ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2644/20 от 12.05.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-2644/2020

№ 88а-3662/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 12 мая 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.05.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г., Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Хабаровска о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических и юридических лиц, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным постановление администрации г.Хабаровска от 17 августа 2018 года «О признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года; обязать администрацию г.Хабаровска установить разумный срок отселения физических и юридических лиц жилого дома <адрес>, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 17 августа 2018 года администрацией г.Хабаровска принято постановление № «О признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года. Специалистами ИП Третьяков Р.А. проведено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома. По результатам визуального обследования установлено, что основные несущие конструкции имеют дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания; установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания; фундамент, стены, перекрытия, система внутреннего электроснабжения находятся в аварийном состоянии. С учетом группы капитальности, срока эксплуатации можно сделать вывод об исчерпании нормативного срока эксплуатации жилого помещения. Таким образом, срок расселения граждан, указанный в постановлении органа местного самоуправления, не является разумным, противоречит жилищному законодательству. Установление срока отселения до 2025 года не свидетельствует об исполнении администрацией обязанности по реконструкции жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке, поскольку доказательства, свидетельствующие о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года, как и доказательства того, что реконструкция указанного жилого дома не может быть произведена ранее 2025 года, в рамках проверки администрацией г.Хабаровска не представлены. Определение срока расселения жильцов до 2025 года из жилых помещений может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. В постановлении отсутствует обоснование установления срока расселения граждан до 2025 года, постановление не мотивировано.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2020 года, административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска удовлетворены: признано незаконным постановление администрации г.Хабаровска от 17 августа 2018 года № «О признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность установить срок отселения физических и юридических лиц жилого дома <адрес>, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что круг лиц, в защиту которых обратился прокурор, не является неопределенным. Судами не установлено, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству или нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Срок отселения лиц определяется органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий. Определение срока отселения физических или юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Прокурором пропущен срок обращения в суд.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 года кассационная жалоба администрации г.Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что оспариваемые судебные постановления являются законными и обоснованными, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведённой прокуратурой г.Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 3 марта 2017 года № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» и решения оперативного совещания при прокуроре г.Хабаровска от 11 февраля 2020 года по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проверки нарушения жилищных прав жильцов дома <адрес> установлено, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем установленный администрацией г.Хабаровска срок отселения до 2025 года не является разумным.

Заключением городской межведомственной комиссии от 6 августа 2018 года многоквартирный дом <адрес> (по состоянию на 2007 год фактический износ здания составил 67 %) признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением администрации г.Хабаровска от 17 августа 2018 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г.Хабаровска предписано организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного дома (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2); Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации г.Хабаровска поручено в срок до 2025 года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения проведения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).

Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения физических лиц из аварийного жилья является компетенцией органа местного самоуправления.

Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения Жилищного кодекса РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, пришли к выводу, что спорный многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов «до 2025 года» не может быть признан разумным.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока такого отселения, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, из аварийного жилого дома, законом не установлены.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

В соответствии с частью 2 статьи 176, пунктом 2 части 3 статьи 180 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, выводы суда должны быть чёткими и однозначными, в решении должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.

В тоже время, в настоящем административном деле отсутствуют доказательства, подтверждающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме, а также доказательства проживания в данном доме граждан на день рассмотрения дела судом, не установлена степень износа и аварийности многоквартирного дома по состоянию на 2020 год.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи