ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-300/2020
88а-6105/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 15 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Гайдарова М.Б., Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Королевского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., возражения на кассационную жалобу заинтересованного лица – председателя ТСН «ФИО2» ФИО3 и представителя ФИО4, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области по постановке на налоговый учет ТСН (жилья) «ФИО2» №, находящегося по адресу: <адрес>; недействительной внесенную в единый государственный реестр юридических лиц запись от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ТСН (жилья) «ФИО2»; решение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности ТСН «ТСЖ МАЯК4» № путем реорганизации в форме слияния, находящегося по адресу: <адрес>; недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица ТСН «ТСЖ МАЯК4» № путем реорганизации в форме слияния за ГРН №; недействительной записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН № о прекращении деятельности ТСН «ТСЖ МАЯК4» № путем реорганизации в форме слияния; недействительной запись внесенную в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ об учете ТСН «ТСЖ МАЯК4» ОГРН № в налоговом органе за государственным регистрационным номером №; решение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности ТСН «ТСЖ МАЯК4» ОГРН № место нахождения: <адрес> путем реорганизации в форме слияния; недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица ТСН «ТСЖ МАЯК4» № путем реорганизации в форме слияния за ГРН №; недействительной запись внесенную в ЕГРЮЛ за ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица ТСН «ТСЖ МАЯК4» ОГРН № путем реорганизации в форме слияния; недействительной запись внесенную в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ об учете ТСН «ТСЖ МАЯК4» ОГРН № в налоговом органе за государственным регистрационным номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. На сайте Федеральной налоговой службы России размещена информация, согласно которой Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области на основании решения от 15 мая 2019 года № внесла в единый государственный реестр юридических лиц регистрационную запись о государственной регистрации ТСН (жилья) «ФИО2» ОГРН №. Считала ТСН (жилья) «ФИО2» неправоспособным, а действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по его постановке на налоговый учет незаконными. В отношении ТСН «ТСЖ МАЯК4» ОГРН № в ЕГРЮЛ были внесены сведения о том, что регистрация признана ошибочной по решению регистрирующего органа. Регистрация изменений произведена на основании заявления ФИО5, как полагала неуполномоченного лица, а представленные им решения собраний не имеют юридической силы вне зависимости от факта их оспаривания.
Решением Королевского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 декабря 2020 года почтой через Королевский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 февраля 2020 года, ФИО1 просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, выражает несогласие с выводами суда. Полагает, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, оспариваемые решения приняты в отношении несуществующих юридических лиц, незарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ТСН (жилья) «ФИО2» просит судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы с учетом дополнений, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что юридическое лицо товарищество собственников недвижимости «ТСЖ МАЯК4» №) (ТСН 1) зарегистрировано 19 мая 2015 года по адресу: <адрес>.
Юридическое лицо товарищество собственников недвижимости «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №) (ТСН 2) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ГРН № о признании Королевским городским судом <адрес> недействительным решения о государственной регистрации юридического лица товарищество собственников недвижимости «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №) (ТСН 1) при его создании (решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ГРН № о признании государственной регистрации юридического лица ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №) (ТСН 2) ошибочной на основании решения вышестоящего налогового органа (решение УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№@).
В отношении ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №) (ТСН 1) признание судом записи о государственной регистрации юридического лица недействительной свидетельствует о том, что общество существовало до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> подано уведомление по форме № Р12003 о начале процедуры реорганизации ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №) в форме слияния с ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №).
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказано в государственной регистрации документов, представленных при государственной регистрации начала процедуры реорганизации юридического лица ТСН «ТСЖ МАЯК4» в форме слияния, в связи с несоблюдением требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, а именно в связи с наличием в едином государственном реестре юридических лиц сведений о признании недействительной записи о государственной регистрации юридического лица в отношении ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН № и с внесением ДД.ММ.ГГГГ записи за ГРН № о признании ошибочной ранее внесенной записи за ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №
Решением вышестоящего регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ№ решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> об отказе в государственной регистрации по документам, представленным на государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, отменено со ссылкой на апелляционное определение Московского областного суда по гражданскому делу №. Поручено повторно рассмотреть комплект документов в порядке и сроки, установленные требованиями законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Во исполнение решения вышестоящего регистрирующего органа ДД.ММ.ГГГГ представленный на государственную регистрацию комплект документов рассмотрен повторно и принято решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации юридических лиц в форме слияния ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №) и ТСН «ТСЖ МАЯК4» (№).
ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган поступило заявление с комплектом документов о государственной регистрации юридического лица товарищества собственников недвижимости (жилья) «ФИО2».
ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> принято решение о государственной регистрации ТСН (жилья) «ФИО2», о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН №.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что действия и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записей по постановке на налоговый учет ТСН (жилья) «ФИО2», о прекращении деятельности ТСН «ТСЖ МАЯК4» (ОГРН №), ТСН «ТСЖ Маяк4» (ОГРН №) законны. Процедуру реорганизации товарищества суд расценил как способ устранения нарушений, влекущих за собой ликвидацию юридического лица. Представленные в налоговый орган протоколы общего собрания членов ТСН «ТСЖ Маяк4» - ТСН-1 и ТСН -2 от ДД.ММ.ГГГГ не признаны в установленном законом порядке незаконными. Административный ответчик при принятии оспариваемых решений действовал в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 названной статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и их перечень является исчерпывающим.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Законом (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Согласно части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
На основании пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушения, допущенные при создании юридического лица, могут являться основанием для принудительной ликвидации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Таким образом, наличие в едином государственном реестре юридических лиц записи о признании недействительным решения о государственной регистрации ответчика само по себе не свидетельствует о прекращении его правоспособности. Процедуру реорганизации общества можно расценить как способ устранения нарушений, влекущих за собой ликвидацию юридического лица
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
Согласно части 5 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол вместе с утвержденным уставом и сведениями о лицах, проголосовавших за создание ТСЖ (о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме), представляется при государственной регистрации ТСЖ.
Данных о том, что представленные в налоговый орган протоколы общего собрания членов ТСН «ТСЖ Маяк4» - ТСН-1 и ТСН -2 от 13 октября 2018 года отменены или признаны в установленном законом порядке незаконными, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, суды правильно пришли к выводу о законности действий и решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записей по постановке на налоговый учет ТСН (жилья) «ФИО2», о прекращении деятельности ТСН «ТСЖ МАЯК4» (№), ТСН «ТСЖ Маяк4» (№). Административный ответчик при принятии решений действовал в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», к компетенции которого не относится проверка действительности представленных для регистрации протоколов общего собрания собственников жилых помещений. При этом, ФИО1 не указала каким образом нарушены ее права и законные интересы.
По правилам части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению полностью или в части, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Такие основания по настоящему административному делу не установлены.
Довод кассационной жалобы о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, а должны быть рассмотрены в гражданском порядке, подлежит отклонению.
ФИО1 заявлены требования об оспаривании действий и актов налогового органа в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требований материально-правового характера не заявлено. Следовательно, административные исковые требования правильно рассмотрены в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке и иному толкованию доказательств, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им на основании исследованных доказательств фактических обстоятельствах, в то время как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела.
Доводы кассационной жалобы не служат основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Королевского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи