ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1354/2021 от 06.04.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-1354/2021

№ 88а-2752/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 6 апреля 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 18.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Хабаровского районного суда от 7 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванковой С.Н., Анохиной А.В., Ращинской Е.П. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерству обороны Российской Федерации, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ – Фирсовой С.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Иванкова С.Н., Анохина А.В., Ращинская Е.П. в лице представителя Кругляковой О.Н. обратились в Хабаровский районный суд с вышеназванным исковым заявлением, просили суд признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в непринятии решения об образовании (формировании) земельного участка, о согласовании (утверждении) схемы земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415, возложить на ответчика обязанность образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415 земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом № 6 по ул.Интернациональная в г.Хабаровск-43, площадью 2763 кв.м для постановки на кадастровый учет с сохранением земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415 в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

Определением суда от 7 июля 2021 года принят отказ административных истцов от административных исковых требований к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления на территории района, в непринятии решения о согласовании (утверждении) схемы земельного участка.

Решением Хабаровского районного суда от 7 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2021 года, административные исковые требования Ивановой С.Н., Анохиной А.В., Ращинской Е.П. удовлетворены частично. Бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выразившееся в неорганизации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления признано незаконным. Действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерства Обороны Российской Федерации, выразившиеся в непринятии решения о согласовании (утверждении) схемы земельного участка, признаны незаконными. На Министерство Обороны Российской Федерации возложена обязанность образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415 земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом № 6 по ул.Интернациональной в г.Хабаровск-43, площадью 2763 кв.м, для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415 в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

24 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, поданная через Хабаровский районный суд 10 января 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что земельный участок под многоквартирным домом не может быть образован на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление административных истцов от 15 мая 2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка администрацией Хабаровского края не было перенаправлено в Министерство обороны РФ или Учреждение, в связи с чем Министерство обороны РФ было лишено возможности рассмотреть по существу заявление административных истцов и принять решение. Суд, принимая решение об обязании Министерства обороны РФ обязать земельный участок, подменил собой исполнительный орган власти, уполномоченный на принятие соответствующего решения.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года кассационная жалоба ФГКУ " Дальневосточное ТУИО " Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме; в судебное заседание не явились Иванкова С.Н., Анохина А.В., Ращинская Е.П., представители Министерства обороны РФ, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова", реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

В отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером 27:17:0402501:415, расположенный по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, 49 км Сарапульского шоссе относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использование специального назначения. Правообладателем является Российская Федерация. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2000 года № 1871 земельный участок передан в оперативное управление ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Согласно подпункту 1 пункта 2, подпункту 4 пункта 11 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года N 280, Департамент предназначен для реализации полномочий Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил (кроме вооружения и боеприпасов), имуществом, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов); директор Департамента утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

15 мая 2019 года Иванкова С.Н., Ращинская (Анохина) А.В. и Ращинская Е.П. как собственники квартир в многоквартирном жилом доме 6 по ул.Интернациональной в г.Хабаровске, обратились в администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей придомовой территории (площадью 2 763 кв. м), образующегося путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415, приложив схему, пояснительную записку, копии свидетельств о праве собственности.

Из ответа администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 мая 2019 года следует, что обращение административных истцов перенаправлено МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, поскольку согласно сведениям ЕГРН исходный земельный участок является собственностью Российской Федерации.

В июне 2019 года МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области сообщило административным истцам, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0402501:415 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России; уполномоченным органом по управлению земельными участками, находящимися в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации, является Минобороны России.

Ответом Минобороны России № 141/УГ-28665/2576 от 26 июня 2019 года административным истцам сообщено, что формирование земельного участка под многоквартирным домом возможно после подготовки документации по планировке территории.

Судом также установлено, что весь необходимый пакет документов был предоставлен административными истцами, обращение собственников МКД рассматривалось как в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, так и в Минобороны России.

Полагая свои права нарушенными, Иванкова С.Н., Ращинская (Анохина) А.В. и Ращинская Е.П. обратились в суд.

Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.11.3, 15 и 27 Земельного кодекса РФ, статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Положением о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года N 280, исходил из отсутствия доказательств того, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, относится к земельным участкам, изъятым или ограниченным в обороте, и поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, административные истцы как собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома даже в случае, если многоквартирный дом расположен на земельном участке, отнесенном к землям, ограниченным в обороте.

При этом судебные инстанции критически оценили довод административных ответчиков о том, что на спорном земельном участке располагаются объекты хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, в связи с чем земельный участок также относится к землям ограниченного пользования, указав на несостоятельность данного довода в контексте целей осуществления прав собственников жилых помещений, находящихся в жилом доме на этом участке.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.

Кассационный суд также считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о необоснованности довода ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России о том, что обращение административных истцов от 15 мая 2019 года не было перенаправлено в Минобороны России и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, в связи с чем Минобороны России было лишено возможности принять по нему соответствующее решение, поскольку указанный вопрос формирования земельного участка под многоквартирным домом путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:17:0402501:415 Минобороны России рассмотрен в Департаменте имущественных отношений Минобороны России.

Доводы кассатора об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

В целом мотивы, положенные в обоснование кассационной жалобы, повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.

Само по себе несогласие представителя ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Хабаровского районного суда от 7 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи