ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-137/2021 от 16.08.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-137/2021

88а-19928/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов 16 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Васляева В.С.,

судей Кривенкова О.В., Найденовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Палькина А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 27 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Палькина А.Н. к администрации городского округа Саранск Республики Мордовия об оспаривании действий, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н., объяснения представителя административного истца Булановой Е.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Палькин А.Н. обратился с административным иском к администрации городского округа Саранск Республики Мордовия об оспаривании действий, выразившихся в изменении порядкового номера семьи, состоящей из трех человек, в списке молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу Саранск, возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей - участников указанного мероприятия с сохранением первоначальной даты постановки на учет с 28 августа 2012 года.

В обоснование заявленных требований указал, что с 28 августа 2012 года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. 23 ноября 2016 года на данный учет принята его семья. С 19 октября 2018 года его семья является участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу Саранск. С учетом даты принятия его на учет, в 2018 году семья Палькина А.Н. была включена за номером 397, в 2019 году - за номером 325, в 2020 году - за номером 213.

В список молодых семей-участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, семья административного истца с даты признания ее нуждающейся в жилых помещениях (23 ноября 2016 года) была включена за номером 1146.

Считая действия городской администрации по изменению порядкового номера семьи, состоящей из трех человек, в списке молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу Саранск, не соответствующими закону и нарушающими права его семьи, просил признать их незаконными, обязать администрацию городского округа Саранск восстановить семью в списке молодых семей - участников указанного мероприятия с сохранением первоначальной даты постановки на учет с 28 августа 2012 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 27 мая 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной 5 июля 2021 года через Ленинский районного суда г. Саранска Республики Мордовия, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 июля 2021 года, Палькин А.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование кассационной жалобы указал, что порядковый номер семьи административного истца в списке молодых семей-участников мероприятия за период с 2018 года по 2020 год уменьшался, а в 2021 году существенно увеличился, при этом за период с 2018 по 2021 годы не происходило изменения законодательства, жилищных условий семьи административного истца, способных оказать влияние на место семьи в очереди. Считает, что указанные действия административного ответчика противоречат разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым не должно ухудшать положение заявителей ненадлежащее исполнение государственными органами своих должностных обязанностей в случае отсутствия недобросовестности со стороны заявителя. Доказательств совершения им при формировании списков молодых семей в 2018-2020 годах виновных или недобросовестных действий, не представлено. Изменение порядкового номера в списке в отсутствие утвержденного порядка, регулирующего присвоение, изменение номера в списке молодых семей, нарушает конституционные принципы правовой определенности, справедливости, поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов; оспариваемыми действиями административного ответчика нарушено его право на жилище, гарантированное частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судами, что 28 августа 2012 года Палькин А.Н. на основании постановления Администрации городского округа Саранск № 3080 был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья по категории «работник предприятия».

23 ноября 2016 года на основании заявления Палькина А.Н. о включении в состав своей очереди членов его семьи (жены и сына), Палькина И.В. и Палькин А.А. приняты на учет и включены в состав семьи административного истца, о чем вынесено постановление № 3296.

8 декабря 2016 года Палькин А.Н. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 21 декабря 2016 года № 3533, вынесенным на основании заявления Палькина А.Н. от 8 декабря 2016 года, семья административного истца признана участницей подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 27 июня 2018 года № 1469 семья Палькина А.Н. на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снята с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).

12 октября 2018 года Палькин А.Н. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении его семьи в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечением доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с целью использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищными займами на приобретение жилого помещения (кредитный договор на приобретение строящегося жилья от 17 ноября 2017 года)

Постановлением администрации городского округа Саранск от 19 октября 2018 года № 2429 семья Палькина А.Н. признана участницей данного основного мероприятия.

По состоянию на 1 сентября 2017 года семья Палькина А.Н. в составе 3 человек находилась в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, под номером 397.

По состоянию на 1 июня 2018 года семья Палькина А.Н. в составе 3 человек находилась в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, под номером 325.

По состоянию на 1 июня 2019 года семья Палькина А.Н. в составе 3 человек находилась в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, под номером 213.

По состоянию на 1 июня 2020 года семья Палькина А.Н. в составе 3 человек находилась в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, под номером 1146.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что оспариваемые действия административного ответчика осуществлены им в рамках предоставленных ему законом полномочий, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения.

При установленных судами фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Пунктами 24-26 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, Утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы. Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с положениями пунктов 5-9 постановления Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года № 53 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», республиканской целевой программы «Жилище» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия» администрации муниципальных образований, отобранные уполномоченным органом для участия в подпрограмме, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В списки участников подпрограммы включаются семьи, в которых возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье, на день принятия органом местного самоуправления о включении им молодой семьи в участники подпрограммы в планируемом году не превышает 35 лет. Список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, составляется по форме согласно приложению 1. Списки направляются в уполномоченный орган до 1 июня года, предшествующего планируемому.

Уполномоченный орган на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Мордовия и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В список претендентов на получение социальной выплаты в первую очередь включаются следующие категории молодых семей: 1) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; 2) молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Аналогичные положения содержатся в разделе 7 постановления Администрации г.о. Саранск от 14 марта 2019 г. № 509 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Саранск» на 2019 - 2025 годы» (далее постановление № 509).

Согласно положениям раздела 7 постановления администрации городского округа Саранск от 14 марта 2019 года № 509 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Саранск» на 2019 - 2025 годы», администрация городского округа Саранск формирует список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Уполномоченный орган может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимые документы для получения свидетельства в установленный срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

По смыслу приведенных выше правовых норм формируемый на планируемый год список может отличаться от текущего не только исключением семей в связи с получением социальной выплаты или достижением членом семьи 35-летнего возраста, но и изъявлением впервые желания быть включенными в список семьями, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях в более ранние сроки, по сравнению с семьями, уже состоявшими в списке в предшествующие годы.

При этом изменения могут быть внесены только в текущий список, а не в формируемый на планируемый год.

Давая оценку действиям административного ответчика, суды учли то факт, что члены семьи Палькина А.Н., состоящего на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 августа 2012 года, были приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий 23 ноября 2016 года, соответственно, молодая семья Палькиных стала субъектом правоотношений, регулируемых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с 23 ноября 2016 года, при этом, администрация городского округа Саранск, уточнив сведения о дате постановки семьи Палькиных на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 августа 2012 года по 23 ноября 2016 года, определила порядковый номер молодой семьи в списке – 1146, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий административного ответчика незаконными и возложении обязанности по восстановлению семьи в соответствующем списке с первоначальной даты постановки административного истца на учет – 28 августа 2012 года.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.

Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 27 мая 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Палькина А.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 августа 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: