ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1391/2022 от 06.10.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-1391/2022

№ 88а-33950/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 6 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Капункина Ю.Б.,

судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х.

Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 15 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании незаконными действий и бездействия.

Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., судебная коллегия

установила:

ФИО9. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действий и бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившихся в отказе в проведении ведомственного контроля в отношении деятельности медицинских организаций ГБУЗ СПБ №7 и ГБУЗ ККБСМП г. Краснодара.

Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 15 февраля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года решение от 15 февраля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 августа 2022 года, ФИО10 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Определением судьи от 2 сентября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Исходя из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 ст. 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела и установлено судом, при рассмотрении обращений ФИО11 поступавших в Министерство здравоохранения Краснодарского края с 2019 года в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 7» Министерства здравоохранения Краснодарского края проанализированы копия медицинской документации ФИО14., акт внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по случаю оказания медицинской помощи ФИО12., акт служебной проверки по случаю получения травмы ФИО13

По результатам проведенного анализа заявительнице направлены ответы по существу обращений, приобщенные к материалам дела.

В 2021 году в связи с очередным обращением ФИО15. в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности повторно рассмотрена медицинская документация, акты внутреннего контроля и служебной проверки из ГБУЗ «СПБ № 7».

По результатам рассмотрения составлен акт проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Судом первой инстанции установлено, что 18 июня 2019 года специализированная психиатрическая бригада скорой медицинской помощи прибыла на вызов по сообщению сотрудника полиции, который вызвал бригаду скорой медицинской помощи и пояснил, что ФИО16 закрыла дверь в дом. После беседы с врачом, который представился сотрудником психиатрической бригады скорой медицинской помощи, ФИО27ФИО28 добровольно открыла дверь и впустила в дом бригаду скорой медицинской помощи.

На основании рапорта сотрудника полиции, данных, установленных в ходе беседы с ФИО17 врачом установлен предварительный диагноз и предложен комиссионный осмотр врачей в приёмном отделении ГБУЗ «СПБ № 7» в добровольном порядке.

Однако ФИО18. отказалась подписать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, в связи с чем врачом бригады скорой медицинской помощи даны разъяснения о госпитализации в недобровольном порядке.

Принимая во внимание рапорт сотрудника полиции, наличие клинических показаний (расстройство психического состояния в виде бреда и возникшего в ходе беседы психического возбуждения) которые, по мнению врача, могли привести к действиям, представляющим непосредственную опасность для ФИО19 и окружающих, медицинская эвакуация в приёмное отделение психиатрического стационара проведена по экстренным показаниям в соответствии с пунктами «а» и «в» ст. 29 Федерального закона от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Федерального закона № 3185-1).

В приёмном отделении ГБУЗ «СПБ № 7» ФИО21 осмотрена комиссией врачей-психиатров, подтверждён диагноз имеющегося заболевания, установленный врачом скорой медицинской помощи, в связи с чем, принято решение о госпитализации в недобровольном порядке.

При поступлении в общепсихиатрическое отделение № 6, в беседе с лечащим врачем ФИО26., пациентка ФИО22. дала письменное согласие на стационарное лечение, обработку персональных данных и подписала информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Согласно материалам дела, при осмотре кожных покровов видимых телесных повреждений у ФИО24. не выявлено, в приёмном отделении ГБУЗ «СПБ № 7», при поступлении в стационар требований о розыске родственников ФИО23 не заявляла.

Судом первой инстанции согласно материалам дела не установлены факты, подтверждающие жестокое обращение со стороны медицинского персонала ГБУЗ СПБ № 7.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, и исходя из анализа положений Федерального закона № 3185-1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращения административного истца рассмотрено по существу в установленном законом порядке, по доводам, указанным в обращении, дан ответ, содержание которого соответствует действующему законодательству.

Таким образом, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не установлено.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, и закон, подлежащий применению, верно установил юридически значимые обстоятельства по делу, законно распределив бремя доказывания между сторонами и надлежащим образом оценив собранные по делу доказательства, постановил законное и обоснованное решение.

Несогласие с содержанием ответа на обращение, не свидетельствует о незаконности оспариваемых ответов, равно как и о незаконном действии (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращения.

По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.

Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции находит подтверждение, того, что оспариваемый отказ вынесен в пределах компетенции Управления, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречат закону и не нарушает прав и интересов административного истца.

В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара от 15 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 октября 2022 года.

Председательствующий Капункин Ю.Б.

Судьи Мальманова Э.К.

Карасова Н.Х.