ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2059/2021 от 26.07.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-2059/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 26.07.2022

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Иванова А.Е., Шелудько В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании поданные 18.04.2022, 16.05.2022 кассационные жалобы Администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края, Панаетиди А.И, Панаетиди О.И., Панаитиди В.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.02.2022, вынесенное по апелляционной жалобе Панаетиди А.И, Панаетиди О.И., Панаитиди В.И. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 31.08.2021 по административному делу по административному иску Панаетиди А.И., Панаетиди О.И., Панаитиди В.И. к Администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края об оспаривании действий должностных лиц.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., пояснения представителя Панаетиди А.И., Панаетиди О.И., Панаитиди В.И. по доверенностям Калгина И.В., поддержавшего кассационную жалобу административных истцов, возражавшего относительно кассационной жалобы Администрации Северского района Краснодарского края, представителя Администрации Северского района Краснодарского края Дюпиной И.И., поддержавшей кассационную жалобу муниципального образования, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы административных истцов, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просили признать незаконными уведомления Администрации муниципального образования Северский район (районная администрация) от 04.06.2021 о необходимости предоставлении Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. документов, подтверждающих факт утраты ими жилья; обязать административного ответчика принять административных истцов на учет для обеспечения жилым помещением (жилищный учет) в первоочередном порядке и без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, как реабилитированных в связи с политическим репрессиями.

Требования мотивированы тем, что 12.05.2021 через МФЦ г. Новороссийска административные истцы обратились в районную администрацию с заявлениями о постановке их на жилищный учет на основании статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 (Закон о реабилитации) с приложением необходимых документов. Уведомлениями муниципального органа от 30.06.2021 заявители проинформированы о необходимости предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт утраты ими жилых помещений в соответствующем населенном пункте связи с политическим репрессиями. Истребование у заявителей документов, подтверждающих факт утраты ими жилья, административные истцы считают незаконным, препятствующим в реализации ими прав, предусмотренных Законом о реабилитации. Ссылаясь на изложенное, Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. просили об удовлетворении требований.

Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 31.08.2021 в административном иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.02.2022 решение районного суда частично отменено с принятием в отмененной части нового решения.

Судебная коллегия признала незаконными уведомления Администрации муниципального образования Северский район от 04.06.2021 в части требования к административным истцам о предоставлении документов, подтверждающих факт утраты ими жилья.

В обязании муниципального органа поставить Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. на жилищный учет отказано.

В кассационной жалобе районная администрация просит об отмене апелляционного определения в части признания незаконными оспариваемых действий. Заявитель считает, что предъявленное к административным истцам требование соответствует положениям действующего федерального и регионального законодательства, не является решением, принятым против законных прав и интересов административных истцов, связи с чем оснований для признания такового незаконным у суда апелляционной инстанции не имелось.

В кассационной жалобе Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. ссылаются на незаконность апелляционного определения в части отказа обязать муниципальной орган поставить заявителей на жилищный учет и таким образом восстановить их нарушенное право как реабилитированных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, кассационный суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 328 КАС РФ, для отмены апелляционного определения в его обжалуемых частях. В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Применительно к положениям статей 226, 227 КАС РФ юридически значимыми для разрешения дела обстоятельствами являются соответствие (несоответствие) закону оспариваемых действий (бездействия) должностного лица (публичного органа), факт нарушения таковыми законных прав и интересов лица, обратившегося в суд; в случае обоснованности административного иска также возможность восстановления нарушенного права административного истца способом, соответствующим виду судопроизводства, в котором разрешен спор.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком обоснованно указано на невозможность разрешения по существу заявлений Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. в связи с непредоставлением последними установленного законом перечня документов, необходимых для решения вопроса о принятии их на жилищный учет в первоочередном порядке как репрессированных и без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Суд апелляционной инстанции с приведенным выводом не согласился, сославшись на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 10.12.2019 № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой» (Постановление КС РФ от 10.12.2019 № 39-П), мотивировав необходимость применения выводов Конституционного Суда РФ в рассматриваемом деле.

Поскольку в кассационной жалобе районной администрации доводов об ошибочности применения Постановления КС РФ от 10.12.2019 № 39-П в ходе апелляционного пересмотра дела не приведено, кассационный суд по результатам изучения материалов дела, соглашаясь с правильностью выводов апелляционного суда об ошибочном разрешении судом первой инстанции спора без учета данного постановления, полагая их достаточно мотивированными, не считает необходимым подробно анализировать апелляционное определение в части применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 39-П.

В то же время кассационный суд отмечает следующее.

Порядок реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25.10.1917 (07.11.1917), восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба регламентирован Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации (статья 12 Закона о реабилитации).

Статьей 13 Закона о реабилитации признано право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

На территории Краснодарского края отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом о реабилитации регулируются Законом Краснодарского края от 28.07.2006 N 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

В силу пункта 3 части 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1077-КЗ к гражданам отдельных категорий совместной подведомственности, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» относятся: реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали до применения к ним репрессий (далее - реабилитированные лица), и члены их семей; члены семей и другие родственники реабилитированных лиц, проживавшие совместно с ними до применения к ним репрессий, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий (далее - родственники реабилитированных лиц); дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшие для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий (далее - дети реабилитированных лиц).

Из содержания части 1 статьи 4 Закона Краснодарского края № 1077-КЗ следует, что учет граждан из числа детей реабилитированных лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами исполнительной власти Краснодарского края, отдельными государственными полномочиями по такому учету могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1077-КЗ условиями предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий совместной подведомственности и краевой подведомственности и указанным в статье 2 настоящего Закона членам их семей, имеющим в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами или настоящим Законом право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем вместе с ними, является нахождение указанных граждан на учете, прохождение ими очередной перерегистрации в соответствии с правовым актом местной администрации о проведении перерегистрации состоящих на учете граждан, а также иные условия, устанавливаемые соответственно федеральными нормативными правовыми актами или настоящим Законом.

Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Порядок), включая граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Краснодарского края, – по основаниям, указанным в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» (пункт 3 статьи 5 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).

Пунктом 2.6. Приказа Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 15.12.2017 N 387 (ред. от 10.02.2022) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края государственной услуги в сфере переданного полномочия Краснодарского края по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий» утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

В указанном пункте Приказа Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 15.12.2017 N 387 отсутствует требование о предоставлении реабилитированными лицами при постановке их на жилищный учет документов, подтверждающих факт утраты такими лицами в связи с политическими репрессиями жилого помещения в соответствующем населенном пункте.

В то же время пункт 2.8.1. упомянутого Приказа содержит запрет на истребование уполномоченным органом от заявителя документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Материалами дела подтверждается, что административные истцы Панаитиди В.И., Панаетиди А.И., Панаетиди О.И. в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированы как находившиеся на спецпоселении вместе с родителями, репрессированными по политическим мотивам. 12.05.2021 в Администрацию муниципального образования Северский район поступило заявление административных истцов по вопросу их принятия на жилищный учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и относящихся к категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями.

19.10.2021 заявителям направлено уведомление, в котором указано на необходимость представить недостающие учетные документы: свидетельства о рождении заявителей, документы, подтверждающие факт утраты родителями заявителей – Панайотиди (Панаетиди) И.С. и Тилькериди (Панаитиди) С.С. жилых помещений до применения к ним репрессий.

Заявители также информированы о невозможности принять решение по их заявлениям в отсутствие указанных документов.

В ходе судебного разбирательства районная администрация обосновывала оспариваемые действия положениями пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета Героев Краснодарского края, Героев труда Краснодарского края, реабилитированных лиц и членов их семей, родственников и детей реабилитированных лиц, утвержденных Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2011 N 1436, согласно которому к заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность наряду с иным прилагаются документы, подтверждающие факт утраты реабилитированным лицом в связи с политическими репрессиями жилого помещения в соответствующем населенном пункте.

Между тем, административные истцы обращались в уполномоченный орган с заявлениями о постановке на жилищный учет, а не о предоставлении денежной компенсации. В этой связи положения 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2011 N 1436, к возникшим правоотношениям не применимы, что не учтено районным судом при разрешении спора.

Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказана законность оспариваемых уведомлений, в то время как административными истцами доказан факт нарушения их прав и охраняемых законом интересов обжалуемыми действиями уполномоченного органа. В этой связи кассационная жалоба районной администрации, сводящаяся к несогласию с выводами апелляционного суда, подлежит оставлению без удовлетворения. Не подлежит удовлетворению и кассационная жалоба административных истцов в части непринятия мер для восстановления нарушенного права заявителей путем постановки их на жилищный учет и внесения в соответствующий регистрационный реестр, поскольку на осуществление таких распорядительных действий в рассматриваемом деле уполномочен только административный ответчик. Суды не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение конституционного принципа разделения властей. В разрешенном деле с учетом предмета административного иска признание незаконными действий районной администрации по истребованию документов, подтверждающих факт утраты жилья репрессированными лицами, не препятствует дальнейшей реализации заявителями права на постановку на жилищный учет.

При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.02.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края, Панаитиди В.И., Панаетиди А.И, Панаетиди О.И. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено 08.08.2022.