ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2-2209/20 от 15.08.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2-2209/2020

88а-20846/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Васляева В.С.,

судей Кривенкова О.В., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на заочное решение Советского районного суда города Брянска от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 года по делу по исковому заявлению Брянской природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, управлению лесами Брянской области о понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В., объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с иском к управлению лесами Брянской области (далее также – Управление лесами) и Федеральному агентству лесного хозяйства (далее также Рослесхоз), в котором с учетом уточнения просил обязать Рослесхоз организовать и провести мероприятия по проектированию защитных лесов и определить категории защитности леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, с учетом внесенных сведений о границах особо охраняемых природных территорий Брянской области внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, на лесных участках заинтересованных лиц; обязать Управление лесами Брянской области принять меры по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ГКУ БО «Клетнянское лесничество» Калининское участковое лесничество (бывшее Калининское) квартал 6, выдел 11, квартал 7 выдел 13, квартал 9 выдел 4, квартал 66 выдел 2, квартал 75 выдел 7, квартал 78 выдел 11, 12, квартал 84 выдел 4, 5, 6, 12, 13.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки в деятельности ответчиков выявлены нарушения законодательства. В ряде лесничеств, находящихся на территории Брянской области, имеются особо охраняемые природные территории, между тем, категория защитности таких лесов «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» документально не определена, напротив, лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам, и некоторые из них переданы в аренду третьим лицам. В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Кроме того, в ходе проведенной проверки на территории ГКУ БО «Клетнянское лесничество» установлено, что Управлением лесами Брянской области допускается ухудшение санитарного состояния лесов, имеется значительное количество ветровальной, сухостойной, буреломной древесины. Меры, направленные на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, не осуществлялись.

Заочным решением Советского районного суда города Брянска от 1 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной 14 июня 2022 года через суд первой инстанции, Рослесхоз просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Обращает внимание на рассмотрение судами дела в порядке гражданского судопроизводства, вместе с тем, дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Документы, включающие учетные номера записи в реестре границ, географическое описание местоположения особо охраняемых природных территорий в Рослесхоз не поступали, решений об отказе в проведении мероприятия по проектированию защитных лесов и определении категории защитности «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» Рослесхозом не принималось. В связи с чем, не имелось оснований для удовлетворения иска. Кроме того, не установлен срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

ООО «Транслес» представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором оно выражает согласие с доводами кассационной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области была проведена проверка деятельности управления лесами Брянской области, в ходе которой выявлено, что в Брасовском, Брянском, Выгоничском, Дубровском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском, Клетнянском, Клинцовском, Мглинском, Навлинском, Почепском, Севском, Суземском, Трубчевском Унечском лесничествах Брянской области не выделена категория защитности леса «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях», а лесные участки, расположенные на такой территории, в том числе в границах памятников природы областного значения, границах государственных природных заказников областного значения, отнесены к эксплуатационным лесам.

Перечень особо охраняемых природных территорий в границах лесничеств установлен в соответствующих Регламентах лесничеств.

В связи с отнесением вышеуказанных лесных участков к категории эксплуатационных лесов, ряд лесных участков передан в аренду заинтересованным лицам, в том числе в целях заготовки древесины.

Кроме того, проведенной проверкой установлено, что на территории ГКУ БО «Клетнянское лесничество» Калининское участковое лесничество (бывшее Калининское) квартал 6 выдел 11, квартал 7 выдел 13, квартал 9 выдел 4, квартал 66 выдел 2, квартал 75 выдел 7, квартал 78 выдел 11, 12, квартал 84 выдел 4, 5, 6, 12, 13 имеется значительное количество ветровальной, сухостойной, буреломной древесины.

Вместе с тем, Управлением лесами меры, направленные на проведение санитарно-оздоровительные мероприятия, не осуществлялись.

Наличие вышеуказанных нарушений, непринятие мер по их устранению может негативно отразиться на состоянии леса, стать предпосылкой возникновения и распространения чрезвычайных ситуаций, тяжких последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, порче и уничтожению имущества, причинению значительного ущерба, а также ухудшению экологической обстановки на территории Брянской области.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Рослесхозом не проведены мероприятия по проектированию защитных лесов и определению категории защитности леса, расположенного на особо охраняемых природных территориях, с учетом сведений о границах особо охраняемых природных территорий Брянской области, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, а Управлением лесами не приняты меры по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ГКУ БО «Клетнянское лесничество».

При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

В силу пункта 1 Положения об управлении лесами Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 82 (далее Положение), Управлении лесами является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Из анализа положений пункта 3.8, 3.10, части 2 статьи 110, подпункта 39 пункта 1 статьи 81, пункта 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что установление границ и определение категории защитности лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к полномочиям управления лесами Брянской области не относится.

Согласно части 3 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из анализа положений пунктов 1, 4, 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, следует, что к полномочиям Рослесхоза отнесено обеспечение проектирования лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса.

Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области проводится работа о внесении сведений о границах особо охраняемых природных территориях Брянской области в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе особо охраняемых природных территорий, расположенных на землях государственного лесного фонда.

Однако, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства, на землях лесного фонда Брянской области защитные леса категории защитности «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» не определены, что привело к передаче лесных участков на указанной территории в аренду заинтересованным лицам, в том числе для заготовки древесины, что может повлечь за собой нарушение сохранности таких лесов, в связи с чем на Рослесхоз обоснованно возложена обязанность организовать и провести мероприятия по проектированию защитных лесов и определить категории защитности «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» с учетом сведений о границах особо охраняемых природных территорий Брянской области, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со статьей 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

В части 1 статья 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно пункту 3 части 1 статья 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя проведение лесопатологических обследований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее Правила), которые устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Согласно пункту 9 Правил ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом. Ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.

В соответствии с частью 5 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 сентября 2016 года № 470, предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки повреждения неблагоприятными факторами) лесных насаждений, уборки неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), рубки аварийных деревьев.

В пунктах 16, 17 названных Правил установлено, что санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).

Поскольку материалами дела установлено невыполнение Управлением лесами вышеперечисленных санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ГКУ БО «Клетнянское лесничество», районным судом обоснованно удовлетворены требования в указанной части.

Доводы кассационной жалобы о рассмотрении дела в порядке гражданского, а не административного судопроизводства, не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку это не привело к принятию неправильного решения.

Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.

Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.

Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

заочное решение Советского районного суда города Брянска от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи