ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2498/2022 от 15.01.2024 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-2498/2022

88а-2063/2024

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 15 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Софронова В.А.,

судей Александровой К.А., Шароновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Умелые руки» на решение Новомосковского районного суда Тульской области от 26 декабря 2022 года и апелляционные определения судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 1 августа 2023 года и от 10 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Краморенко А. М. к администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области о признании незаконными постановлений, разрешения на осуществление земляных работ.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Краморенко А.М. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области (далее также - Администрация) о признании незаконными постановлений от 19 сентября 2022 года № 2772 «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута обществу с ограниченной ответственностью «Умелые руки» (далее также - ООО «Умелые руки») и от 8 ноября 2022 года № 3368 «О внесении изменений в постановление Администрации от 19 сентября 2022 года № 2772 «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута ООО «Умелые руки», а также выданного Администрацией ООО «Умелые руки» разрешения от 8 сентября 2022 года № ОЗP-20220906-7450552549-3 на осуществление земляных работ.

Такие требования Краморенко А.М. обосновал тем, что является собственником земельных участков с кадастровым номером по адресу: <адрес> и с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации от 20 февраля 2020 года № 431 ему выдано разрешение на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута в границах, указанных в схеме, для устройства подъездной дороги к строящемуся жилому дому по адресу: <адрес> сроком на 10 лет.

В период с 4 по 18 сентября 2022 года сотрудниками ООО «Умелые руки» вдоль границ принадлежащих административному истцу земельных участков проводились земляные работы, в ходе которых сооружалась новая инженерная сеть, состоящая из дренажной трубы диаметром 250 мм и четырех бетонных колодцев.

Указанные работы в нарушение установленных законом требований были проведены без разрешения на строительство в отсутствие технической и проектной документации на вновь сооружаемую инженерную сеть.

В ходе проведения земляных работ было повреждено принадлежащее административному истцу имущество: находящиеся под землей гильза и электрический кабель ВВГНГ*4*10 напряжением 380 В, предназначенные для электроснабжения жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, оптоволоконный кабель сети Интернет, находящийся в поврежденной гильзе. Также разрушена и демонтирована бетонная стяжка, расположенная на земельном участке, используемом административным истцом на основании постановления Администрации от 20 февраля 2020 года № 431.

Полагает, что оспариваемое постановление Администрации от 19 сентября 2022 года № 2772 «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута ООО «Умелые руки» было незаконно выдано после завершения всех земляных работ и размещения нового линейного объекта в непосредственной близости от его земельных участков.

Решением Новомосковского районного суда Тульской области от 26 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 1 августа 2023 года и от 10 октября 2023 года, административные исковые требования Краморенко А.М. удовлетворены. Признаны незаконными постановления Администрации от 19 сентября 2022 года № 2772 «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута ООО «Умелые руки», разрешение на осуществление земляных работ от 8 сентября 2022 года № ОЗP-20220906-7450552549-3 и постановление Администрации от 8 ноября 2022 года № 3368 «О внесении изменений в постановление Администрации от 19 сентября 2022 года № 2772 «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута ООО «Умелые руки».

В кассационной жалобе, поданной 3 ноября 2023 года через Новомосковский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2023 года, заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

Суть доводов жалобы сводится к тому, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.

В жалобе, в частности, утверждается, что работы по ремонту ливневой канализации предполагалось проводить не на земельных участках, принадлежащих административному истцу, оспариваемые постановления и разрешение на земляные работы приняты уполномоченным органом местного самоуправления, доказательств нарушения прав административного истца не имеется.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Краморенко А.М. является собственником земельных участков: с кадастровым номером по адресу: <адрес> и с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации от 20 февраля 2020 года № 431 Краморенко А.М. выдано разрешение на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута для устройства подъездной автодороги к строящемуся жилому дому площадью 177 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, в границах, указанных в схеме, установлен срок использования земель - 10 лет.

8 сентября 2022 года Администрацией выдано разрешение № ОЗP-20220906-7450552549-3 на осуществление ООО «Умелые руки» земляных работ по адресу: Тульская <адрес>, наименование работ: ремонт инженерных сетей; вид и объем вскрываемого покрытия (вид/объем в куб.м или кв.м): грунт 50 кв.м; период производства работ: с 20 сентября по 31 октября 2022 года.

Постановлением Администрации от 19 сентября 2022 года № 2772 ООО «Умелые руки» выдано разрешение на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения линейного объекта - ливневой канализации (диаметром 250 мм) ориентировочной площадью 770 кв.м, местоположение: <адрес>, в границах, указанных в схеме, сроком на 24 месяца.

Земляные работы закончены ООО «Умелые руки» 1 ноября 2022 года, что подтверждается актом приема-передачи завершения земляных работ и восстановления элементов благоустройства.

Постановлением Администрации от 8 ноября 2022 года № 3368 в постановление от 19 сентября 2022 года № 2772 внесены изменения в части границ предполагаемых к использованию земель.

Судом также установлено, что земляные работы по адресу: <адрес> работниками ООО «Умелые руки» проводись 6 и 8 сентября 2022 года и в ходе их проведения повреждены находящиеся под землей ПНД труба, бетонная стяжка, гильза из ПНД трубы и электрический кабель ВВНГ4х10 напряжением 380 В, принадлежащие Краморенко А.М.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными оспариваемые постановления Администрации и разрешение на осуществление земляных работ, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 39.33, 39.34, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципального собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 1244 (далее также - Правила № 1244), пунктов 5, 12 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 3 апреля 2015 года № 157, пункта 21 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», утвержденного постановлением Администрации от 29 июня 2012 года № 1801 (далее также - Административный регламент), Правил благоустройства территории муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск Тульской области от 20 ноября 2012 года № 77-1 (далее также - Правила благоустройства территории), исходил из того, что разрешение на проведение земляных работ выдано ООО «Умелые руки» 8 сентября 2022 года, в то время как постановление о разрешении на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения линейного объекта - ливневой канализации принято Администрацией 19 сентября 2022 года, изменения в него в части границ предполагаемых к использованию земель внесены только 8 ноября 2022 года, то есть после окончания земляных работ. Из схем границ предполагаемых к использованию земель, являющихся приложением к постановлениям Администрации от 19 сентября 2022 года № 2772 и от 8 ноября 2022 года № 3368, усматривается, что они накладываются на земельный участок, который постановлением Администрации от 20 февраля 2020 года № 431 предоставлен Краморенко А.М. При этом о вынесении указанных постановлений Краморенко А.М. не уведомлялся.

Кроме того, суд указал, что разрешение на проведение земляных работ Администрацией выдано в отсутствие проекта производства земляных работ, схемы движения, в результате чего прокладка ливневой канализации осуществлена открытым способом с разрушением дорожного бетонного покрытия, установленного Краморенко А.М., траншея, прорытая по границам принадлежащего последнему земельного участка с кадастровым номером , в том числе в том месте, где организован вход на земельный участок, не огорожена, возможность въезда (доступа) на указанный земельный участок не обеспечена.

Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными и не установил нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права.

Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок их принятия, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 названного выше Кодекса).

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1).

Статья 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющая содержание правил благоустройства территорий муниципальных образований, утверждаемых представительным органом соответствующего муниципального образования, содержит предписание о праве органа местного самоуправления регулировать наряду с другими вопросами порядок проведения земляных работ (часть 1 пункта 12 части 2).

Порядок проведения земляных работ на территории муниципального образования город Новомосковск Тульской области урегулирован Правилами благоустройства территории.

Так, земляные работы по прокладке и ремонту подземных и наземных инженерных коммуникаций при установке некапитальных объектов и иных сооружений, в том числе отдельно стоящих рекламных конструкций, знаково –информационных систем, при проведении строительных, дорожных работ, работ по благоустройству и озеленению территорий, связанных с разрытием городской и сельской территорий муниципального образования, должны проводиться в соответствии со строительными нормами и правилами, настоящими Правилами и муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 5.9.1).

Пунктом 5.9.2 указанных Правил предусмотрено, что земляные работы осуществляются физическими и юридическими лицами на основании разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования, выдаваемого администрацией, по форме согласно приложению 11 к настоящим Правилам. Порядок оформления и выдачи разрешения устанавливается постановлением Администрации, определяющим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ».

При этом физическим и юридическим лицам запрещается, в том числе, осуществлять земляные работы без оформления разрешения, за исключением проведения аварийных работ и в случаях, установленных действующим законодательством; осуществлять плановые земляные работы по ремонту подземных коммуникаций под видом аварийных; заваливать землей въезды во дворы, входы в подъезды зданий и жилых домов (пункт 5.9.22).

Административным регламентом предусмотрено, что документами, предоставляемыми для предоставления указанной муниципальной услуги, являются, в том числе, проект производства земляных работ, схема движения транспорта и пешеходов (пункт 21), разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 5 пункта 23).

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные случаи и основания, при которых использование публичных земель, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям в числе прочего отнесен капитальный или текущий ремонт линейного объекта (подпункт 2 пункта 1 названной статьи), а также размещение иных объектов, виды которых установлены Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300, включающим временные и передвижные объекты, линейные объекты и сооружения вспомогательного характера, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в том числе линейные сооружения ливневой канализации (подпункт 6 пункта 1 названной статьи и пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа, порядок выдачи которых установлен статьей 39.34 данного Кодекса и Правилами № 1244.

В частности, подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктами «д», «ж» пункта 3 Правил № 1244 определено, что в заявлении о выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления должны быть указаны предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; срок такого использования, который составляет: для целей проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта - не более одного года.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Судами нижестоящих инстанций установлено, что земляные работы, в ходе которых повреждено принадлежащее административному истцу имущество, проводились ООО «Умелые руки» 6 и 8 сентября 2022 года по адресу: <адрес>. Заявление на получение разрешения на осуществление земляных работ с указанием вида размещаемого объекта: линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения подано в Администрацию 8 сентября 2022 года и в тот же день выдано разрешение на осуществление земляных работ № ОЗР-20220906-7450552549-3 с указанием периода производства работ: с 20 сентября 2022 года по 31 октября 2022 года, постановление о выдаче ООО «Умелые руки» разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения линейного объекта - ливневой канализации принято 19 сентября 2022 года, изменения в указанное постановление внесены 8 ноября 2022 года, то есть после окончания земляных работ.

Проанализировав и правильно истолковав положения статей 39.33, 39.34 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к верным выводам о том, что разрешение на проведение земляных работ ООО «Умелые руки» выдано Администрацией в нарушение порядка, предусмотренного указанными выше нормативными актами, и принятием оспариваемых решений органа местного самоуправления нарушены права и законные интересы административного истца.

Доводы кассационной жалобы не могут повлиять на правильность выводов судебных инстанций. Все эти доводы заявлялись при рассмотрении дела, полно и всесторонне исследованы и проверены судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств, которым в оспариваемых судебных актах дана надлежащая оценка. Несогласие заявителя с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение судебных актов, которые, вопреки доводам кассационной жалобы, вынесены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права. В силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств и установлению новых обстоятельств не наделен.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

определила:

решение Новомосковского районного суда Тульской области от 26 декабря 2022 года и апелляционные определения судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 1 августа 2023 года и от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Умелые руки» - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 января 2024 года.

Председательствующий

Судьи