ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2028/19 от 15.07.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-2028/2019

№ 88а-4539/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 15 июля 2020 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 27.07.2020

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ «Исправительная колония № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю» на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ «Исправительная колония № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю» к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным запрета на совершение регистрационных действий и возложении обязанности по снятию запрета.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФКУ «Исправительная колония № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю» (далее - ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю) обратилось в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО) ФИО1, и, с учетом уточнения исковых требований, просило признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 о наложении запрета на распоряжение (совершение регистрационных действий) с транспортными средствами, находящимися в оперативном управлении ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю; возложить обязанность снять запрет.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является должником по исполнительному производству , возбужденному постановлением административного ответчика от 3 июля 2017 года на основании исполнительного листа № 2- 669/2017 от 2 июня 2017 года, выданного Хабаровским районным судом Хабаровского края. Предмет исполнения: обязать ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечить осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, вещевым имуществом в соответствии с Нормами вещевого довольствия № 1, утвержденными Положением об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свобода и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденным приказом Министра юстиции 3 декабря 2013 года № 213 (сорочка верхняя, свитер трикотажный, белье нательное теплое, майка, трусы, носки хлопчатобумажные, носки полушерстяные, брюки утепленные, рукавицы утепленные, полуботинки летние, тапочки). 18 июля 2019 года административному истцу стало известно о принятом оспариваемом постановлении судебного пристава-исполнителя ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 В удовлетворении заявления о снятии ограничений начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Хабаровскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО было отказано. Указанное ограничение препятствует ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю исполнить распоряжение УФСИН России по Хабаровскому краю от 6 июня 2019 года № 05-40395, а именно осуществить списание автомобиля <данные изъяты> (государственный регистрационный знак ).

Определением судьи от 11 сентября 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО).

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю отказано.

В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, судами не в полном объеме установлены права и обязанности лиц, участвующих в деле, не проверены все основания иска. ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, являясь казенным учреждением уголовно-исполнительной системы, обладает имущественным иммунитетом в исполнительном производстве. Полагает, что ограничение регистрационных действий не соотносится с предметом исполнения. При этом необходимо учитывать, что спорный автомобиль принадлежит административному истцу на праве оперативного управления.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2020 года кассационная жалоба ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, решением Хабаровского районного суда города Хабаровска от 13 марта 2017 года удовлетворены требования и.о.Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и на администрацию ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, путем обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю вещевым имуществом в соответствии с Нормами вещевого довольствия № 1, утвержденными Положением об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденным 3 декабря 2013 года приказом Министерства юстиции № 213 (сорочка верхняя, свитер трикотажный, белье нательное теплое, майка, трусы, носки хлопчатобумажные, носки полушерстяные, брюки утепленные, рукавицы утепленные, полуботинки летние, тапочки).

На основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный лист ФС № 018641892, судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 3 июля 2017 года возбуждено исполнительное производство № 39966/17/27006-ИП в отношении должника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Постановление получено ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю 18 апреля 2018 года.

Также, 18 апреля 2018 года ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю получено требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 об исполнении решения суда в полном объеме в 5-дневный срок со дня поступления настоящего требования; и предупреждение об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса РФ.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 27 августа 2018 года вынесено постановление о запрете на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, в том числе на автомобиль <данные изъяты>, 2000 года выпуска, государственный регистрационный номер

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 13 декабря 2018 года с ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

Письмом от 18 декабря 2018 года ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю сообщило судебному приставу-исполнителю ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 о том, что обеспечение Учреждения осуществляется не в полном объеме в связи с ограниченным финансированием УФСИН России по Хабаровскому краю, в течение 2017-2018 годов Учреждением во исполнение решения Хабаровского районного суда города Хабаровска от 13 марта 2017 года неоднократно направлялись запросы в УФСИН России по Хабаровскому краю на выделение вещевого имущества, согласно норм, установленных приказом МЮ № 216 от 3 декабря 2013 года; и указало на принятие Учреждением исчерпывающих мер для исполнения решения суда с приведением результатов проделанной работы по состоянию на 17 декабря 2018 года по частичному обеспечению вещевым имуществом спецконтингента.

Из обращения ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю к начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 25 июля 2019 года следует, что 18 июля 2019 года при проверке сотрудниками ГИБДД документов транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , подлежащего списанию Учреждением в соответствии с распоряжением ФСИН России № 05-40395 от 4 июня 2019 года и указанием УФСИН России по Хабаровскому краю от 6 июня 2019 года за № 27/ТО/7/1-7814, было установлено, что на транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении Учреждения, было наложено ограничение.

Из административного искового заявления усматривается, что ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю обратилось в суд с настоящим административным иском 3 сентября 2019 года, ходатайство о восстановлении срока не заявлено, и указано, что 25 июля 2019 года Учреждением подана жалоба начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Хабаровскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО на действия судебного пристава-исполнителя, ответ на которую получен 20 августа 2019 года.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Часть 3 статьи 219 КАС РФ предусмотрены сокращенные сроки подачи административного иска в суд об оспаривании действий (бездействия) решений судебных приставов - исполнителей. Несоблюдение этих сроков, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

В силу вышеприведенных положений процессуального закона в данном случае пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления в отсутствие доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и пришли к правильному выводу, что наложение судебным приставом-исполнителем, на принадлежащие ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю на праве оперативного управления транспортные средства, в том числе автомобиль ВАЗ-21070, ограничения (запрет на регистрационные действия) не противоречит положениям статьи 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1, поскольку указанная норма содержит запрет исключительно на обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказание, а также, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю с оценкой судом имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19 сентября 2019 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи