ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-201/2023 от 30.11.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-201/2023

№ 88а-40309/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 30 ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мальмановой Э.К.,

судей Аняновой О.П., Капункина Ю.Б.

рассмотрела кассационную жалобу ТСН «Буревестники» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июня 2023 года, которым отменено решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ДПК «Июнь» к администрации г. Евпатории Республики Крым, Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с подтверждением наличия или отсутствия прав у садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в г. Евпатории Республики Крым, Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, Совету министров Республики Крым об оспаривании решений.

Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия

установила:

дачный потребительский кооператив (далее – ДПК) «Июнь» обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить: постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 7 июля 2022 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления садоводческому некоммерческому товариществу «Буревестник» земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> решение комиссии по вопросам, связанным с подтверждением наличия или отсутствия прав у садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в городе Евпатории Республики Крым, оформленного протоколом от 17 июня 2022 года ; решения Межведомственной комиссии «О возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах», оформленного в виде заключения от 21 января 2022 года

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2023 года требования административного иска удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июня 2023 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июня 2023 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ДПК «Июнь» – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 октября 2023 года, ТСН «Буревестники» ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Также обращает внимание суд кассационной инстанции на то, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права в части принятия и исследования новых доказательств.

Определением судьи от 1 ноября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Из материалов дела видно, что 8 ноября 2021 года СНТ «Буревестник» обратилось с заявлением в межведомственную комиссию по вопросу выдачи заключения относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, расположенном по адресу: <адрес>

Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 4 апреля 2017 года , было рассмотрено вышеуказанное заявление СНТ «Буревестник» и дано заключение от 21 января 2021 года о возможности расположения садоводческого некоммерческого объединения граждан на земельном участке площадью 198 000,00 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> учтенных границах.

Это заключение принято с учетом положительных согласований заинтересованных исполнительных органов Республики Крым и согласования администрации г. Евпатории Республики Крым.

28 апреля 2022 года СНТ «Буревестник» обратилось в департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 99 221 кв. м, по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – ведение садоводства в целях его предоставления в безвозмездное пользование до 1 года, приложив к данному заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

17 июня 2022 года состоялось заочное заседание комиссии по вопросам, связанным с подтверждением наличия или отсутствия прав у садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа Евпатория Республики Крым, на котором принято решение, оформленное протоколом , рекомендовано департаменту имущественных и земельных отношений подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 98 940 кв. м СНТ «Буревестник».

Постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым от 7 июля 2022 года № 1456-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 98 940,00 кв. м, полученного путем образования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. Образуемому земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Предварительно согласовано предоставление земельного участка СНТ «Буревестник» в безвозмездное пользование сроком до 5 лет при соблюдении указанных в постановлении условий и иных требований действующего законодательства.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что за согласованием испрашиваемого земельного участка обратилось несколько заявителей, что в силу части 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» (далее – Закон №320-ЗРК/2016) является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Также указано, что в члены СНТ «Буревестник» приняты лица, не являющиеся собственниками недвижимости садового товарищества, что является нарушением действующего законодательства.

С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с такими выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Порядок рассмотрения вопросов и принятия соответствующих решений, связанных с предоставлением садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан земельных участков, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере имущественных и земельных отношений Республики Крым (в случае если земельный участок находится в собственности Республики Крым) или органом местного самоуправления (в случае если земельный участок находится в муниципальной собственности) (далее – уполномоченные органы) установлен положениями статьи 3 Закона № 320-ЗРК/2016.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 марта 2017 года № 36 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтенным органами местного самоуправления (далее – Порядок).

Согласно пункту 11 Порядка в случае поступления инициативного заявления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан Межведомственная комиссия рассматривает материалы учета в течение сорока пяти дней с момента поступления заявления и принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 10 данного Порядка.

Исходя из подпункта 1 пункта 10 Порядка, межведомственная комиссия рассматривает материалы учета по каждому садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и принимает одно из указанных решений, в том числе о возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах.

В соответствии с пунктами 12 и 13 Порядка решение Межведомственной комиссии, предусмотренное пунктом 10 названного Порядка, оформляется в форме заключения.

Согласно части 11 статьи 3 Закона № 320-ЗРК/2016 в целях принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган направляет поступившее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и комплект документов, предусмотренный частью 8 данной статьи, в соответствующую комиссию, указанную в части 2 названной статьи, для подтверждения наличия или отсутствия права у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на предоставление земельного участка.

В течение десяти дней комиссия, указанная в части 2 поименованной статьи, рассматривает поступившие документы и принимает решение о наличии или отсутствии у заявителя права на предоставление земельного участка в соответствии с частью 1 статьи 2 данного Закона. Решение комиссии оформляется в виде протокола.

Решение с приложенными к нему документами в течение двух дней передается в уполномоченный орган для дальнейшего рассмотрения.

Частью 12 статьи 3 Закона № 320-ЗРК/2016 предусмотрено, что в срок не более чем сорок пять дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам его рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в части 13 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Признавая незаконным решение Межведомственной комиссии, оформленное заключением от 21 января 2022 года , суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно было принято с нарушением части 2 статьи 13 закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016, поскольку установил, что за испрашиваемым земельным участком обратилось несколько заявителей.

Согласно информации от 13 июня 2023 года, предоставленной Советом министров Республики Крым, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в суд апелляционной инстанции, все поступившие заявления от садоводческих объединений граждан относительно возможности расположения данных объединений на спорном земельном участке, а именно: <данные изъяты> соответственно, о невозможности расположения указанных садоводческих объединений на испрашиваемом земельном участке.

Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции правомерно указано, что после обращения ДНТ «Июнь» с заявлениями от 26 октября 2016 года и от 20 января 2020 года, вопрос о возможности расположения административного истца на спорном земельном участке был рассмотрен с вынесением заключений о невозможности его расположения на земельном участке в учтенных границах.

Следовательно, на момент обращения СНТ «Буревестник» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления, заявления от иных лиц не поступали.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Закона № 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

Статьей 12 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что в члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 данной статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества (часть 3).

В случае, если садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах территории садоводства или огородничества, принадлежат гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо эти земельные участки предоставлены гражданам в аренду, право участия в товариществе осуществляют данные землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков. При этом для приобретения такими гражданами членства в товариществе принятие каких-либо решений органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется (часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ).

Таким образом, законодателем установлена возможность создания садоводческого некоммерческого товарищества не только собственниками садовых земельных участков, но также иными категориями граждан.

Также судом апелляционной инстанции было верно указано, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что в границы спорного земельного участка включены территории общего пользования, поскольку при утверждении схемы были учтены территории, предназначенные для общего пользования, что не противоречит положениям действующего законодательства.

При этом судом апелляционной инстанции были также учтены результаты подомового обхода, произведенного по поручению главы администрации города Евпатории сотрудниками департамента имущественно-земельных отношений, в ходе которого гражданам, проживающим на территории бывшего ОК «СТ Буревестник» была дана возможность проголосовать за товарищество, в составе которого они предпочли оформить земельные участки. По результатам проведенного обхода было установлено, что в составе ТСН «ДНТ «Буревестник» предпочитают оформить земельный участок 10 пользователей земельных участков, в составе ТСН «Буревестники» 6 пользователей, в составе ДПК «Июнь» 1 пользователь, в составе СНТ «Буревестник» 117 пользователей, 3 пользователя отказалось поддерживать то или иное товарищество.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, оформленное в виде заключения от 21 января 2022 года № 892, решение Комиссии по вопросам, связанным с подтверждением наличия или отсутствия прав у садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г. Евпатории Республики Крым, оформленное протоколом от 17 июня 2022 года № 14, постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 7 июля 2022 года № 1456-п являются законными и обоснованными.

Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

При этом суд кассационной инстанции учитывает разъяснения, изложенные в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», о том, что, поскольку предметом кассационного рассмотрения выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

кассационную жалобу ТСН «Буревестники» оставить без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 6 декабря 2023 года.