ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2а-1604/2020
№ 88а-7366/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 3 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Капункина Ю.Б., Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу ФИО5 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации г. Алушты Республики Крым о признании незаконными и отмене постановления, заключения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Алушты от 5 августа 2020 года № «О сносе самовольных построек, возведенных гр. ФИО5 на землях муниципальной собственности по адресу: <адрес>»; признании незаконным и отмене заключения администрации г. Алушты о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства от 3 апреля 2020 года №; возложении на администрацию г. Алушты обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца по вопросу утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории, в порядке постановления Совета Министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее жилым домом».
В обоснование требований ФИО5 указала, что с 1991 года в пользовании супруга административного истца – ФИО1 находился земельный участок площадью 0,0385 га, право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, им так и не было оформлено. На указанном земельном участке возведен жилой дом, подведены коммуникации, открыты лицевые счета. Между тем завершить оформление прав на земельный участок и на возведенный жилой дом до перехода Крыма в состав Российской Федерации ФИО1 не успел. После перехода Крыма в состав Российской Федерации вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за №, ему присвоен статус «ранее учтенный». На жилой дом выдан паспорт БТИ. Также имеется заключение <данные изъяты> от 2019 года о том, что здание соответствует требованиям и нормативам, предъявляемым к жилым домам, обладает всеми признаками жилого дома, используется для проживания в нём, отвечает всем пожарным, санитарным и строительным нормам и правилам, не нарушает права третьих лиц. В марте 2019 года ФИО5 обратилась в администрацию г. Алушты по вопросу утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории в порядке постановления Совета министров Республики Крым 12 мая 2015 года «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее жилым домом», однако указанное обращение не рассматривалось на протяжении длительного времени и, вместо рассмотрения заявления по существу уполномоченные сотрудники Управления муниципального контроля выехали на место и сообщили административному истцу, что ею незаконно занят земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, на нем незаконно размещено строение, следствием чего было принятие администрацией г. Алушты оспариваемого постановления от 5 августа 2020 года. Административный истец считает данное решение органа местного самоуправления незаконным, поскольку строение не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц, ФИО5 предпринимала попытки легализации самовольного строения в том виде, в котором оно возведено, меры по оформлению земельного участка, на котором возведено спорное строение, которыми административный истец и ее супруг пользовались. Кроме того, административному истцу выдано заключение администрации г. Алушты от 3 апреля 2020 года, которым безосновательно комиссия, созданная в порядке постановления Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом», пришла к выводу о том, что самовольная постройка не отвечает условиям, указанным в пункте 15 данного Порядка. Полагая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение органа местного самоуправления принято на основании установленных фактических обстоятельств, а именно того, что строения, подлежащие сносу, возведены без получения необходимых разрешений и согласований на земельном участке, не принадлежащему административному истцу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 ноября 2021 года, ФИО5 ставит вопрос об отмене решения Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года. Ссылается на то, что судом не принят во внимание факт совместного проживания ФИО5 с ФИО1 при Украине, а также регистрации их брака в 2014 году. Считает, что суды дали поверхностную оценку обстоятельствам дела. Указывает, что инвентаризация жилого дома была проведена еще задолго до 18 марта 2014 года в качестве объекта недвижимого имущества с назначением «садовый дом» под инвентарным номером 30536. Полагает, что имеются все основания для признания заключения комиссии незаконным и его отмены.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Представитель административного ответчика в заседание суда кассационной инстанции не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав ФИО5, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Судом установлено, что решением Малореченского сельского совета г. Алушты АР Крым от 16 декабря 2003 года № «О предоставлении ФИО1 земельного участка для занятия огородничества», ФИО1 предоставлен в аренду на 5 лет из земель сельского совета земельный участок площадью 0,0385 га, расположенный в <адрес>, для занятия огородничеством.
В пункте 3 указанного решения на ФИО1. возложена обязанность использовать земельный участок по назначению.
Решением Малореченского сельского совета г. Алушты АР Крым от 26 февраля 2004 года № «О предоставлении ФИО1 разрешения на составление проекта отвода земельного участка в <адрес>», ФИО1 предоставлено разрешение на составление проекта отвода земельного участка площадью 0,038 га, расположенного в <адрес>, из земель сельского совета, для занятия садоводством.
Решением Малореченского сельского совета г. Алушты АР Крым от 16 марта 2006 года № «О рассмотрении заявления ФИО2.» прекращено право пользования земельным участком площадью 0,037 га ФИО1. в связи с его добровольным отказом в пользу внучки ФИО3
Согласно пунктам 3, 4 указанного решения, ФИО3. предоставлено разрешение на изготовление технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка площадью 0,02 га, расположенного в <адрес>, из земель сельского совета для занятия огородничеством и заключения договора аренды. Земельный участок площадью 0,017 га, расположенный в <адрес>, переведен в земли запаса Малореченского сельского совета в связи с необходимостью строительства насосной станции на данном земельном участке.
На основании решения Малореченского сельского совета г. Алушты АР Крым от 11 сентября 2008 года № «О прекращении права пользования земельным участком ФИО3.» на основании заявления ФИО3 прекращено ее право пользования земельным участком площадью 0,02 га.
Решением Малореченского сельского совета г. Алушты АР Крым от 11 сентября 2008 года № «О предоставлении ФИО2. разрешения на составление проекта отвода земельного участка для обслуживания жилого дома и заключения договора аренды», ФИО2. предоставлено разрешение на составление проекта отвода дополнительного земельного участка площадью 0,0380 га, расположенного в <адрес>, из земель сельского совета для обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений и заключения договора аренды. На земельный участок площадью 0,0100 га наложен сервитут – право прохода (проезда).
12 марта 2019 года ФИО5 обратилась в администрацию г. Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, с расположенной на нем самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом.
К заявлению прилагались копии документов: копия паспорта ФИО5, страховое свидетельство, копия технического паспорта на жилой дом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, фотографии самовольной постройки, заключение.
Согласно заключению администрации г. Алушта Республики Крым о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, от 3 апреля 2020 года №, выданного на имя ФИО5 на основании ее заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом, зарегистрированным 12 марта 2019 года №, установлено, что самовольно возведенная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, не соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена самовольная постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства: указанную постройку невозможно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства.
На основании распоряжения администрации г. Алушты о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от 23 июня 2020 года № проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства ФИО5 при использовании спорного земельного участка. В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок площадью 385 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования – ведение огородничества, расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. На момент осуществления проверки установлено, что ФИО5 на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, находящемся в муниципальной собственности, возведено строение из облегченных строительных материалов, которое примыкает к капитальному строению, где ведутся отделочные работы. В ходе проверки установлено, что на земельном участке также расположены хозяйственные строения, которые возведены из облегченных строительных материалов и используются для размещения туалета, душевой, беседки и хозяйственного помещения. Был осуществлен обмер площади используемого земельного участка, в результате чего площадь используемого ФИО5 земельного участка, занятого путем возведения строения, составила 385 кв. м. Какие-либо права на указанный земельный участок у последней отсутствуют.
По результатам проверки Управлением муниципального контроля администрации г. Алушты Республики Крым составлен акт от 8 июля 2020 года о выявленных нарушениях. К акту проверки приложены обмер площади земельного участка, фототаблица, с которыми ФИО5 ознакомлена в тот же день.
Главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля администрации г. Алушты ФИО4 выдано предписание от 8 июля 2020 года об устранении требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 8 октября 2020 года путем освобождения вышеуказанного земельного участка либо путем оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. Предписание получено ФИО5 8 июля 2020 года, о чем имеется ее подпись.
Более того, главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля администрации г. Алушты ФИО4 направлено уведомление от 8 июля 2020 года о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно протоколу от 15 июля 2020 года № заседания комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, внесено предложение о принятии администрацией г. Алушты решения о сносе самовольной постройки. Управлению градостроительства и архитектуры осуществить подготовку вышеуказанного проекта постановления администрации г. Алушты.
Постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от 5 августа 2020 года № «О сносе самовольных построек, возведенных гр. ФИО5 на землях муниципальной собственности по адресу: <адрес>» принято решение о сносе самовольной постройки – строения из облегченных строительных материалов, примыкающего к капитальному строению, а также хозяйственных строений, в которых размещены туалет, душевая, хозяйственное помещение и беседка, расположенные на землях муниципальной собственности по адресу: <адрес>. Лицу, которое возвело самовольные постройки – ФИО5 установлен срок для добровольного сноса построек, указанных в пункте 1 указанного постановления – 6 месяцев со дня принятия постановления.
В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно Положению о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образовании городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек, утвержденному решением Алуштинского городского совета от 17 июня 2016 года № 20/51, Положение регулирует отношения, связанные с принятием решения о сносе самовольной постройки либо решений о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, находящейся на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (пункт 1.2 Положения).
Положение является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории муниципального образования городской округ Алушта (пункт 1.3 Положения).
Согласно пункту 3.1 Положения основанием для принятия решения о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями является поступление в администрацию города Алушты уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения рассмотрение поступившего в администрацию города Алушты уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, осуществляет Комиссия по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
В силу пункта 3.3 Положения в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления в администрацию г. Алушты уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, выполняется одно из следующих действий: принятие администрацией г. Алушты решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым; обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; направление, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в орган, от которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, уведомления о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.
Решение о сносе самовольной постройки принимается в случае: если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта (пункт 3.5.1 Положения).
Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или администрации г. Алушты, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ (пункт 4.1. Положения).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что ФИО5 не представила документы, которые в соответствии и со статьей 25 ЗК РФ являются основанием для возникновения права пользования спорным земельным участком, занятым путем возведения строений из облегченных строительных материалов, а также иные документы, предоставляющие право на использование данного земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также судами установлено, что 12 марта 2019 года ФИО5 обращалась в администрацию г. Алушты с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нем самовольной постройкой, возведенной до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года №
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
15 января 2015 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон № 66-ЗРК/2015), устанавливающий порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В соответствии со статьей 22 Закона № 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с данной статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 упомянутого Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном указанной статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с данной статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.
После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 4, 5, 22 Закона № 66-ЗРК/2015 постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее – Порядок).
Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее – самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства (пункт 1 Порядка).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее – Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее – уполномоченный орган).
Гражданин в целях предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по форме согласно приложению 1 к упомянутому Порядку (пункт 3 Порядка).
Пунктами 13, 14, 15 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заключения.
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий:
1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки;
2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м;
3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;
4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия – месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года;
5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым;
6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей;
7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Комиссия по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом заключения.
Решение комиссии оформляется в виде протокола.
На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка; принимает решение об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, перечисленным в пункте 15 данного Порядка.
В ходе изучения заявления ФИО5, поданного в соответствии с названным Порядком, о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, а также приложенных к нему документов, комиссия, образованная уполномоченным органом по рассмотрению данных вопросов, пришла к выводу, что самовольно возведенная постройка, расположенная по адресу: <адрес> не соответствует условиям, указанным в пункте 15 вышеуказанного Порядка: ее невозможно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства, что указано в оспариваемом заключении.
В подтверждение заключения административным ответчиком предоставлен акт осмотра, обследования объекта земельных участков от 17 марта 2020 года, в соответствии с которым в ходе осмотра земельного участка по вышеуказанному адресу установлено, что земельный участок огражден забором, территория участка загромождена строительными материалами, бытовым мусором, в границах участка расположено одноэтажное строение. К акту приложены фотоматериалы.
Представленным административным истцом техническим паспортом на самовольную постройку подтверждается ее возведение из облегченных строительных материалов: деревянные стены.
Дополнительным актом проверки от 8 июля 2020 года подтверждено, что на обследуемом земельном участке возведено строение из облегченных строительных материалов, которое примыкает к капитальному строению, где ведутся отделочные работы, что на земельном участке также расположены хозяйственные строения, которые возведены из облегченных строительных материалов и используются для размещения туалета, душевой, беседки и хозяйственного помещения.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что заявленная самовольная постройка возведена на земельном участке, предоставленном в 2003 году не заявителю, а иному лицу – ФИО1 и находится на земельном участке с видом разрешенного использования – ведение огородничества, не предусматривающего возведение жилого дома или жилого строения. Указанные обстоятельства противоречат вышеприведенным требованиям статьи 22 Закона № 66-ЗРК/2015.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций о том, что оспариваемое постановление и заключение приняты компетентным органом в предусмотренной законом форме при соответствующем обосновании.
Утверждения кассационной жалобы о совместном проживании ФИО5 с ФИО1 при Украине и регистрации их брака в 2014 году выводов суда не опровергают, поскольку предоставленное ранее право пользования земельным участком ФИО1 прекращено ещё в 2006 году, тогда как умер последний 6 февраля 2018 года. При этом право пользования земельным участком прекращено именно по заявлению ФИО1
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 марта 2022 года.
Определение18.04.2022