ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-1701/2020
88а-16100/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 5 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Найденовой О.Н., Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Воскресенск Московской области на решение Воскресенского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Московско-Рязанской транспортной прокуратуры к администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании недействующим в части Перечня видов общественных работ, подлежащих выполнению работодателями городского округа Воскресенск в 2020 году.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., объяснения представителя администрации городского округа Воскресенск Московской области ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляцонно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
постановлением главы городского округа Воскресенск Московской области от 10 февраля 2020 года № 378, опубликованным на официальном сайте городского округа Воскресенск Московской области (www.glava@vmr-mo.ru), утвержден Перечень видов общественных работ, подлежащих выполнению работодателями городского округа Воскресенск Московской области в 2020 году.
Заместитель Московско-Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующими с момента вступления решения в законную силу пункты 73, 126 (в части слов «железных дорог») и пункты 54, 93, 79 Перечня «Об утверждении перечня видов общественных работ, подлежащих выполнению работодателями городского округа Воскресенск в 2020 году» от 10 февраля 2020 года № 378 городского округа Воскресенск Московской области, как несоответствующие статье 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7, статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 14 мая 2021 года через Воскресенский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 июня 2021 года, администрация городского округа Воскресенск Московской области просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что целью разработки и утверждения Перечня видов общественных работ, подлежащих выполнению работодателями городского округа Воскресенск в 2020 году, являлась организация общественных работ для обеспечения временной занятости и материальной поддержки граждан, ищущих работу. Оспариваемый Перечень был составлен при участии органов занятости и в соответствии с Каталогом видов общественных работ, утверждённым Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2000 года № 9438-ВР. В Перечне регулируются вопросы труда и дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, а не вопросы содержания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящихся в федеральной собственности. Оспариваемый Перечень носит рекомендательный, а не обязывающий характер и не возлагает каких-либо обязанностей на организации всех форм собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нормы, регулирующие вопросы содержания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, являющихся федеральной собственностью, в том числе полосы отвода и охранных зон железных дорог, установлены федеральным законодательством, в нарушение указанных норм права в оспариваемом Перечне видов общественных работ фактически были установлен требования, касающиеся вопросов содержания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а полномочий для регулирования вопросов в области содержания земель федерального железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктур железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, у главы городского округа Воскресенск Московской области на момент принятия и утверждения Перечня не имелось, поскольку эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и подлежат разрешению на федеральном уровне.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.
В силу статьи 40 Устава городского округа Воскресенск нормативные правовые акты в городском округе издает Совет депутатов.
Уставом предусмотрено, что в компетенцию администрации городского округа полномочия по установлению перечня видов общественных работ, подлежащих выполнению работодателями, не включены.
В соответствии с частью 3 статьи 214, части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким органом на основании пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, осуществляющим полномочия собственника от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Пунктами 4.1.14 и 4.2.23 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 374 определено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно заключённым с открытым акционерным обществом «РЖД» договорам, в том числе в отношении полосы отвода железной дороги, находящейся в пределах городского округа Воскресенск, арендодателем от лица собственника Российской Федерации выступает Территориальное управление Росимущества в Московской области.
Пунктом «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения), а единый хозяйствующий субъект - это открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений осуществляется за счет собственных средств владельца инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 264 определен порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 (пункт 2 постановления № 264).
В Перечне видов общественных работ, в числе прочих указаны такие виды как: пункт 54 – монтер пути, пункт 73 - очистка железнодорожного полотна, пункт 79 - очистка стационарных и подъездных путей, пункт 93 - подсобные работы в локомотивном депо, пункт 126 - расчистка от снега железнодорожных платформ.
В нарушение приведенных выше норм материального права, административным ответчиком в Перечне фактически установлены требования относительно содержания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящихся в федеральной собственности.
Вместе с тем вопросы, связанные с содержанием земель федерального железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта на земельных участках федеральной собственности, в полномочия органа местного самоуправления не входят, поскольку входят в предмет ведения Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов об удовлетворении административных исковых требований. Нормы, регламентирующие вопросы содержания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, являющихся федеральной собственностью, в том числе полосы отвода и охранных зон железной дороги, установлены действующим федеральным законодательством. Полномочий для регулирования вопросов, связанных с содержанием земель федерального железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, на момент принятия и утверждения вышеназванного перечня не имелось, эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и находят своё разрешение на федеральном уровне.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, поводом для отмены судебных актов они не служат, основаны на неверном толковании норм материального права. Доводов, влекущих отмену постановленных судами судебных актов в безусловном порядке, в кассационной жалобе администрации городского округа Воскресенск Московской области не содержится, и судебной коллегией Первого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Таким образом, оспариваемые судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Воскресенского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Воскресенск Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи