ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №2а-2279/2019
8а-23334/2020
г. Краснодар 27 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В.,
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по доверенности ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» к администрации г. Симферополя, главе администрации г. Симферополя ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Симферополя от 25.07.2019 № 4003 «Об освобождении ФИО3 от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО4 и помещении его под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение»,
заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В.,
установила:
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 25 июля 2019 г. №4003 «Об освобождении ФИО3 ФИО11 от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО4 и помещении его под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение» (далее - Постановление №4003).
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что согласно указанному постановлению несовершеннолетний ФИО4, помещен под надзор ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью. Административный истец считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку Университет не относится к категории организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющих функции по опеке и попечительству, так как на университет не возложены полномочия по содержанию, воспитанию и образованию детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Постановление №481) установлены критерии и виды деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми университет не обладает.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 9 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 июня 2020 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 9 декабря 2019 года отменено. Принято новое решением, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20.08.2020, представитель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по доверенности ФИО1, судебная коллегия приходит следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с тем, что мать ребенка ФИО5 умерла, сведения об отце в актовую запись о рождении ребенка записаны по заявлению матери в соответствии с частью 1 статьи 135 Семейного кодекса Украины, решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от 2 декабря 2012 г. № 2802 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлен статус ребенка-сироты. До принятия решения о дальнейшем устройстве ребенка разрешено проживание с ФИО3
Согласно выписке из приказа ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 17 августа 2018 г. ФИО4 зачислен с 1 сентября 2018 г. на 1 курс очной формы обучения за счет бюджетных ассигнований Таврического колледжа (структурное подразделение ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского») по специальности 54.02.01. «Дизайн».
30 мая 2019 года в Департамент по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО4 было подано заявление, в котором он указывал на несогласие быть под попечительством бабушки.
2 июля 2019 года ФИО3 обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об освобождении ее от обязанностей опекуна (попечителя), в связи со сложившимися противоречиями между интересами.
Постановлением № 4003 ФИО3 была освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО4
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления принято решение поместить несовершеннолетнего под надзор в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.
Согласно части 1.1. статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. №45- ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Крым (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее с.- полномочия) в соответствии со статьёй 4 Закона Республики Крым от 1 сентября 2014 г. №62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым».
Пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Положениями пункта 1 статьи 155.1, пункта 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Пунктом 3 Положения о деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №481, предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети
Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ.
Исходя из указанного, детей, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей должны временно помещаться в специальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Вывод судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым о том, что постановление № 4003 административным органом принято в пределах его полномочий, в рамках предоставленных ему законом компетенции не соответствует приведённым выше нормам закона.
Согласно письму Минобрнауки России от 15.08.2016 № 07-3446 «О направлении информации», которое издано с целью разъяснения и урегулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации законодательства об опеке и попечительства над несовершеннолетними лицами, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.
Вывод суда первой инстанции согласуется с вышеуказанным письмом Минобрнауки России и не противоречит приведенным нормам действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой - инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по доверенности ФИО1 удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 июня 2020 года отменить, решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 9 декабря 2019 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова