ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2603/20 от 15.12.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

дело 2а-2603/2020

№ 88а-11873/2023

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 15 декабря 2023 года

Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Туктамышева О.В., рассмотрев кассационную жалобу ФГБУ «Рослесинфорг» на определение Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 августа 2023 года о замене стороны исполнительного производства по административному делу № 2а-2603/2020 по административному иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л а:

решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года по административному делу № 2а-2603/2020 административные исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, на агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Усть-Большерецкого лесничества Камчатского края.

В соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 29 сентября 2020 года № 178 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края» агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края переименовано в агентство лесного хозяйства Камчатского края.

21 марта 2022 года агентство лесного хозяйства Камчатского края обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене административного ответчика (должника) агентства лесного хозяйства Камчатского края на Федеральное агентство лесного хозяйства в связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отсутствием у заявителя с 1 января 2022 года полномочий по проведению лесоустройства на землях лесного фонда.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года, заявление агентства лесного хозяйства Камчатского края удовлетворено, произведена замена стороны административного ответчика (должника) агентства лесного хозяйства Камчатского края на правопреемника Федеральное агентство лесного хозяйства.

Кассационным определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2023 года определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года, апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года отменены, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение заявления о правопреемстве.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Камчатского краевого суда от 14 августа 2023 года, произведена замена должника – агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на ФГБУ «Рослесинфорг».

15 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ «Рослесинфорг», поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 1 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что закон не возлагает на ФГБУ «Рослесинфонг» обязанность по выполнению лесоустройства до включения данных работ в государственное задание или обращения в ФГБУ «Рослесинфорг» заинтересованного лица в целях выполнения за его счет лесоустройства в отношении предоставленных лесных участков. Возлагая на учреждение обязанность по выполнению лесоустройства, суды выходят за пределы норм материального права, поскольку лесоустройство подлежит выполнению на основании договора (контракта).

В соответствии со статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) данная кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера судами при разрешении поставленного вопроса не допущены.

Разрешая требования Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что организацией, в полномочия которой входит производство лесоустройства путем таксации лесов, является ФГБУ «Рослесинфорг», подведомственное Федеральному агентству лесного хозяйства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для замены должника по исполнительному производству № 65474/22/41017-ИП с Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на должника ФГБУ «Рослесинфорг».

Как следует из материалов дела, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года по административному делу №. 2а-2603/2020, вступившим в законную силу 3 июля 2020 года, на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Усть-Болыперецкого лесничества Камчатского края (т. 1 л.д. 47-56)

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года, на основании заявления Агентства произведена замена административного ответчика на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2023 года определение Петропавловск- Камчатского городского суда от 4 апреля 2022 года и определение Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение заявления о правопреемстве в суд первой инстанции.

10 октября 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возбуждено исполнительное производство -ИПв отношении Агентства (т.1 л.д. 231-233).

Согласно части 1 статьи 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании части 1 статьи 52 Закона об исполнительном производстве в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом (пункт 1 часть 2 статьи 52 этого же Федерального закона).

Пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" предусматривает возможность замены должника и (или) взыскателя его правопреемником по административному делу на стадии исполнения судебного акта (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, статья 363 КАС РФ).

Судами установлено, что в силу ранее действовавшего правового регулирования (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации) осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 указанного Кодекса, было передано Российской Федераций органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2022 года полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения, переданы органам государственной власти Российской Федерации (пункт 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации).

То есть, со дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произошло перераспределение полномочий по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что является основанием для рассмотрения вопроса о функциональном правопреемстве.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (ФГБУ «Рослесинфорг») является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

В соответствии с пунктом 5.6(1) указанного Положения, который введен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 2524, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 9 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства является ФГБУ «Рослесинфорг», к основным видам деятельности (работ, услуг) которого относится обеспечение мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, в том числе, таксация лесов (пункт 3.2.2 Устава).

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, поскольку в настоящее время мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляются Федеральным агентством лесного хозяйства, который осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации, и таким подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства является ФГБУ «Рослесинфорг», в полномочия которого входит производство лесоустройства путем таксации лесов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о замене стороны в исполнительном производстве.

Судья кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судов, являются следствием неправильного толкования норм материального и процессуального права, не опровергают выводы судов.

Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение судами норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

о п р е д е л и л а:

определение Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ «Рослесинфорг» – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.

Судья О.В. Туктамышева