ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1455/19 от 19.03.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88а-6809/2020

номер дела суда 1-й инстанции 2а-1455/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 19 марта 2020 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Карасовой Н.Х.,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 29 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2019 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Квалификационной коллегии судей Краснодарского края об оспаривании действий квалификационных коллегий судей.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение представителя административного ответчика ФИО2, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Квалификационной коллегии судей Краснодарского края об оспаривании действий квалификационной коллегии судей.

В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО1 воспользовался правами, предоставленными ему статьей 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и предоставил в Квалификационную коллегию заявление с просьбой рекомендовать его на должность мирового судьи судебного участка № 126 Белореченского района с приложением документов, перечисленных в пункте 5 статьи 6 Закона о статусе судей, к которому в частности была приложена анкета, далее «Анкета», содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2-6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 указанного Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи. Однако Квалификационная коллегия не допустила административного истца ФИО1 к участию в конкурсе на замещение вакантной должности мирового судьи судебного участка №126 Белореченского района, возвратив последнему представленные документы, поскольку в анкете не указаны сведения о близких родственниках матери его детей ФИО3

Просил суд признать незаконным действие Квалификационной коллегии судей Краснодарского края, выразившееся в письме от 19.04.2019 г. № 01-КК-1091 на его имя, в котором ему отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности мирового судьи судебного участка № 126 Белореченского района. Обязать административного ответчика - Квалификационную коллегию судей Краснодарского края устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 и рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и «Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей» (утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007года, редакция от 19 мая 2016 года) поданное им 15 апреля 2019 года заявление о рекомендации на должность мирового судьи судебного участка №126 Белореченского района с документами, перечисленными в пункте 5 статьи 6 Закона о статусе судей, которые были им ранее приложены по состоянию на 15 апреля 2019 года на 97 листах + фото.

Обжалуемым решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2019 года, административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе, ФИО1 просит состоявшиеся судебные акты отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 возражал доводам кассационной жалобы, просил принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося административного истца.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (в отношении решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации) лицом, в отношении которого оно принято.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

В соответствие со статьей 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» после сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в перечне данной статьи.

Статья 226 КАС РФ регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, 02 апреля 2019 года в газете «Вольная Кубань» № 34 опубликовано объявление об открытии вакантной должности мирового судьи судебного участка № 126 Белореченского района Краснодарского края, в связи с чем, в квалификационную коллегию судей Краснодарского края с заявлением о рекомендации на указанную должность 15 апреля 2019 года обратился ФИО1, представив необходимые документы. Последний день приема документов осуществлялся 16 апреля 2019 года.

Квалификационная коллегия судей Краснодарского края на основании определения от 19 апреля 2019 года № 01-КК-1091 возвратила заявление претендента ФИО1 на должность мирового судьи судебного участка №126 Белореченского района по причине отсутствия сведений о близких родственниках матери детей претендента, с которой он совместно проживает.

Отказывая административному истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Квалификационная коллегия судей Краснодарского края, установив на день подачи 15 апреля 2019 года заявления претендента ФИО4 о рекомендации на вакантную должность мирового судьи судебного участка № 126 Белореченского района, ФИО1 в Анкете претендента указал не полные сведения относительно близких родственников и свойственников матери его детей, которая с ним проживает одной семьей, обоснованно возвратила ему документы с указанием соответствующей причины.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов в силу следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом согласно перечню.

Согласно пункту 12 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей достоверность представленных претендентом документов и сведений квалификационная коллегия судей проверяет самостоятельно путем обращения с запросами и приложениями копий необходимых документов претендента в соответствующие органы.

На основании пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

В пункте 15 раздела 1 Анкеты претендент указывает сведения о месте работы и занимаемой должности в отношении своих и своей супруги (супруга) родственников и свойственников.

Близкие родственники и свойственники - это супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

Пункт 8 раздела 1 Анкеты претендента предусматривает указание идентификационных номеров налогоплательщика претендента и членов его семьи.

В соответствии со статьей 3 Кодекса судейской этики члены семьи судьи - это супруг, супруга, родители, дети, любой другой близкий родственник (усыновитель, усыновленные, родные брат и сестра, дедушка, бабушка, внук), проживающий совместно с судьей.

Таким образом, судами был сделан обоснованный вывод, что претенденту ФИО1 необходимо указывать в Анкете претендента как своих близких родственников и свойственников, так и близких родственников и свойственников матери его детей, с которой совместно проживает, поскольку в соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 Методических рекомендаций по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции квалификационная коллегия судей организует проведение проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных претендентами путем обращения с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, при необходимости запрашивает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи.

Судьи, как представители судебной власти, реализуют публично правовые цели правосудия, и к ним предъявляются особые квалификационные и иные требования, в связи с чем, квалификационная коллегия судей при отборе претендентов вправе организовать и провести тщательную проверку биографических и иных сведений не только самого претендента, но и лиц, входящих в близкий круг претендента.

Поскольку ФИО3 является матерью детей ФИО1, и он фактически проживает с ней одной семьей, то квалификационная коллегия судей Краснодарского края вправе знать информацию, в том числе об ее родственниках и окружении претендента для того, чтобы принять решение по заявлению ФИО1 о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Перечень документов в пункте 5 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, предоставляемый претендентом на вакантную должность судьи, не является исчерпывающим и при необходимости квалификационная коллегия судей вправе запросить и получать иные сведения и документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к претенденту на судейскую должность.

Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы, приведенные в кассационной жалобы, аналогичными позиции административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводы суда первой инстанции они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 29 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Иванов

Судьи В.В. Шелудько

Н.Х. Карасовой