Дело № 2а-13298/2019
№ 88а-6359/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 23 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.,
судей Римского Я.А., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Барашковой Инны Николаевны на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Барашковой Инны Николаевны к Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Барашкова И.Н. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным иском к Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В обоснование заявленных требований указала, что обратилась с заявлением в Окружную администрацию города Якутска о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, Хатын-Юрях, Садово-огородническое товарищество «Солнышко» (далее - СОТ «Солнышко»), площадью <данные изъяты> для использования под индивидуальное жилищное строительство, как многодетной семье. Письмом от 3 сентября 2019 года в предоставлении отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, имеется древесно-кустарниковая растительность, также проектом межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» учтён под ведение огородничества, в связи с чем, не пригоден для использования под индивидуальное жилищное строительство. Считает, что законных оснований для отказа в предоставлении участка не имелось, спорный участок свободен от прав третьих лиц, СОТ «Солнышко» прекратило свою деятельность. Просила суд признать отказ незаконным, обязать административного ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2020 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Барашковой И.Н.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Барашковой И.Н. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 июля 2020 года, через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 22 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Аналогичные требования содержит часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, семья Барашковой И.Н., как многодетная семья, относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.
При обращении в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, СОТ «Солнышко», Хатынг-Юрях, с кадастровым номером 14:36:102042:48, для использования под индивидуальное жилищное строительство, письмом Муниципального казённого учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от 3 сентября 2019 года отказано по причине несоответствия градостроительному зонированию: спорный участок расположен в двух территориальных зонах – зона «Ж-2А» и зона «Л-1», в которой градостроительные регламенты не подлежат установлению. Также проектом межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» участок учтён под ведение огородничества.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 2 июля 2019 года испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: «Ж-2А» – для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска и «Л-1» - зона территорий, занятых компактно произрастающей растительностью, естественных ландшафтов и водоёмов, заниженных участков, служащих для сбора поверхностных вод. По проекту планировки территории предусмотрены объекты сельскохозяйственного использования, по проекту межевания территории – ведение огородничества. Также земельный участок находится в зоне экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных насаждений.
Из акта обследования земельного участка от 21 августа 2019 года, составленного Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска, следует, что целевое назначение участка – под ведение гражданами садоводства и огородничества, имеется древесно-кустарниковая растительность, участок не огорожен, не освоен, объекты капитального строительства отсутствуют.
Земельный участок располагается на территории, ранее предоставленной СОТ «Солнышко», прекратившей свою деятельность 12 сентября 2019 года
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок является ранее учтённым, его границы не определены, являются условными, имеются сведения о том, что земельный участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение члену СОТ «Солнышко» Сирязеву Р.М. с разрешённым видом использования под садоводство и огородничество.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «город Якутск», принятым решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА, зона «Л-1» – зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоёмов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков.
Территориальная зона «Л-1» выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории городского округа «город Якутск».
В зоне «Л-1» допускается размещение в качестве видов разрешённого использования земельных участков (основного, условного, вспомогательного) видов деятельности и объектов в соответствии с классификатором, приведённым в приложении к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540.
Согласно указанному классификатору зоны городских лесов относятся к охраняемым природным территориям, хозяйственная деятельность на которых ограничена.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ о предоставлении земельного участка соответствует законодательству и не нарушает права административного истца.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Барашковой Инны Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий судья
Судьи