ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2275/20 от 28.10.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-2275/2020

№88а-28800/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 28 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Капункина Ю.Б.,

судей Мальмановой Э.К. и Усенко Н.В.,

Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Артемьевой Л.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Артемьевой Л.А. к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, Врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Захарову А.В., заместителю начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Антонову Н.В., исполняющему обязанности начальника Службы Государственного строительного надзора Республики Крым Ищенко К.В. о признании решений незаконными.

Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., пояснения представителя Артемьевой Л.А. - Маликова Э.Р., представителя Хадыкиной Е.В. – Бутынцеву А.Н., судебная коллегия

установила:

Артемьева Л.А. обратилась в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, исполняющему обязанности Службы государственного строительного надзора Республики Крым Ищенко К.В., заместителю начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Антонову Н.В., в котором просила признать незаконными и отменить: приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 24 декабря 2018 года №95-О «О признании утратившим силу приказа №86-«ОД» от 29 октября 2018 года», декларацию от ДД.ММ.ГГГГ о готовности объекта к эксплуатации «Строительство жилого дома блок 1 и блок 2, <адрес>»; признать незаконным уведомление о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, прекратившим свое действие 01 января 2017 года; признать незаконным строительный паспорт от 11 апреля 2012 года, прекратившим свое действие 1 января 2017 года; возложить обязанность на Службу государственного строительного надзора Республики Крым внести в Единый государственный реестр зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ: запись о прекращении действий на территории Республики Крым декларации от ДД.ММ.ГГГГ о готовности объекта к эксплуатации «Строительство жилого дома блок 1 и блок 2, <адрес>»; запись о прекращении действий на территории Республики Крым уведомления о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ; сообщить в Администрацию города Ялты Республики Крым, МУП «БТИ» город Ялты, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным, отменённым, прекратившим свое действие 01 января 2017 года строительный паспорт от 11 апреля 2012 года.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечен начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым Прихожанов Ю.В., в качестве заинтересованных лиц – Администрация города Ялта Республика Крым, Ходыкина Е.В.

В порядке процессуального правопреемства административный ответчик начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым Прихожанов Ю.В. заменен на его правопреемника Врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Захарова А.В.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года отказано в удовлетворении административного иска Артемьевой Л.А.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 февраля 2021 года решение от 30 октября 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 16 сентября 2021 года, административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Определением судьи от 22 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся участвующих в деле лиц, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 декабря 2011 года Ходыкина Е.В. на основании договора купли-продажи земельного участка купила у Плахотного М.А. земельный участок площадью 800 кв.м., кадастровый , целевое назначение - «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений», расположенный по адресу: <адрес>.

11 апреля 2012 года главным архитектором Главного управления градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым заказчику Ходыкиной Е.В. выдан строительный паспорт по объекту «Индивидуальный жилой дом блок и блок по адресу <адрес> в районе ».

8 мая 2012 года Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике ФИО22 зарегистрировано уведомление Ходыкиной Е.В. о начале строительных работ по рабочему проекту «Индивидуальный жилой дом блок и блок по адресу: <адрес>».

7 ноября 2012 года инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля Автономной Республики Крым зарегистрировано декларация о готовности к эксплуатации объекта «Строительство индивидуального жилого дома литера А и гаража литера Б по адресу: <адрес>».

21 января 2013 года зарегистрировано право собственности Ходыкиной Е.В. на жилой дом литер А и гараж литер Б, расположенные по адресу: <адрес>.

В дальнейшем, вышеуказанный земельный участок Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поставлен на кадастровый учет со статусом «ранее учтенный» за номером .

При этом, в выписке из ЕГРН относительно указанного земельного участка указано, что в пределах данного земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: , , согласно выпискам из ЕГРН на которые усматривается, что объект недвижимости с кадастровым номером - жилой дом, объект недвижимости с кадастровым номером - нежилое здание (гараж).

7 марта 2017 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым под зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации по объекту «Строительство индивидуального жилого дома блок 1 и блок 2, <адрес> заказчика Ходыкиной Е.В.

22 июня 2018 года зарегистрировано право собственности Ходыкиной Е.В. на вышеуказанные жилой дом и гараж в Едином государственном реестре недвижимости.

Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года №86-«ОД» отменена зарегистрированная 7 марта 2017 года декларация о готовности объекта к эксплуатации в связи с недостоверностью сведений относительно строительного паспорта, о генеральном проектировщике, о лице, осуществлявшем авторский надзор и главном архитекторе проекта.

24 декабря 2018 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым издан приказ №95-«ОД» «О признании утратившим силу приказа №86-«ОД» от 29 октября 2018 года», в соответствии с которым, после проведения ряда проверочных мероприятий установлено, что содержащиеся в отменённой ранее декларации, зарегистрированной 7 марта 2017 года, сведения являются достоверными.

Артемьевой Л.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 76,2 кв.м., кадастровый номер , и сарай лит. «Д», площадью 12,7 кв.м., кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 4 октября 2007 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 28 августа 2009 года.

При этом, данный объект недвижимости расположен на смежном с Ходыкиной Е.В. земельном участке с кадастровым номером .

Установив изложенное, разрешая спор, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ, собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в редакции Федерального конституционного закона от 21.07.2014 №12-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

После чего, принят Закон Республики Крым от 16.01.2015 №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым», который и регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.

Согласно части 2 статьи 19 данного Закона Республики Крым, особенности применения строительных норм и правил, действовавших на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, определяются соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Крым.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, частью 2 статьи 19 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года №67-ЗРК/2015, в целях обеспечения завершения строительства начатых строительством объектов до 21 марта 2014 года, ввода таких объектов капитального строительства в эксплуатацию и их обслуживания, Государственным Советом Республики Крым было принято Постановление от 16.09.2015 №746-1/15 «О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым».

В силу пункта 1 данного Постановления в первоначальной редакции, документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и обеспечении их инженерными коммуникациями и объектами инженерно-транспортной инфраструктуры (исходные данные, технические условия, проектная документация, экспертные заключения, документы, удостоверяющие право застройщика или технического заказчика на выполнение строительных работ), предусмотренные нормативными правовыми актами, действовавшими на территории Республики Крым и оформленными до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», применяются на территории Республики Крым до 1 января 2017 года наравне с документами, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В дальнейшем, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года №1145-1/16, опубликованным 28 июня 2016 года, в вышеуказанное постановление от 16 сентября 2015 года №746-1/15 внесены изменения с изложением пункта 1 в новой редакции, а именно: документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и обеспечении их инженерными коммуникациями и объектами инженерно-транспортной инфраструктуры (исходные данные, технические условия, проектная документация, экспертные заключения, документы, удостоверяющие право застройщика или технического заказчика на выполнение строительных работ), предусмотренные нормативными правовыми актами, действовавшими на территории Республики Крым и оформленными до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», применяются на территории Республики Крым до окончания срока, установленного частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», наравне с документами, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации.

При этом, согласно статьи 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 2016 года №5-ФКЗ «О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ внесены изменения в виде замены слов «До 1 января 2017 года» словами «До 1 января 2019 года».

Ссылаясь на изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований Артемьевой Л.А. о признании прекратившими свое действие с 1 января 2017 года оспариваемых уведомления о начале выполнения строительных работ от 8 мая 2012 года, строительного паспорта от 11 апреля 2012 года, поскольку ссылки административного истца в обоснование данных исковых требований на положения Постановления Государственного совета Республики Крым от 16 сентября 2015 №746-1/15 «О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Относительно оспаривания административным истцом приказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 24 декабря 2018 года №95-О «О признании утратившим силу приказа №86-«ОД» от 29 октября 2018 года», декларации от 7 марта 2017 года №РК14217012407 о готовности объекта к эксплуатации, суд апелляционной инстанции указал следующее.

Так, согласно статье 21 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - Закон №67-ЗРК/2015), разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности (выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, их регистрация) на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Указом Главы Республики Крым от 06 августа 2020 года №256-У образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 1). Служба государственного строительного надзора Республики Крым упразднена (ликвидирована) с 10 сентября 2020 года (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Указа, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым переданы:

а) функции и полномочия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, предусмотренные Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №169;

б) функции и полномочия по реализации жилищной политики в Республике Крым, предусмотренные Положением о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №156.

Пунктом 4 Указа установлено, что Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым является правопреемником прав и обязанностей упраздняемой Службы государственного строительного надзора Республики Крым, включая обязательства, возникшие из заключенных соглашений и договоров, вопросы гарантий и компенсаций государственным гражданским служащим и иным работникам этого органа в соответствии с действующим законодательством, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений.

На момент оспариваемых приказа и декларации в силу пункта 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №169, Служба государственного строительного надзора Республики Крым являлась исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.

Пунктом 4.38 данного Положения Службе государственного строительного надзора Республики Крым было предоставлено право аннулировать (отменять) ранее выданные (зарегистрированные) документы разрешительного характера.

Пунктом 4.39 данного Положения, в случае выявления недостоверных сведений в документах, несоответствия документов требованиям законодательства, действовавшего на дату их регистрации или выдачи, подачи заказчиком заявления о прекращении действия либо об аннулировании разрешения на выполнение строительных работ либо сертификата о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, получения сведений о прекращении заказчиком юридического лица или субъекта предпринимательской деятельности, смерти физического лица - заказчика или признания его судом безвестно отсутствующим, препятствования заказчиком или лицами, ответственными за производство строительных работ, проведению на объекте проверки должностными лицами Службы, проводимой в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, с соблюдением норм соответствующего регламента, утверждаемого Службой, Служба вправе:

- прекращать действие на территории Республики Крым уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, деклараций о готовности объектов к эксплуатации, разрешений на выполнение строительных работ, сертификатов готовности объектов к эксплуатации, регистрация и выдача которых осуществлена Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и ее территориальным органом - Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым;

- аннулировать разрешения на выполнение строительных работ и сертификаты готовности объектов к эксплуатации, выданные Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым или Службой государственного строительного надзора Республики Крым.

Пунктом 5.3 Положения было предусмотрено, что начальник Службы, в том числе: осуществляет установленные законодательством, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Республики Крым полномочия руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Крым; несет ответственность в установленном порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, возложенных на Службу; осуществляет общее руководство деятельностью Службы; утверждает положения о структурных подразделениях и должностные регламенты работников Службы; действует от имени Службы и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями и гражданами; вправе предоставить право подписи документов от имени Службы своим заместителям в соответствии с распределением обязанностей на основании локального правового акта Службы; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Службы - приказы ненормативного характера.

Процедура принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Республики Крым по состоянию на момент подачи и регистрации оспариваемой декларации, приказа была определена Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 №2039-6/14 (далее - Порядок №2039-6/14).

Из пунктов 2, 11 Порядка №2039-6/14 следует, что декларация о готовности объекта к эксплуатации является разрешением на ввод в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта; зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Согласно пункту 16 Порядка №2039-6/14, заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.

В соответствии с пунктом 24 Порядка №2039-6/14, в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации.

Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.

Как ранее указывалось, приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года №86-«ОД» отменена зарегистрированная 7 марта 2017 года №РК 14217012407 декларация о готовности объекта к эксплуатации в связи с недостоверностью сведений относительно строительного паспорта, о генеральном проектировщике, о лице, осуществлявшем авторский надзор и главном архитекторе проекта.

Так, в пункте 7 Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 7 марта 2017 года №РК 14217012407 в качестве генерального проектировщика указан Ялтинский филиал Государственного предприятия «Головной территориальной научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект»; в пункте 8 Декларации - что авторский надзор осуществляется главным конструктором проекта Головиным А.И. на основании приказа государственного предприятия институт «КрымНИИпроект» от 30 апреля 2012 года №29/1; в пункте 9 Декларации - что помимо проектной документации, строительство велось на основании строительного паспорта от 11 апреля 2012 года.

На основании обращений Ходыкиной Е.В. от 13 и 22 ноября 2018 года, поступивших в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с сопроводительным письмом Прокуратуры города Ялта от 27 ноября 2018 года №1р-2018 по вопросу отмены регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 7 марта 2017 года №РК 14217012407, Службой для проверки изложенных в обращениях доводов проведена повторная проверка, в результате которой Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым в ответе от 18 декабря 2018 года №01.1-12/9453 предоставил копию строительного паспорта на имя Ходыкиной Е.В. по строительству индивидуального жилого дома блок I и блок II по адресу: <адрес>, а Ялтинский инженерно- технический центр по созданию объектов градостроительства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в ответе от 14 декабря 2018 года предоставил информацию от 31 января 2017 года №5-10/16, объяснительные записки главного конструктора КПМ-1 Веселова С.В., начальника КПМ-1 Головина А.И., директора Ялтинского филиала института «КрымНИИпроект» Попова В.В., что Пой мастерской Ялтинского филиала института «КрымНИИпроект» разрабатывался проект «Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>», заказчиком которого является Ходыкина Е.В., а также проводился авторский надзор по данному объекту.

Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, Службой государственного строительного надзора Республики Крым было установлено, что содержащиеся в оспариваемой декларации сведения являются достоверными, а поэтому ранее принятый приказ от 29 октября 2018 года №86-«ОД» признан утратившим силу, запись об отмене регистрации декларации аннулирована.

При этом судебной коллегией апелляционного суда отмечено, что в материалы административного дела административным ответчиком представлены вышеперечисленные документы, на которые имеется ссылка в обоснование оспариваемого приказа, содержание которых в полной мере соответствует изложенному в оспариваемом приказе.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным и отмене приказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 24 декабря 2018 года №95-«ОД», при этом указал, что административным ответчиком представлены надлежащие и достоверные доказательства его обоснованности, и что приказ принят, как установлено судом, в пределах предоставленных Службе государственного строительного надзора Республики Крым полномочий, в предусмотренном законом порядке.

Кроме того, оспариваемая Декларация о готовности объекта к эксплуатации от 7 марта 2017 года №РК 14217012407 по форме и содержанию соответствует Приложению №1 Порядка №2039-6/14, ее достоверность, как уже указано выше, являлась предметом проверки Службы государственного строительного надзора Республики Крым в рамках приведенных обращений Ходыкиной Е.В., в связи с чем, суд апелляционной инстанции указал на законность и обоснованность вывода суд первой инстанции об отсутствии правовых снований для признания указанной Декларации незаконной.

Относительно исковых требований об оспаривании уведомления о начале выполнения строительных работ от 8 мая 2012 года и строительного паспорта, судебной коллегией суда апелляционной инстанции отмечено следующее.

В соответствии со статьей 27 Закона Украины от 17 февраля 2011 №3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» в редакции на момент выдачи оспариваемого строительного паспорта и действовавшего на территории Республики Крым на тот момент, застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков может осуществляться на основании строительного паспорта застройки земельного участка. Строительный паспорт устанавливает комплекс градостроительных и архитектурных требований к размещению и строительству индивидуального (усадебного) жилого дома, садового, дачного дома не выше двух этажей (без учёта мансардного этажа) с площадью до 300 квадратных метров, хозяйственных строений и сооружений, гаражей, элементов благоустройства и озеленения земельного участка. Строительный паспорт состоит из текстовых и графических материалов. При наличии плана зонирования территории разработка строительного паспорта осуществляется на его основании (часть 1 указанной статьи).

Предоставление строительного паспорта осуществляется специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры на бесплатной основе в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления и пакета документов, перечень которых устанавливается центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры (часть 3 вышеуказанной статьи).

Порядок выдачи и форма строительного паспорта устанавливаются центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры (часть 4 данной статьи).

Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 5 июля 2011 года №103 утвержден Порядок выдачи строительного паспорта застройки земельного участка.

Оспариваемый строительный паспорт, как установлено, в полной мере по форме и содержанию соответствует приложениям 1, 2, 3 к вышеуказанному Порядку: требования к застройке земельного участка (приложение 1), строительный паспорт (приложение 2) и схема застройки земельного участка (приложение 3) по состоянию на момент его выдачи - 11 апреля 2012 года. Кроме того, оспариваемый строительный паспорт выдан очевидно уполномоченным лицом: Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета.

При этом, как уже указывалось, целевое назначение земельного участка, приобретённого Ходыкиной Е.В.: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений», в оспариваемом строительном паспорте указано на предельно-допустимую высоту строения – два этажа. Площадь индивидуального жилого дома в оспариваемом уведомлении указана 286 кв.м.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 34 указанного Закона в соответствующей редакции на 8 мая 2012 года, заказчик имеет право выполнять строительные работы после направления заказчиком уведомления о начале выполнения строительных работ Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины или ее территориальному органу по месту нахождения объекта строительства – в отношении объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, которые не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на выполнение строительных работ согласно перечню объектов строительства, утвержденному Кабинетом Министров Украины. Форма и порядок уведомления о начале выполнения строительных работ и порядок его подачи устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 г. №466 «О некоторых вопросах выполнения подготовительных и строительных работ» был утвержден перечень объектов, строительство которых осуществляется на после подачи уведомления о начале выполнения строительных работ, в котором указано: индивидуальный (усадебный) жилой дом, садовый, дачный дом не выше двух этажей (без учёта мансардного этажа) площадью до 300 кв. метров, а также хозяйственные строения и сооружения, гаражи, расположенные на приусадебных, дачных и садовых земельных участках.

Указанным Постановлением также был утвержден Порядок выполнения строительных работ, в соответствии с пунктом 2 которого устанавливалась форма подачи заказчиком уведомления о начале выполнения строительных работ - приложение №1.

Оспариваемое уведомление по форме и содержанию также соответствует требованиям приведенного нормативного правового акта.

Как усматривается из содержания оспариваемого уведомления, Ходыкина Е.В. уведомляла о начале выполнения строительных работ индивидуального жилого дома общей площадью 286 кв.м., категория сложности II. Как уже указывалось, целевое назначение земельного участка Ходыкиной Е.В., как установлено: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений».

Также материалами административного дела установлено, что вышеуказанный объект строительством окончен, введен в эксплуатацию 07 марта 2017 года в соответствии с действовавшим на момент регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 7 марта 2017 года №РК 14217012407 Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года №2039-6/14.

Опровергая ссылку административного истца о том, что оспариваемый строительный паспорт не выдавался, суда апелляционной инстанции указал, что копия указанного строительного паспорта представлена Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты в 2018 году в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.

Предоставленный административным истцом в качестве доказательства ответ Администрации города Ялты от 15 января 2021 года №А-2/12329/2 на обращение Артемьевой Л.А. об отсутствии в архиве Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты сведений о выдаче оспариваемого строительного паспорта не является надлежащим и достоверным доказательством, опровергающим факт наличия указанного строительного паспорта.

Так, строительный паспорт составлялся в двух экземплярах, один из которых подлежал хранению в специально уполномоченном органе, его выдавшем. Следовательно, направленная Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты в Службу государственного строительного надзора Республики Крым копия строительного паспорта очевидно указывает на выдачу такого паспорта и хранение его экземпляра в соответствующем органе по состоянию на 18 декабря 2018 года.

Кроме того, как уже указывалось ранее, при принятии приказа Службой государственного строительного надзора Республики Крым от 24 декабря 2018 года №95-«ОД» проверялись сведения относительно наличия строительного паспорта, о генеральном проектировщике, о лице, осуществлявшем авторский надзор и главном архитекторе проекта, то есть фактически и сведения, указанные заказчиком и в оспариваемом уведомлении о начале строительных работ в этой части.

В связи с чем, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконными оспариваемых уведомления и строительного паспорта.

Также судом апелляционной инстанции отмечено, что как усматривается из материалов административного дела, в производстве Ялтинского городского суда Республики Крым находилось гражданское дело №2-430/2019 по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Ходыкиной Е.В. о сносе строений, указанных административным истцом Артемьевой Л.А. в качестве самовольных.

Вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года в удовлетворении иска Администрации города Ялта Республики Крым к Ходыкиной Е.В., третье лицо Артемьева Л.А., о сносе строений – отказано.

При этом в ходе рассмотрения гражданского дела судом назначалась судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам проведения которой согласно заключению Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от 28 февраля 2019 года № 1718/1-2, спорные строения соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам, с технической точки зрения не несут (не создают) угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе Артемьевой Л.А. - собственнику жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <адрес>. Исследуемый жилой дом лит. А и гараж лит. Б соответствуют представленной проектной документации в части этажности, высоты зданий, объемно-планировочных решений. Благоустройство территории соответствует проектным решениям. Расположение жилого дома лит. А соответствует противопожарным нормам и правилам, виду разрешенного использования земельного участка, градостроительным нормам и правилам, а именно п. 5.3.2 СП 30-102-99 в части расположения относительно красных линий улиц. Минимальное расстояние жилого дома лит. А до каменного ограждения со смежными участками составляет 3 метра, что соответствует требованиям СП 30-102-99.

С учетом изложенного, суда апелляционной инстанции не согласился с доводами административного истца о том, что самовольные строения Ходыкиной Е.В. непосредственно несут угрозу жизни и здоровью Артемьевой Л.А.

По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.

Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 ноября 2021 года.

Председательствующий Капункин Ю.Б.

Судьи Мальманова Э.К.

Усенко Н.В.

Постановление23.11.2021