ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1-5542/19 от 28.01.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

2а-1-5542/2019

88а-1874/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 28 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Баранова Г.В., Гайдарова М.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распорядительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее – ПАО «МРСК Центра и Приволжья») на решение Калужского районного суда Калужской области от 5 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 9 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» к министерству труда и социальной защиты Калужской области об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным и отменить предписание министерства труда и социальной защиты Калужской области от 24 мая 2019 года об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

В обоснование административных исковых требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указало, что оспариваемым предписанием директору филиала «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предложено обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов со сроком исполнения до 30 сентября 2019 года.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» полагало, что у министерства труда и социальной защиты Калужской области отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого предписания, поскольку административным истцом выполнялась, возложенная действующим законодательством обязанность о квотировании рабочих мест для трудоустройства на работу инвалидов. Законодательством на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 5 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 9 октября 2019 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2019 года через Калужский районный суд Калужской области, ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт, которым административные требования удовлетворить. Полагает, что работодателю достаточно создать рабочие места для инвалидов и сообщить об этом в уполномоченный орган, а также не допускать фактов необоснованного отказа в приеме на работу такой категории лиц, а не привлекать их на работу по инициативе работодателя; предписание должно быть исполнимым.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.

Положения части первой статьи 218 КАС РФ предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части второй статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судами установлено и следует из материалов дела, что в период с 25 апреля по 24 мая 2019 года главным специалистом отдела правового обеспечения министерства труда и социальной защиты Калужской области ФИО5 проведена плановая проверка филиала «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на предмет выполнения работодателем установленной квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов за март 2019 года.

Проверкой выявлено, что в марте 2019 года при среднесписочной численности работников в 2533 человека размер квоты для приема на работу инвалидов составил 50 рабочих мест, из которых занятыми в счет квоты являлись только 37 рабочих мест. Установив факт невыполнения работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве 13 рабочих мест должностное лицо министерства труда и социальной защиты Калужской области вынесло в адрес директора филиала «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предписание от 24 мая 2019 года об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, которым работодателю предложено обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое предписание, требующее от работодателя обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов, вынесено в пределах полномочий административного ответчика, прав административного истца не нарушает и не противоречит действующему законодательству. Действующим законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и выполнению квоты, то есть обеспечению её исполнения, что соответствует целям законодательства в данной сфере и реально обеспечивает гарантии трудоустройства инвалидов.

Кроме того, суды указали на причины, препятствующим к выполнению работодателем, возложенной на него законом обязанности, по выполнению квоты.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Конвенцией о правах инвалидов (заключена в городе Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года) предусмотрено, что государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (подпункт «a» пункта 1 статьи 27 названной Конвенции).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Пунктом 2 части 1 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии со статьей 25 которого работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (пункт 1).

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (пункт 3).

Порядком предоставления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 26 августа 2004 года , установлено, что квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды и организацией в соответствии с настоящим Порядком предоставлена информация о выполнении установленной квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов (пункт 1).

Инвалиды считаются трудоустроенными, если с ними заключены трудовые договоры в соответствии с трудовым законодательством (пункт 2).

Согласно пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 5.1, 1.7 Административного регламента исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного приказом министерства труда, занятости и кадровой политики Калужской области от 28 февраля 2014 года № 48-П, исполнение государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи для исполнения предписаний и составления протокола осуществляется министерством труда и социальной защиты населения Калужской области; предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов; уполномоченное должностное лицо министерства труда и социальной защиты Калужской области по результатам проверки, на основании составленного акта проверки, имеет право вынести предписание об устранении допущенных нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

По смыслу изложенных положений следует, что установление квоты для инвалидов в зависимости от среднесписочной численности работников организации является одним из мероприятий по обеспечению гарантий трудовой занятости инвалидов. При этом на работодателя возложена обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой с их закреплением в локально-нормативном акте организации, а выполнением квоты является трудоустройство инвалидов в количестве квоты на эти созданные или выделенные места. До приема на работу инвалида, формальным созданием рабочего места цели федерального законодательства о социальной защите инвалидов не могут быть достигнуты. Сведений, которые бы подтверждали принимаемые административным истцом эффективные меры для заполнения квотируемых рабочих мест, взаимодействие с учреждениями службы занятости населения, на территории которых заявлена потребность в работниках на рабочие места в счет квоты, материалы дела не содержат.

Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, они не опровергают выводов судов и не содержат предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в кассационном порядке.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и оснований к их отмене не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Калужского районного суда Калужской области от 5 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 9 октября 2019 год оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распорядительная сетевая компания Центра и Приволжья» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи