ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3405/20 от 10.03.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-3405/2020

№ 88а-2251/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 10 марта 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 19.03.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству образования и науки Хабаровского края об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее – БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности», Общественное объединение) обратилось в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением к министерству образования и науки Хабаровского края и просило признать незаконным решение министерства образования и науки Хабаровского края в отказе в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заём 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, в том числе для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

В обоснование заявленных требований Общественное объединение указало, что административным ответчиком нарушены права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев города Москвы. Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета РФ в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона в рамках властно-административных отношений. Благотворители могут направлять пожертвования, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ. Благополучатели имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в мероприятии «Военный заём 1942-1945».

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 29 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права. Так, суды не исполнили положения процессуального закона (пункт 1 части 3 статьи 135 КАС РФ, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производстве в суде апелляционной инстанции»). Судом первой инстанции не установлен разумный срок для предоставления возражений по существу административного иска; не разъяснены административному истцу его процессуальные права и обязанности; не оказана помощь административному истцу в истребовании доказательств (ходатайство было заявлено в суд); не исследованы обстоятельства, подлежащие проверке по настоящему административному делу. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального законодательства не устранил. Административный истец не получил возражения административного ответчика на апелляционную жалобу. Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций нарушен принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Судами не дана оценка соответствия оспариваемого решения Конституции РФ и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Считают неверным вывод суда апелляционной инстанции, что административный истец не имеет право на обращение в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц. Право обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов всех участников общественного объединения предоставлено административному истцу федеральным законом (часть 3 статьи 40 КАС РФ).

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2021 года кассационная жалоба БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения министерства образования и науки Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) гражданин, при рассмотрении его обращения, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 марта 2020 года БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило в адрес министерства образования и науки Хабаровского края письмо за №02731 «Военный заём 1942-1945», в котором сообщалось, что в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне добровольческое движение УРФИНГРАМ проводит на одноименной платформе благотворительное просветительское мероприятие «Военный заём 1942-1945», и просит обеспечить участие не менее 100 человек обучающихся образовательных организаций в интерактивном мероприятии.

Письмом министерства образования Хабаровского края от 24 марта 2020 года за № К-352ж-689 организатору добровольческой деятельности «Благотворительные уроки финансовой грамотности» ФИО5 сообщено об отсутствии у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности организовывать взаимодействие с какими-либо организациями (некоммерческими, общественными, благотворительными и иными организациями), в том числе с БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Министерство образования Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Хабаровского края.

Из содержания действующего законодательства следует, что Правительство Хабаровского края, органы исполнительной власти края самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения, поскольку должностными лицами министерства образования и науки Хабаровского края не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействий, нарушающих права административного истца. Отказ во взаимодействии непосредственно с административным истцом не свидетельствует о бездействии административного ответчика. Кроме этого, суды указали, что федеральными законами благотворительному региональному молодежному общественному движению не предоставлено право обращаться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» не представлено.

Указания в кассационной жалобе на то, что судом не исследованы обстоятельства, подлежащие проверке по настоящему административному делу; не истребованы доказательства законности бездействия государственного органа, являются несостоятельными, поскольку в силу положений статьи 62, 84 КАС РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Ссылка БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» на то, что судом первой инстанции не разъяснены административному истцу его процессуальные права и обязанности и не установлен разумный срок для предоставления возражений по существу административного иска, и что Общественное объединение не получило возражения на апелляционную жалобу отмену обжалуемых судебных актов не влечёт, поскольку как следует из материалов дела, административным истцом и его представителем получено извещение о рассмотрении дела от 26 июня 2020 года, которое содержит разъяснения прав и обязанностей сторон с указанием на статьи КАС РФ, а возражения на административный иск направлены судом первой инстанции Королеву Ю.В. посредством электронной почты 24 июля 2020 года, то есть до рассмотрения административного дела по существу (29 сентября 2020 года). Возражения на апелляционную жалобу поступили в суд апелляционной инстанции 22 декабря 2020 года, то есть накануне рассмотрения административного дела по апелляционной жалобе (23 декабря 2020 года).

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи