ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-321/20 от 30.03.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-321/2020

№ 88а-8993/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 30 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Монмаря Д.В.

судей Капункина Ю.Б., Мальмановой Э.К.,

с участием прокурора Костюка А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Марюшина И.П. на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Марюшина И.П. к Михайловскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым, депутатам Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Баленковой М.Г., Бочкареву А.Б., Востриковой Т.Н., Дрозд М.А., Оксенюку С.А., Пензенштадлеру О.Н., Таракчиеву Э.Н., Шашерину Н.Н. о признании незаконным решения 7 сессии 2 созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым № 3 от 29 мая 2020 года, о признании незаконным действий/бездействий депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым.

Заслушав доклад судьи Монмаря Д.В.,

установила:

Марюшин И.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение 07 сессии II созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым №3 от 29 мая 2020 года, признать незаконными действия/бездействия депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым по не направлению запроса до принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождения от должности) у лица, замещающего муниципальную должность, о предоставлении письменных объяснений; по не составлению соответствующего акта; по не осуществлению тайного голосования при принятии решения; по не указанию существа совершенного истцом коррупционного правонарушения; по не указанию оснований, предусмотренных статьями 7.1, 13.1 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что вышеуказанным решением сессии Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым были досрочно прекращены полномочия депутата Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Марюшина И.П. за нарушение требований законодательства о предоставлении сведений о доходах. С данным решением сессии административный истец не согласен, поскольку он предоставил сведения о доходах через портал Госуслуг, который создан в рамках инфраструктуры электронного правительства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 года №977 «О федеральной государственной информационной системе ЕСИА». Кроме того, при принятии оспариваемого решения не были запрошены объяснения административного истца, решение принято открытым, а не тайным голосованием, в решении не указаны положения нормативно-правовых актов, которые были им нарушены.

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года отказано в удовлетворении требований административного иска.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 ноября 2020 года решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26.01.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым №158/1887-1 от 20 сентября 2019 года зарегистрированы депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва. Согласно приложенному к данному решению списку зарегистрированных депутатов Михайловского сельского совета,
Марюшин И.П. является зарегистрированным депутатом.

Решением 1 сессии 2 созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 30 сентября 2019 года председателем комиссии по вопросам законности, правопорядка и безопасности избран депутат Марюшин И.П.

В письме Главы Республики Крым Аксёнова С.В. №1/01-53/1177 от 28 февраля 2020 года указано, что в нарушение требований Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутат Марюшин И.П. не предоставил Главе Республики Крым в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей. На основании указанного, Глава Республики Крым просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Марюшина И.П. в соответствии с действующим законодательством.

Решением 6 сессии II созыва Михайловского сельского совета от 05 марта 2020 года № 8 вышеуказанное письмо Главы Республики Крым было рассмотрено и принято решение об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Марюшина И.П.

23 марта 2020 года на указанное решение, прокурором Нижнегорского района Республики Крым принесен протест №129-2020/Прдн 19-20-120530018, в котором указано, что решение от 05 марта 2020 года №8 противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку депутатом Марюшиным И.П. не предоставлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем, указанное решение подлежит отмене.

По результатам рассмотрения указанного протеста прокурора, письма Главы Республики Крым Аксёнова С.В., решением 7 сессии II созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района от 29 мая 2020 года № 3 за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера полномочия депутата Марюшина И.П. были досрочно прекращены.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что депутатом Марюшиным И.П. в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему депутатского мандата не предоставлены сведения о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера Главе Республики Крым. При этом досрочное прекращение полномочий депутата, в случае не предоставления сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера, является безусловным последствием допущенных нарушений. Депутатами Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым нарушений при принятии оспариваемого решения не допущено.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года № 77-ЗРК «О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым» должность депутата сельского совета отнесена к муниципальным должностям в Республике Крым.

Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года №479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» (далее – Закон Республики Крым №479-ЗРК) установлен порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах.

Из положений статьи 2 Закона Республики Крым № 479-ЗРК следует, что лица, замещающие муниципальные должности, представляют Главе Республики Крым сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутат сельского поселения), представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также в срок, указанный в пункте 2 части 2 настоящей статьи, за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В соответствии с частью 3 статьи 2 названного Закона сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Частью 13 статьи 2 Закона Республики Крым №479-ЗРК установлено, что подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Законом в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений лицами, замещающими должность, по окончании календарного года направляются в соответствующие органы местного самоуправления для приобщения к личным делам. Копии указанных справок, поступившие в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, хранятся там в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив.

В силу статьи 10-1 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» Комитет по противодействию коррупции Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику в сфере противодействия коррупции и осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Крым. Комитет по противодействию коррупции Республики Крым подотчетен и подконтролен Главе Республики Крым.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального образования, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Исходя из изложенного, непредставление или не своевременное предоставление сведений лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и служит мерой публичной ответственности за совершение нарушения.

Статьей 59 Устава Муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым предусмотрено, что не предоставление лицом сведений о своих доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера влечет увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия.

Таким образом, Марюшин И.П., выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, принял на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения.

Письмо Минтруда России от 27 декабря 2019 года N 18-2/10/В-11200 содержит «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)».

В разделе II. Методических рекомендаций установлены требования к заполнению справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункты 33 – 37). Так форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее - справка) и является унифицированной для всех лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения.

В пункте 5 Методических рекомендаций, указано на то, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.

Таким образом, сведения о доходах должны подаваться лично лицом, на которое возложена такая обязанность, и соответственно справка должна быть подписана непосредственно им.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Марюшин И.П. подал сведения о доходах 09 января 2020 года в электронном виде, заполнив раздел на портале Правительства Республики Крым, предназначенный для подачи обращений гражданами (т. 1 л.д.37).

Учитывая вышеизложенное, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи справки о доходах в электронном виде, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неисполнении административным истцом антикоррупционного законодательства в установленные законодательством сроки.

Также судами обоснованно отмечено, что предоставление административным истцом 12 марта 2020 года подлинника уточняющей справки о доходах в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым не свидетельствует о соблюдении истцом установленных сроков представления сведений о доходах.

С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами неправильно применены положения Порядка увольнения (досрочного прекращения полномочий, освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Михайловское сельское поселение в связи с утратой доверия, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 13 апреля 2021 года.

Председательствующий Д.В. Монмарь

Судьи Э.К. Мальманова

Ю.Б. Капункин

Постановление20.04.2021