ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1886/20 от 16.06.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-1886/2020,

№ 88а-4707/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 16 июня 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к федеральному казённому учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю» о признании решения незаконным и о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

По мнению административного истца, отказы административного ответчика в исключении из реестра маломерных судов сведений о резиновой лодке «Омега», регистрационный номер , и о судне «Комбат», регистрационный номер , являются незаконными и нарушают его права, в связи с чем ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Центру ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю, в котором, с учётом последующего уточнения заявленных административных исковых требований, просил суд:

- признать незаконным отказ Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю в принятии заявлений об исключении из реестра маломерных судов резиновой лодки «Омега», регистрационный номер и судна «Комбат», регистрационный номер (заявления от 25 февраля 2020 года входящие № и );

- признать незаконной регистрацию маломерных судов: резиновой лодки «Омега», регистрационный номер , и судна «Комбат», регистрационный номер за административным истцом, поскольку они им на регистрационный учёт не ставились, документов на данные суда у него не имеется, заявлений о регистрации судовладельцем судов от 6 июля 2007 года и от 16 августа 2007 года он не подавал;

- возложить на административного ответчика обязанность аннулировать записи в реестре маломерных судов (о регистрации за ФИО1 маломерного моторного судна «Комбат», регистрационный номер , от 6 июля 2007 года; о регистрации за ФИО1 маломерного судна – резиновой лодки «Омега», регистрационный номер , от 16 августа 2007 года);

- взыскать с Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю расходы на проведение экспертизы в размере 16 500 рублей.

Определением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 апреля 2020 года к участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее – ГУ МЧС России по Хабаровскому краю).

Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 января 2021 года, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично:

- признана незаконной регистрация маломерных судов: резиновой лодки «Омега», регистрационный номер , от 16 августа 2007 года, и судна «Комбат», регистрационный номер от 6 июля 2007 года, за ФИО1;

- на Центр ГИМС МЧС Россию по Хабаровскому краю возложена обязанность аннулировать записи в реестре маломерных судов о регистрации за ФИО1 маломерного моторного судна «Комбат», регистрационный номер , от 6 июля 2007 года, и маломерного судна резиновой лодки «Омега», регистрационный номер , от 16 августа 2007 года;

- с ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 16 500 рублей;

- с ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в пользу АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы» взысканы судебные расходы в сумме 16 500 рублей.

28 апреля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, поданная 15 апреля 2020 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 января 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (пункт 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», подпункту 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, на МЧС России возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из содержания подпунктов 4 и 6 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ГИМС), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, пункта 5 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённых приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 340, следует, что ГИМС осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учёт маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учёт выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

Приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 339 утверждён Административный регламент, который предусматривает, что результатом предоставления государственной услуги гражданам Российской Федерации могут являться следующие решения: государственная регистрация маломерного судна, используемого в некоммерческих целях (далее – судно), в реестре маломерных судов или отказ в государственной регистрации судна в реестре маломерных судов; государственная регистрация изменений, вносимых в реестр маломерных судов, или отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в реестр маломерных судов; государственная регистрация ограничений (обременений) прав на судно или отказ в государственной регистрации ограничений (обременений) прав на судно; исключение судна из реестра маломерных судов или отказ в исключении судна из реестра маломерных судов; выдача дубликата судового билета или отказ в выдаче дубликата судового билета; выдача выписки из реестра маломерных судов или отказ в выдаче выписки из реестра маломерных судов (пункты 2, 13 Административного регламента).

К числу документов, необходимых для государственной регистрации маломерного судна, пункт 18, подпункт «а» пункта 19 Административного регламента относят: заявление; паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту пребывания собственника(ов) (для физических лиц); доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях, если заявитель не является собственником); документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, переход прав на судно; документ, подтверждающий категорию сложности района плавания; свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства, либо документ, подтверждающий факт обращения собственника судна в иностранный орган предыдущей регистрации, на который не был получен ответ в течение тридцати календарных дней (в случае, если судно ранее было зарегистрировано в иных реестрах судов); копия приказа юридического лица о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна (для юридических лиц).

Основаниями для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги в соответствии с настоящим Административным регламентом; истечение срока действия какого-либо из документов, необходимых для предоставления государственной услуги; выявление при представлении документов признаков подделки, недостоверных или искаженных сведений, повреждений, которые не позволяют однозначно истолковывать их содержание, а также неправильного оформления заявления (пункт 35 Административного регламента).

Действовавшие по состоянию на 2007 год Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённые приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500, в пункте 18 также предусматривали, что для государственной регистрации маломерного судна судовладелец или уполномоченное им на то лицо, имеющее надлежащим образом оформленную доверенность, должны были предоставить в ГИМС, в числе прочего: заполненную регистрационную карточку-заявление судовладельца установленного образца, являющуюся неотъемлемой частью судовой книги; подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему (справку-счёт; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учёта, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации); подлинники и копии технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, сведения о регистрации за ФИО1 судна «Комбат», регистрационный номер , от 6 июля 2007 года, и резиновой лодки «Омега», регистрационный номер , от 16 августа 2007 года, были внесены в реестр маломерных судов на основании регистрационных карточек – заявлений судовладельца о регистрации данных маломерных судов от 6 июля 2007 и от 16 августа 2007 года.

Иных документов, подтверждающих законность произведённой регистрации (включая копии документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход прав на судно «Комбат» и резиновую лодку «Омега»), со стороны административного ответчика в ходе рассмотрения настоящего административного дела представлено не было.

Обращаясь 25 февраля 2020 года в Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю с заявлениями об исключении из реестра маломерных судов сведений о судне «Комбат» и резиновой лодке «Омега», административный истец указывал на то, что данные маломерные суда ему не принадлежат, на учёт им не ставились и документов на них у него не имеется.

Оставляя данные заявления без удовлетворения, административный ответчик в письменной информации от 26 февраля 2020 года сослался на положения пункта 35 Административного регламента, указав, что ФИО1 представил не полный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги исключения судов из реестра маломерных судов.

Признавая регистрацию указанных выше маломерных судов за административным истцом незаконной, суд первой инстанции, проанализировав положения Административного регламента, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной почерковедческой экспертизы, составленное экспертом автономной некоммерческой организации «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» (далее – АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы») от 3 августа 2020 года , согласно выводам которого подписи в регистрационных карточках – заявлениях судовладельца от 6 июня 2007 года и от 16 августа 2007 года, а также в записях №, <данные изъяты> реестра маломерных судов выполнены не ФИО1, а иным лицом, указал в решении, что государственная регистрация маломерного судна «Комбат» и резиновой лодки «Омега» за административным истцом была произведена административным ответчиком 6 июня 2007 года и 16 августа 2007 года с нарушением требований установленного порядка: в отсутствие необходимых правоустанавливающих документов и не на основании заявления ФИО1

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 103, 106, 111, подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции возложил на Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю обязанность аннулировать записи в реестре маломерных судов о регистрации за ФИО1 судна «Комбат», регистрационный номер <данные изъяты> от 6 июля 2007 года, и резиновой лодки «Омега», регистрационный номер , от 16 августа 2007 года, а также взыскал с ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в пользу административного истца понесённые им по административному делу судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 16 500 рублей и в пользу АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы» дополнительные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 16 500 рублей (общие расходы на производство данной экспертизы составили 33 000 рублей).

С соответствующими выводами Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что установленные по административному делу фактические обстоятельства, учитывая анализ содержания приведённых выше положений действующего в настоящее время и действовавшего по состоянию на 2007 год законодательства о регистрации маломерных судов, подтверждают правомерность указания нижестоящих судов в обжалуемых судебных постановлениях на необходимость удовлетворения заявленных административных исковых требований в соответствующей части.

Доводы кассационной жалобы о том, что заключение судебной почерковедческой экспертизы не свидетельствует о незаконности произведённой за ФИО1 регистрации маломерных судов, поскольку в регистрационных карточках - заявлениях судовладельца имелись сведения о дате и месте рождения, месте жительства и паспортных данных заявителя; что административному истцу в течение длительного периода времени направлялись налоговые уведомление о необходимости уплаты транспортного налога, он знал о произведённых регистрационных действиях, однако в суд обратился за пределами трёхмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ; что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил ходатайство АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» о возмещении дополнительных расходов на проведение судебной почерковедческой экспертизы в размере 16 500 рублей, – по существу сводятся к несогласию ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с осуществленной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, повторяют его правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении, а также основаны на неверном толковании положений действующего процессуального законодательства, регламентирующего порядок распределения понесённых по делу судебных расходов. Такие доводы не могут являться предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи