещение находится в государственной собственности, согласно выписке из ЕГРН правообладателем является Санкт-Петербург.

Согласно ч.2 ст.313 УПК РФ при наличии у осужденного имущества или жилища, остающихся без присмотра, суд выносит определение или постановление о принятии мер по их охране.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 июля 2020 года №34-П ч.2 ст.313 УПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не закрепляет конкретных мер по охране указанного жилого помещения, а также не устанавливает субъектов, на которых судом может быть возложена обязанность по принятию таких мер, не определяет, за счет каких источников осуществляется финансирование этих мер. Федеральному законодателю поручено, исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения и дополнения.

Впредь до внесения таких изменений, если осужденным самостоятельно не приняты гражданско-правовые меры по охране своего жилого помещения и будет установлено отсутствие у него возможности в их самостоятельном принятии, суд полномочен принять меры по охране остающегося без присмотра жилого помещения такого гражданина и возложить их исполнение на конкретных субъектов, в том числе опечатывание жилого помещения и периодическая проверка его сохранности - на орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения и (или) на администрацию муниципального образования (поселения, городского округа, муниципального округа).

Согласно сведениям, предоставленным администрацией Кировского района Санкт-Петербурга, в соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 №1098, администрация является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. В ведении администрации могут находиться государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга. В соответствии с Уставом Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 25.09.2019 № 2362-рз, СПб ГКУ "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» находится в ведении администрации и Жилищного комитета, осуществляющих координацию деятельности учреждения в рамках своей компетенции. В соответствии с пунктом 2.3.5.39 Устава учреждение осуществляет, в том числе, контроль за использованием и сохранностью жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенного на территории района.

Таким образом, СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга», являясь казенным учреждением, созданным от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга, наделено полномочиями администрации муниципального образования в рамка Устава.

Пунктом 2.3.5.39 Устава СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» предусмотрено, что осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, осуществляет СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга».

Ссылка представителя заинтересованного лица на наличие прав третьих лиц несостоятельна, так как малолетний А.Р. фактически не проживает в данном жилом помещении, не может в силу возраста самостоятельно осуществлять защиту и реализацию своих прав. Действия органов опеки и попечительства по обеспечению сохранности имущества несовершеннолетнего не умаляют право осужденного реализовать свое право на обеспечение сохранности жилого помещения, нанимателем которого он является.

Учитывая изложенное, выводы суда в этой части следует признать правильными, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.

Вместе с тем, принимая решение о возложении обязанности периодически проверять сохранность оставшегося без присмотра жилища осужденного на СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга», суд не обсудил вопрос о возложении такой обязанности на орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения, что предусмотрено Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 июля 2020 года №34-П, а также не указал конкретные меры по обеспечению сохранности жилого помещения.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Сокольского районного суда Вологодской области от 9 ноября 2021 года квартира по адресу: <адрес> опечатана УМВД России по Кировскому району г.Санкт-Петербурга, соответственно на указанный орган внутренних дел следовало возложить и обязанность по проверке целостности оттиска печати в целях сохранности жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

постановление Сокольского районного суда Вологодской области от 9 ноября 2021 года, которым удовлетворено ходатайство осужденного Соколова Р. Н. о принятии мер по обеспечению сохранности жилого помещения, изменить: обязанность периодически проверять целостность оттиска печати в целях сохранности жилого помещения по адресу: <адрес> возложить на УМВД России по Кировскому району г.Санкт-Петербурга вместо СПб ГКУ «Жилищное агенство Кировского района Санкт-Петербурга».

Апелляционное постановление Вологодского областного суда может быть обжаловано в кассационном порядке непосредственно в судебную коллегию по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с главой 47.1 УПК РФ.

Председательствующий: