ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2а- 317/19
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 04.02.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Усенко Н.В., судей: Иванова А.Е., Карасовой Н.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании поступившую ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО5 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО5 к главе муниципального образования городской округ Ялта – председателю Ялтинского городского Совета ФИО6, Ялтинскому городскому Совету, заинтересованные лица: Администрация <адрес>, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО5 обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просил признать незаконным постановление Главы муниципального образования городской округ Ялта – председателя Ялтинского городского Совета ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении общественных обсуждений по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта», обязать административного ответчика издать постановление о назначении и проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Генплан). В обоснование требований административный истец указал на то, что оспариваемым постановлением было назначено проведение общественных обсуждений по проекту Генплана. По мнению административного истца, названное постановление является незаконным, нарушающим его права на обеспечение гласности при подготовке проектов муниципальных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности, на благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку не предусматривает проведение собраний граждан с руководством города, разработчиками в целях обсуждения и выявления мнения населения относительно проекта Генплана. Также заявитель полагает, что оспариваемое постановление принято с превышением полномочий, противоречит Уставу муниципального образования городской округ Ялта, Положению о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта, утвержденному решением Ялтинского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, Положению по организации и проведению публичных слушаний на территории городского округа Ялта, утвержденному решением Ялтинского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми предусмотрено вынесение проекта Генплана на публичные слушания. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано. В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятию по делу нового решения об удовлетворении административного иска. Указывает на то, что глава муниципального образования превысил свои должностные полномочия, поскольку избранная им правовая форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления – общественные обсуждения по проекту Генплана – является неправильной. Заявитель жалобы полагает, что в силу статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о местном самоуправлении) формы участия граждан в решении вопросов местного значения должны определяться Уставом муниципального образования, а не иными муниципальными правовыми актами. Нарушение процедуры проведения обсуждений, и, как следствие, порядка рассмотрения и утверждения Генплана является нарушением прав административного истца, как жителя <адрес> на благоприятную среду жизнедеятельности. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле. Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. Из пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Закона о местном самоуправлении). Согласно части 1 статьи 3 Закона о местном самоуправлении граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении). По смыслу части 4 статьи 7 тог же Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить действующему в Российской Федерации законодательству. Система муниципальных правовых актов, в которую входят, в том числе, устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования определена статьей 43 Закона о местном самоуправлении. К вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения (пункт 20 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении). Согласно части 1 статьи 28 Закона о местном самоуправлении для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Из содержания части 5 статьи 28 Закона о местном самоуправлении следует, что по документам территориального планирования, включая проекты генеральных планов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия действующим законодательством (пунктом 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) отнесено к одному из принципов законодательства о градостроительной деятельности. В развитие данной нормы положениями части 3 статьи 28 ГрК РФ установлено, что в каждом населенном пункте муниципального образования по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение в таковые изменений, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Процедуры проведения общественных обсуждений и публичных оговорены в частях 4 и 5 статьи 5.1 ГрК РФ. В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе, порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Отказывая в административном иске, городской суд ( и с ним обоснованно согласилась судебная коллегия), пришел к правильному выводу о том, что глава муниципального образования, принимая постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта», действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему полномочия по разрешению вопросов местного значения в порядке, определенном статьей 5.1 ГрК РФ, а также положениями Устава, определяющими формы непосредственного участия населением городского округа Ялта в решении вопросов местного самоуправления, в том числе и по проекту Генплана. В этой связи судами также было установлено, что Решением 51 сессии первого созыва Ялтинского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ принят в новой редакции Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее –Устав), в главе II которого определены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления в муниципальном образовании. Частью 1 статьи 15 Устава наряду с такими формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления, как местный референдум, муниципальные выборы, публичные слушания предусмотрены и иные, не противоречащие действующему законодательству формы осуществления местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 22 Устава для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Ялтинским городским советом Республики Крым, Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета могут проводиться публичные слушания. При этом Уставом (частью 1 статьи 27) наряду с поименованными в нем формами непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотрено, что граждане вправе участвовать в нем и посредством иных, не противоречащих действующему законодательству форм. Решением 68-й сессии Ялтинского городского Совета первого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым, направленное на реализацию прав жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления путем участия в общественных обсуждениях и публичных слушаниях. Согласно пункту 1.4 указанного Положения под общественными обсуждениями или публичными слушаниями по вопросам градостроительной деятельности понимается способ участия жителей городского округа в осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа и выявления мнения иных заинтересованных лиц, права и интересы которых могут затрагиваться при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа, по существу выносимых на общественные обсуждения или публичные слушания вопросов градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 3.2 указанного Положения, общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета путем издания соответствующего постановления. Таким образом, с учетом названного положения Устава, принятого в соответствии с нормами Закона о местном самоуправлении, Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что Уставом не определен исчерпывающий перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления на территории муниципального образования, и публичные слушания не являются единственно возможной процедурой, применяемой в ходе разрешения вопросов, касающихся утверждения (изменения) такого документа территориального планирования, как Генплан. Поскольку действующим на территории муниципального образования городской округ Ялта законодательством предусмотрена возможность проведения как общественных обсуждений, так и публичных слушаний при разрешении вопросов градостроительной деятельности, а выбор способа участия жителей округа в осуществлении градостроительной деятельности и выявления мнения лиц, права которых могут быть затронуты, предоставлен главе муниципального образования, суды справедливо отказали в административном иске. Доводы кассационной жалобы являются следствием неправильного толкования норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, ссылок на обстоятельства, наличие которых процессуальным законом отнесено к основаниям отмены судебного акта, не содержат. В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба –без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: