Магаданский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Магаданский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Кречетов А.А. Дело № 2-254/2010
№ 33-1044/2010
28 сентября 2010 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе
председательствующего Мирошниковой С.В.
судей Бобылева С.В., Кошак А.А.
при секретаре Фроловой А.Л.
с участием прокурора Гучановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по представлению исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области Сухоставского В.А.
на определение Ягоднинского районного суда от 18 августа 2010 года, которым постановлено:
Производство по делу по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области в интересах муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» к первому заместителю главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании незаконными действий исполняющего обязанности главы администрации Ягоднинского района ФИО1, обязании первого заместителя муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» ФИО1, возместить ... рублей в резервный фонд муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» - прекратить в связи с отказом истца от иска.
Разъяснить сторонам, что согласно статье 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., выступление помощника прокурора Магаданской области Гучановой Т.В., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
И.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» к первому заместителю главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании незаконными действий исполняющего обязанности главы администрации Ягоднинского района ФИО1, обязании первого заместителя муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» ФИО1, возместить ... рублей в резервный фонд муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».
Исковые требования мотивировал тем, что 06 июня 2008 года между администрацией Ягоднинского района и директором ФГУП «Аэропорт Магадана» заключен договор № ... на предоставление услуг обслуживания пассажиров в VIP-зале. 17 июня 2008 года и.о. главы Ягоднинского района ФИО1 издал распоряжение № ... «О бюджетном резервном фонде», на основании которого из бюджета Ягоднинского муниципального района по статье «резервные фонды органов местного самоуправления» на расчетный счет ФГУП «Аэропорт Магадана» на основании вышеуказанного договора для оплаты услуг по обслуживанию пассажиров в VIP зале перечислено ... рублей.
Согласно п. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Полагал, что обслуживание пассажиров в VIP-зале не является непредвиденными расходами. Кроме того, действия и.о. главы ФИО1, выразившиеся в издании распоряжения №... и перечислении денежных средств по заключенному с ФГУП «Аэропорт Магадана» до фактического подписания данного договора так же являются незаконными.
В судебном заседании 18 августа 2010 года представитель истца - администрации Ягоднинского района, отказалась от иска, предъявленного и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области в интересах муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».
Разрешая вопрос о принятии отказа истца от иска, 18 августа 2010 года Ягоднинский районный суд постановил вышеприведенное определение.
В представлении и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области ставит вопрос об отмене определения суда.
Полагает, что принятие судом отказа от иска противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
Указывает, что действия и.о. главы Ягоднинского района ФИО1, выразившиеся в издании распоряжения от 17.06.2008 г. № ... о перечислении денежных средств в размере ... рублей, являются незаконными, поскольку издание распоряжения и последующее перечисление денежных средств произошло до вступления в силу договора № ..., то есть при отсутствии между администрацией Ягоднинского района и ФГУП «Аэропорт Магадан» договорных отношений.
Ссылаясь на часть 4 статьи 81 Бюджетного кодекса, считает, что обслуживание пассажиров в VIP-зале не относится к непредвиденным расходам, так как договор от 17 июня 2008 года № ... рассчитан на длительный срок и неоднократное применение.
Кроме того, полагает, что расходование средств резервного фонда на компенсацию дополнительных командировочных расходов муниципальным служащим и выборным должностным лицам органов местного самоуправления, не относящимся к персонам особого правового статуса, противоречит интересам населения муниципального образования.
Также указывает ненадлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного заседания, в связи с тем, что судебные извещения на имя ФИО1, который в период с 14 июля по 13 сентября 2010 года находился в отпуске за пределами Магаданской области, были получены секретарем администрации Ягоднинского района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия полагает определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением (часть 1).
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с абз. 4 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Как следует из материалов дела, и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» к первому заместителю главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании незаконными действий исполняющего обязанности главы администрации Ягоднинского района ФИО1, обязании первого заместителя муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» ФИО1, возместить ... рублей в резервный фонд муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».
В судебном заседании 18 августа 2010 года истец - муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» отказался от иска, указав, что и.о. главы района ФИО1 действовал в пределах своей компетенции. Договор от 17 июня 2008 года № ... был заключен в течение текущего финансового года, в смете расходов муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» средства на реализацию данного договора предусмотрены не были, но услуги по договору оказаны.
Принимая отказ истца от иска, суд первой инстанции, сославшись на ч. 1 и п. 2 ч. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указал, что действия и.о. главы района ФИО1 по изданию оспариваемого распоряжения затрагивает только интересы муниципального образования, от имени которого издано данное распоряжение, данные действия выполнены главой согласно имеющимся у него полномочиям по изданию распоряжений и не затрагивают интересы третьих лиц.
Однако данный вывод суда нельзя признать законным и подтвержденным материалами дела.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций (часть 1).
Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов (часть 3).
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (часть 4).
Согласно пункту 6 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Постановлением главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 30.01.2006 г. № 30 утверждено Положение о порядке расходования средств бюджетного резервного фонда администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» л.д.25-26).
Пунктом 2 вышеуказанного Положения установлено, что фонд создается для обеспечения финансирования непредвиденных расходов, не предусмотренных в бюджете муниципального района на текущий финансовый год. Определен перечень таких расходов, в том числе поименованы прочие мероприятия, требующие срочного решения.
Между тем, из договора от 17 июня 2008 года № ... следует, что он заключен на длительный срок (с момента подписания - 06.08.2010 г. по 31.12.2008 г., предусмотрена возможность продления срока его действия) и рассчитан на неоднократное применение л.д. 10-11). Из содержания договора не усматривается, что основанием для его заключения послужили мероприятия, требующие срочного решения, связанные с непредвиденными обстоятельствами, устранением их последствий и невозможностью предусмотреть эти расходы в бюджете на будущий период.
При таких обстоятельствах, судом принят отказа от иска, затрагивающий интересы других лиц - жителей муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».
Таким образом, требования статей 173 и 221 ГПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу судом соблюдены не были в связи с чем его нельзя признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 374 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Ягоднинского районного суда от 18 августа 2010 года отменить, передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Мирошникова
Судьи А.А. Кошак
С.В. Бобылев
Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев