ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-206/2023 от 19.07.2023 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-7195/2023

№ 2а-206/2023

г. Пятигорск 19 июля 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Нафикова И.А.,

судей Белоусовой Ю.К.,

Фахретдиновой Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Пятигорска Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 мая 2023 г.

по административному делу по административному иску Аваняна А.А. к Администрации города Пятигорска Ставропольского края о признании незаконными постановления от 9 августа 2022 г. № 3065.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., выслушав представителя Администрации города Пятигорска Ставропольского края Бахшиян Э.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Аваняна А.А. Абрамяна Р.В., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аванян А.А. обратился в суд с административным иском к Администрации города Пятигорска Ставропольского края о признании незаконными постановления от 9 августа 2022 г. № 3065.

В обоснование требований указано, что Аванян А.А. и члены его семьи (супруга Аванян З.Н., 1992 года рождения, дочь Аванян А.А., 2019 года рождения) были признан нуждающимися в жилых помещениях, включены в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В связи с рождением дочери Аванян Е.А., 2020 года рождения, по состоянию на август 2022 г. Аванян А.А. вместе с семьей из четырех человек находился в списке под номером 141, но был исключен на основании оспариваемого постановления Администрации города Пятигорска от 9 августа 2022 г. № 3065 ввиду того, что им ранее реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Копия данного постановления административному истцу вручена 2 ноября 2022 г., что послужило к обращению в суд с требованиями о признании его незаконным как нарушающим права молодой семьи на получение социальной выплаты.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 января 2023 г. в удовлетворении требований Аваняна А.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 мая 2023 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым требования Аваняна А.А. удовлетворены, постановление Администрации города Пятигорска от 9 августа 2022 г. № 3065 признано незаконным.

В кассационной жалобе Администрации города Пятигорска Ставропольского края, поданной 8 июня 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16 июня 2023 г. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 мая 2023 г., как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.

Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.

Как установлено судами, постановлением Администрации города Пятигорска Ставропольского края от 30 апреля 2020 г. №1549 Аванян А.А. и члены его семьи из трех человек (супруга Аванян З.Н., дочь Аванян А.А., 2019 года рождения), зарегистрированные по адресу: ул.Петра 1, дом 25, г.Пятигорска, Ставропольского края, признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27 мая 2020 г. № 1667 Аванян А.А. и его семья признаны участниками мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с включением в список участников мероприятия ведомственной целевой программы.

Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 6 мая 2021 г. № 1431 в пункт 1 постановления Администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27 мая 2020 г. № 1667 внесены изменения в связи с рождением у Аванян А.А. дочери, которая также была включена в список, в результате чего по состоянию на август 2022 г. порядковый номер семьи Аванян А.А. был определен за №141.

Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 9 августа 2022 г. № 3065 семья Аванян А.А. исключена из списка участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг в связи с ранее реализованным правом улучшения жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, с признанием утратившими силу постановления администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27 мая 2020 г. №1667, от 6 мая 2021 г. №1431, на том основании, что отцом Аваняна А.А. – Аваняном А.В., состоявшем на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ УК УФСИН России по Ставропольскому краю с 31 января 2001 г., получен жилищный сертификат, что является одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения нуждающихся лиц жильем, установленной для сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «г» пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, исходил из того, что Аванян А.А. ране в составе семьи своего отца Аваняна А.В. получал социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения Аваняном А.В., состоящим на учете в ФБУ УК УФСИН России по Ставропольскому краю, которым был получен и реализован государственный жилищный сертификат.

С такими выводами суда первой инстанции и их мотивами не согласился суда апелляционной инстанции, признав его основанным на направительном толковании норм действующего законодательства, исследовав представленные по запросу доказательства, пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления от 9 августа 2022 г. № 3065, поскольку семья административного истца соответствовала требованиям для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, имела статус молодой семьи, нуждалась в жилье. При этом к реализации своего права на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, связанным со службой в органах ФСИН, со стороны отца Аваняна А.А. Аваняна А.В., который не являлся членом молодой семьи Аванян А.А., административный истец и его семья не имели отношения.

Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, полагает их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной», одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Пунктом 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, определено, что молодая семья - это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в котором возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).

Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011 - 2015, 2015 - 2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 6 названных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Таким образом, при определении уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения, учитывается суммарный размер общей площади пригодных для проживания жилых помещений, в которых проживает молодая семья, состоящая из молодых супругов и их несовершеннолетних детей, а также иных жилых помещений, которыми владеют только члены молодой семьи.

Положениями пункта 22 названных Правил установлено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 марта 2017 г. № 647-О взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт «г») Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.

Тем самым, по смыслу приведенных положений закона, препятствием к получению молодой семьей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, является получение такой молодой семьей за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Как верно указано судом апелляционной инстанции и не опровергалось административным ответчиком непосредственно молодой семье административного истца Аванян А.А., состоящей из четырех человек, социальная выплата не предоставлялась. Право на улучшение жилищных условий использовано отцом Аваняна А.А., состоящем на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ УК УФСИН России по Ставропольскому краю с 31 января 2001 г., и не являющимся членом молодой семьи. Выдача Аваняну А.В. жилищного сертификата является одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, установленной для сотрудников уголовно-исправительной системы Российской Федерации. При этом получение Аваняном А.В. как сотрудником уголовно-исправительной системы государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырех человек, включая административного истца Аваняна А.А., не может рассматриваться в качестве формы государственной поддержки граждан по улучшению жилищных условий, которая ограничивает право молодой семьи участвовать в иной программе, и не является основанием для отказа в предоставлении молодой семье Аваняна А.А. государственной поддержки в рамках иных программ.

Приходя к выводу о необоснованности решений административного ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворить требования административного истца.

Доводы жалобы о нарушении требований пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку судом апелляционной инстанции проверены обстоятельства получения государственного жилищного сертификата Аваняном А.В. (от 31 августа 2007 г. ) с учетом в качестве члена семьи Аваняна А.А., а также последующее создание им своей семьи и заключение брака с Аракелян (Аванян) З.Н. 18 ноября 2017 г. с рождением детей в 2019 г. и 2020 г., которые первоначально правомерно учтены административным ответчиком в качестве отдельной молодой семьи.

Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами, достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Пятигорска Ставропольского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий И.А. Нафиков

Судьи Ю.К. Белоусова

Р.Ф. Фахретдинова

Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ