ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-127/2023 от 23.01.2024 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-127/2023

88а-2668/2024

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов

23 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Софронова В.А.

судей Александровой К.А., Ендовицкой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Дмитровского района Орловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 7 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Гаранина Александра Валерьевича к администрации Дмитровского района Орловской области, главе администрации Дмитровского района Орловской области Козину Сергею Александровичу о признании незаконными постановлений и действий.

Заслушав доклад судьи Александровой К.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гаранин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации Дмитровского района Орловской области (далее также – администрация) по организации благоустройства общественной территории в виде строительства площадки для отдыха населения на земельном участке с кадастровым номером ; признании незаконными постановлений администрации от 17 марта 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, от 14 июля 2022 года об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка; исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером из Единого государственного реестра недвижимости.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного в здании по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Дмитровского района Орловской области от 17 марта 2022 года утверждена схема расположения смежного земельного участка с разрешенным видом использования «спортивные физкультурно-оздоровительные объекты», которому присвоен кадастровый номер . Впоследствии на основании постановления главы администрации от 14 июля 2022 года вид разрешенного использования данного земельного участка изменен на «благоустройство территории».

На сформированном администрацией земельном участке в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области на 2018 - 2024 годы» начаты работы по благоустройству общественной территории с размещением площадки для отдыха. Вместе с тем спорный земельный участок для размещения площадки для отдыха сформирован с нарушениями действующих стандартов, в том числе расположен менее чем в 2 метрах от окна принадлежащего Гаранину А.В. жилого помещения, то есть с нарушением Свода правил СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которому площадки для отдыха взрослого населения должны размещаться на расстоянии не менее 8 метров от окон жилых и общественных зданий.

Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка с «спортивные физкультурно-оздоровительные объекты» на «благоустройство территории» произведено на основании изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области, решение об утверждении которых не было подписано в установленном порядке главой поселения и официально не опубликовано в газете «Авангард». Администрацией допущены многочисленные нарушения порядка отбора общественных территорий для благоустройства, предусмотренные постановлением правительства Орловской области от 31 января 2019года № 46 «Об утверждении Порядка организации и проведения рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке». Работы по размещению площадки для отдыха выполнены без разработки необходимой проектной документации.

Решением Дмитровского районного суда Орловской области от 24 мая 2023года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 7 сентября 2023 года решение суда отменено и принято новое решение о частичном удовлетворении административного иска. Признаны незаконными постановления администрации Дмитровского района Орловской области от 17 марта 2022 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и от 14 июля 2022 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ». Признаны незаконными действия администрации Дмитровского района Орловской области по благоустройству территории в виде строительства площадки для отдыха граждан на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>. На администрацию возложена обязанность в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения совершить действия по снятию указанного земельного участка с кадастрового учета и демонтажу площадки для отдыха граждан по названному адресу, о чем сообщить в суд и административному истцу в течение четырех месяцев со дня принятия апелляционного определения.

В кассационной жалобе, поданной 22 ноября 2023 года через суд первой инстанции, администрация Дмитровского района Орловской области просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на допущенное судом апелляционной инстанции нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.

На кассационную жалобу от Гаранина А.В. поступили письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в общей долевой собственности Гаранина А.В. и ФИО8 находится нежилое помещение с кадастровым номером площадью 477, кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Также Гаранину А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение ? квартира с кадастровым номером площадью 198,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации Дмитровского района Орловской области от 14 октября 2021 года помещение с кадастровым номером 83,2 кв. м с местоположением: <адрес>, переведено из нежилого в жилое с присвоением наименования «квартира».

Из объяснений Гаранина А.В. в судах первой и апелляционной инстанций следует, что последний со своей семьей постоянно проживает в данном помещении.

На территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, постановлением администрации Дмитровского района Орловской области от 17 марта 2022 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 64 кв. м с видом разрешенного использования «спортивные физкультурно-оздоровительные объекты».

18 марта 2022 года земельный участок площадью 64 +/- 1,6 кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера и адреса: <адрес>. Данный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером , в границах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие Гаранину А.В.

В соответствии с решением Дмитровского городского Совета народных депутатов от 24 мая 2022 года № 48/8-ГС внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области - для территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , предусмотрен вид разрешенного использования «благоустройство территории».

В рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области на 2018 - 2024 годы» среди жителей города Дмитровска проведено рейтинговое голосование за выбор общественной территории, планируемой к благоустройству в 2023 году, в отношении двух объектов. Одним из объектов являлась общественная территория по адресу: <адрес>, которую предполагалось разместить на земельном участке с кадастровым номером .

Протоколом заседания общественной комиссии от 1 июня 2022 года утверждены результаты голосования, по итогам которого наибольшее количество голосов набрала общественная территория, размещение которой предполагалось на земельном участке с кадастровым номером .

Постановлением администрации Дмитровского района Орловской области от 14 июля 2022 года вид разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером изменен со «спортивные физкультурно-оздоровительные объекты» на «благоустройство территории».

Администрацией проведены работы по благоустройству земельного участка с кадастровым номером путем укладки тротуарной плитки, размещения скамеек, дополнительного освещения и иных элементов благоустройства.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией при утверждении схемы расположения земельного участка, изменении вида разрешенного использования соблюдены требования земельного и градостроительного законодательства, при этом благоустройство земельного участка выполнено в интересах жителей городского поселения и прав административного истца не нарушает, каких-либо обременений или обязанностей на него не возлагает.

Ссылки административного истца на действующие своды правил и санитарные правила суд отклонил, сославшись на то, что они носят рекомендательный характер. Кроме этого, суд исходил из неприменимости данных правил к спорным правоотношениям в части установленных ими минимальных расстояний от площадок для отдыха взрослого населения до окон жилых помещений, поскольку перевод принадлежащего административному истцу нежилого помещения в жилое не зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.

Отменяя решение суда первой инстанции, областной суд исходил из того, что спорный земельный участок сформирован администрацией в непосредственной близости к зданию, в котором располагается принадлежащее административному истцу жилое помещение, что создает препятствия для Гаранина А.В. в эксплуатации и обслуживании жилого помещения, затрудняет проживание в нем.


Суд апелляционной инстанции также указал, что оспариваемые в настоящем деле решения администрации не соответствуют Федеральному закону от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункту 7.5 Свода правил СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, пункту 2.13.16 Правил комплексного развития, благоустройства и содержания территории муниципального образования городского поселения Дмитровск Орловской области, утвержденным решением Дмитровского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2021 года № 24/3-ГС, они приняты без учета принадлежащего административному истцу жилого помещения, к которому примыкает образованный земельный участок, с чрезмерным (непропорциональным) ограничением права собственности административного истца на жилое помещение в отсутствие предусмотренных для этого законом оснований. Кроме того, администрацией нарушены пункты 5, 6, 8 Порядка организации и проведения рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке, утвержденного постановлением правительства Орловской области от 31 января 2019 года № 46.

Вместе с тем областной суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствовала необходимость подготовки проектной документации для благоустройства общественной площадки, поскольку данная площадка не отвечает признакам объекта капитального строительства, а доводы административного истца относительно несоблюдения правотворческой процедуры при введении в действие решения Дмитровского городского Совета народных депутатов от 24 мая 2022 года №48/8-ГС о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области подлежат проверке в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом данные обстоятельства не влияют на законность оспариваемых решений и действий администрации.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части наличия оснований для удовлетворения административных исковых требований в силу следующего.

Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).


Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

На основании части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется в том числе с учетом требований технических регламентов.

Свод правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее - СП 42.13330.2016) включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 года № 687.

Согласно примечаниям к таблицам 1, 2, 5 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области установление вида разрешенного использования земельных участков возможно при условии соблюдения требований СП 42.13330.2016 (таблицы 11.2а Расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов).

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 № П/0412, предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка «благоустройство территории» (код 12.0.2) включает размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

Таким образом, установление вида разрешенного использования земельного участка «благоустройство территории» не предполагает расположение на таком земельном участке исключительно площадок для отдыха.

Кроме того, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области предусмотрено обязательное соблюдение требований СП 42.13330.2016 в части таблицы 11.2а «Расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов». Нормативы расстояний, установленных для жилых зон от окон жилых домов до границ площадок для отдыха взрослого населения, в качестве обязательных при установлении вида разрешенного использования земельных участков не установлены.

Из материалов дела следует, что 17 марта 2022 года администрацией принято постановление , которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 64 кв. м с местоположением: <адрес>, категория «земли населенных пунктов», территориальная зона ? ОДЗ-1, зона делового, общественного и коммерческого назначения, вид разрешенного использования «спортивные физкультурно-оздоровительные объекты».

Постановлением администрации Дмитровского района Орловской области от 14 июля 2022 года вид разрешенного использования земельного участка скадастровым номером изменен на «благоустройство территории».

Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Данный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение суда только на тех обстоятельствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны, в том числе обстоятельства административного дела, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах (пункты 1 и 2 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции, установив нахождение земельного участка с кадастровым номером в непосредственной близости с принадлежащим административному истцу объектом недвижимости, ограничился выяснением вопроса соблюдения пункта 7.5 Свода правил СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, обязательность соблюдения которого нормами федерального закона не закреплена.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, которые нарушены административным ответчиком при вынесении каждого из оспариваемых постановлений, судом апелляционной инстанции не приведены.

Выводы суда апелляционной инстанции о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца сделаны без установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора; технические характеристики и фактическое использование Гараниным А.В. помещения, окно которого выходит на благоустроенный административным ответчиком земельный участок, наличие иных входов в помещение административного истца судом не выяснялись.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что утверждение схемы расположения земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, организация площадки отдыха (укладка тротуарной плитки, размещение скамеек, урн, освещения) свидетельствуют о наличии безусловных препятствий для проживая, эксплуатации и обслуживании жилого помещения административного истца, не основаны на каких-либо доказательствах, и при отсутствии спора между сторонами о границах смежных земельных участков носят произвольный характер.

Указание суда апелляционной инстанции на отсутствие доказательств соблюдения административным ответчиком пунктов 5, 6, 8 Порядка организации и проведения рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке, утвержденного постановлением правительства Орловской области от 31 января 2019 года № 46, не содержит анализа обязательности соблюдения указанного порядка при организации голосования граждан Дмитровского района Орловской области за выбор общественной территории, планируемой к благоустройству, на единой федеральной платформе для онлайн голосования za.gorodsreda.ru. При этом судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что итоги голосования, утвержденные протоколами общественных комиссий, в установленном законом порядке не оспорены, незаконными не признаны.

При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности оспариваемых решений, действий административного ответчика являются преждевременными.

Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального и материального права являются существенными, повлияли на исход административного дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 7 сентября 2023 года отменить.

Административное дело направить в Орловский областной суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.

Председательствующий

Судьи