ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1335/20 от 25.11.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-1335/2020,

№ 88а-8064/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 25 ноября 2020 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 декабря 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – УМВД России по Хабаровскому краю) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии его с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он с 1 сентября 1998 года и до настоящего времени является сотрудником органов внутренних дел. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 7 сентября 2012 года он был поставлен на учёт для получения соответствующей социальной выплаты. В связи с изменением его семейного положения и рождением детей, в учётное дело ФИО1 вносились изменения: по состоянию на 2019 год административный истец состоял на учёте с членами своей семьи (супруга и двое малолетних детей).

С целью ежегодного подтверждения своего права состоять на учёте, 4 июня 2019 года административный истец предоставил в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю необходимые документы. Однако решением указанной комиссии от 23 августа 2019 года (протокол № 30) ФИО1 был снят с учёта для получения единовременной социальной выплаты. Основанием для принятия такого решения послужило то, что административный истец, по мнению комиссии, ранее ухудшил свои жилищные условия с намерением приобрести право состоять на учёте на получение единовременной социальной выплаты.

ФИО1 полагает, что данное решение противоречит положениям действующего жилищного законодательства и законодательства, регламентирующего вопросы предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления от 11 ноября 2019 года и предоставленных заявителе документов решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 26 ноября 2019 года административный истец вновь был принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты на семью составом четыре человека.

Вместе с тем, как указывает административный истец, незаконное и необоснованное снятие его 23 августа 2019 года с соответствующего учёта нарушает его права и законные интересы, поскольку очередность получения единовременной выплаты напрямую зависит от даты постановки на учёт.

ФИО1, в ходе рассмотрения дела уточнивший административные исковые требования, просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 23 августа 2019 года (протокол заседания № 30), которым он снят с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить на сотрудников жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю обязанность восстановить нарушенное право путём восстановления его (ФИО1 ), а также членов его семьи (супруга – ФИО4, дети – ФИО5, ФИО6) в очереди сотрудников УМВД России по Хабаровскому краю для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с очередностью принятия его на учёт на основании поданного заявления в 2012 году и решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 7 сентября 2012 года (протокол № 9).

Определением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 февраля 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Хабаровскому краю.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены: признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 23 августа 2019 года № 30; ФИО1 с членами его семьи восстановлен в очереди сотрудников УМВД России по Хабаровскому краю для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учётом очерёдности принятия решения на учёт по решению заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 7 сентября 2012 года № 9.

6 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УМВД России по Хабаровскому краю, поданная 12 сентября 2020 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не усматривается.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 7 сентября 2012 года (протокол № 9) было удовлетворено заявление майора юстиции ФИО1, имевшего по состоянию на 1 июля 2012 года стаж службы в органах внутренних дел 13 лет и 10 месяцев, о постановке его на учёт на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В учётное дело административного истца вносились изменения в части включения в состав его семьи супруги – ФИО4, сына – ФИО5 и дочери – ФИО6 (решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 28 июня 2019 года (протокол № 16)).

В то же время, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 23 августа 2019 года (протокол № 30) ФИО1 был снят с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. Данный протокол 30 августа 2019 года был утверждён распоряжением врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю .

В качестве основания принятого решения административный ответчик ссылался на то, что в период с 30 ноября 1996 года по 18 июня 2009 года и с 20 октября 2009 года по 25 ноября 2010 года административный истец был зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 51,8 кв. м., принадлежащей на праве собственности матери ФИО1 ФИО7, а с 25 января 2011 года он зарегистрировался по месту жительства в комнате <адрес>, площадью 12,5 кв. м., собственником которой являлась сестра административного истца – ФИО8 Данные обстоятельства, по мнению жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю, свидетельствовали о том, что ФИО2 в ноябре 2010 года намеренно ухудшил свои жилищные условия в целях постановки его на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 26 ноября 2019 года (протокол № 67), утверждённым распоряжением начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 12 декабря 2019 года , ФИО1 с семьёй в составе четырёх человек вновь был принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ. Так, в частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м. (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).

Из приведённых нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очерёдности принятия на учёт (пункт 31 Правил).

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе, действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил сотрудник снимается с учёта для получения единовременной выплаты в случае: улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административный делам Хабаровского краевого суда, верно указал в решении, что со стороны административных ответчиков суду не было представлено доказательств, подтверждающих наличие по состоянию на дату принятия жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Хабаровскому краю обжалуемого решения (на 23 августа 2019 года) оснований, предусмотренных частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ и пунктом 19 Правил, для снятия ФИО1 и членов его семьи с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Сведения о том, что административный истец снимался с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, были известны жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю ещё в 2012 году, когда принималось решение о его принятии на соответствующий учёт. Кроме того, судебные инстанции обоснованно отметили, что последующая повторная постановка административного истца и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, произошедшая 26 ноября 2019 года, нарушенных прав ФИО1 не восстанавливает, поскольку в силу пункта 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам органам внутренних дел Российской Федерации в порядке очередности принятия на такой учёт, следовательно, утрата административным истцом очереди, которую он получил в 2012 году, не может быть компенсирована новым включением его в эту очередь с конца 2019 года.

Оснований не согласиться с приведёнными выводами нижестоящих судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, которые согласуются с содержанием положений статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, пунктов 19, 31 Правил, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также вытекают из верной оценки имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.

Вопреки доводам кассационной жалобы, настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан, рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного ответчика, изложенной при рассмотрении дела нижестоящими судами, которая получила аргументированную и верную оценку в принятых ими судебных актах. По существу эти доводы сводятся к иной субъективной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, которая в силу положений частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», в кассационном определении подлежит разрешению вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года отменить.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи