ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1699/2022 от 25.10.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-1699/2022

№ 88а-33340/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мальмановой Э.К.,

судей Капункина Ю.Б., Иванова А.Е.

с участием прокурора Стрелковского С.Н.

рассмотрела кассационную жалобу ООО «ПХЦ-Алдан» на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО «ПХЦ-Алдан» к администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании постановления.

Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия

установила:

ООО «ПХЦ-Алдан» (далее – Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим постановление администрации муниципального образования г. Краснодар (далее – администрация) от 20 декабря 2019 года в части утверждения тарифа на транспортировку сточных вод для Общества на 2020 год; признать незаконным экспертное заключение Управления цен и тарифов администрации от 20 декабря 2019 года признать действующим постановление администрации от 20 декабря 2018 года в части установленных тарифов на транспортировку сточных вод на период 2019-2023 годы для Общества.

На основании определения Краснодарского краевого суда от 13 августа 2020 года административное дело передано по подсудности в Первомайский районный суд г. Краснодара.

Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 8 июня 2021 года прекращено производство по делу по административному исковому заявлению Общества к администрации, Управлению цен и тарифов администрации об оспаривании постановления.

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 16 декабря 2021 года определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 8 июня 2021 года отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Уточнив заявленные требования, Общество просило признать незаконным постановление администрации от 20 декабря 2019 года № 5861 в части утверждения тарифа на транспортировку сточных вод для Общества на 2020 год в размере 2,06 руб. / куб. м.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2022 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2022 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 августа 2022 года, Общество ставит вопрос об отмене решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2022 года. По мнению заявителя, в обжалуемых судебных актах не указаны законные основания, по которым суды отвергли доводы административного истца и эксперта о том, что оспариваемый размер тарифа недостоверен. Считает, что суд не дал соответствующей правовой оценки выводу эксперта о недостоверности расчета тарифа. Считает, что администрация не опровергла в установленном законом порядке выводы судебной экспертизы.

Определением судьи от 6 сентября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В возражениях относительно кассационной жалобы прокуратура Краснодарского края выражает несогласие с доводами жалобы.

Представители управления цен и тарифов администрации, ООО «Краснодар Водоканал» в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад, объяснения представителей Общества ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Стрелковского С.Н., полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Частями 1, 2 и 7, 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) определено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения отнесена в том числе транспортировка воды, включая распределение воды. В сфере водоотведения регулированию подлежит транспортировка сточных вод. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежат тарифы на транспортировку воды, в сфере водоотведения регулированию подлежат тарифы на транспортировку сточных вод.

В силу пунктов 5, 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации, в частности тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, а для иных регулируемых организаций – тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод.

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, – в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Как следует из материалов дела, управлением цен и тарифов администрации, на основании критериев выбора метода регулирования тарифов, осуществлен расчет тарифа на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения на 2020 год Обществом методом сравнения аналогов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Постановление № 406) метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.

В отношении ООО «ПХЦ-Алдан» установлено, что протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения гарантирующей организации.

На основании экспертного заключения от 29 ноября 2019 года об экономической обоснованности расчета на 2020 год тарифов на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения методом сравнения аналогов Обществом, разработанного управлением цен и тарифов администрации, и иных документов администрацией издано постановление от 20 декабря 2019 года «Об установлении на 2020 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения», которым Обществу установлен с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года тариф на транспортировку сточных вод в размере 2,06 руб. / куб. м.

Постановление официально опубликовано 20 декабря 2019 года на официальном Интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара.

В соответствии с требованиями пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 406» действие ранее установленных постановлением администрации от 20 декабря 2018 года «Об установлении на 2019 – 2023 годы тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» долгосрочных тарифов регулируемой, организации на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения прекращены с 1 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» <данные изъяты>"», в зоне действия которой находится регулируемая организация, представлен расчет размера удельных текущих расходов на транспортировку сточных.

При расчете тарифа на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения управление цен и тарифов руководствовалось принципами государственного регулирования тарифов, согласно которым расчет необходимой валовой выручки для регулируемой организации формируется не из затрат данной организации, как в предыдущих периодах регулирования, а на основании удельных текущих расходов гарантирующей организации, экономическая обоснованность которых проверена управлением цен и тарифов администрации.

Расчет необходимой валовой выручки осуществлен специалистами управления цен и тарифов администрации в соответствии с пунктами 53, 54 Основ, утвержденных Постановлением № 406, а также пунктом 35 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» <данные изъяты>», в зоне действия которого находится регулируемая организация, представлен расчёт размера удельных текущих расходов на транспортировку сточных вод.

В расчете применены индексы потребительских цен, планируемые Минэкономразвития России на основании Сценарных условий прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2019 – 2024 годы, размещенного на сайте Минэкономразвития России, гласно Прогнозу индекс потребительских цен, применённый в формулах расчёта тарифа на 2020 год, составил 3%.

Во исполнение приведенных норм в пределах предоставленных полномочий администрацией муниципального образования город Краснодар издано постановление от 20 декабря 2019 года «Об установлении на 2020 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» в части установления тарифа на 2020 год для ООО «ПХЦ-Алдан».

Кроме того, заключением судебной технико-экономической экспертизы , выполненной <данные изъяты>, установлено, что выбор метода расчетов тарифа произведен верно.

Экспертом отмечено, что в теории регулирования суть сравнительных методов состоит в определении требований, предъявляемых к регулируемой организации на основе относительной оценки эффективности её деятельности и последующего сравнения полученных результатов с показателями наиболее эффективных организаций (эталонных). Также в экспертном заключении приведены выдержки из работ экономистов, в частности указано, что применение метода сравнения аналогов снижает влияние информационной асимметрии – в случае выполнения регулирующим органом ряда условий, в частности обеспечение однородности регулируемых организаций. По его мнению, метод сравнения аналогов не может применяться при несопоставимости масштабов, территории деятельности и иных параметров, которые оказывают влияние на расходы предприятий.

Уполномоченный орган регулирования вправе осуществлять регулирование тарифов на товары и услуги естественных монополий исключительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Так, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения управление цен и тарифов администрации руководствуется Законом № 416-ФЗ, Основами ценообразования, Постановлением № 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года № 1746-э, иными нормативными правовыми актами.

Расчет необходимой валовой выручки осуществлен специалистами управления цен и тарифов администрации в соответствии с пунктом 35 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года № 1746-э, по форме согласно приложению № 5.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемый акт администрации вынесен с соблюдением установленной процедуры выполнения нормативно-правовых актов, доказательств, подтверждающих противоречие обжалуемого постановления акту высшей юридической силы и нарушение прав административного истца, суду не представлено.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «ПХЦ-Алдан» – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 28 октября 2022 года.