ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-354/2023 от 12.10.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Административное дело № 2а-354/2023

УИД № 34RS0002-01-2022-008778-65

№ 88а-35249/2023 (№ 8а-30168/2023)

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Аняновой О.П.,

судей Шидаковой О.А. и Мальмановой Э.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Дзержинского районного судаг. Волгограда от 6 апреля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного судаот 13 июля 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Аняновой О.П., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 41 036,13 руб., из которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (2021 г.) в размере 32 448,00 руб., пени в размере 128,71 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2021 г.) в размере 8 426,00 руб., пени в размере 33,42 руб.

Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 6 апреля2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного судаот 13 июля 2023 г., постановлено:

административное исковое заявление ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени удовлетворить в части.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты>, ИНН , проживающей по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда задолженность в размере задолженность в размере 40 712,49 руб., из которых:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (2021 г.) в размере 32 124,36 руб., пени в размере 128,71 руб.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2021 г.) в размере 8 426,00 руб., пени в размере 33,42 руб.

В остальной части требований ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени отказать.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты>, ИНН , проживающей по адресу: <адрес>, в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 1 421,00 руб.

В кассационной жалобе представитель ФИО1ФИО7 ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе – плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает300 000,00 руб. за расчетный период 2021 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере32 448,00 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426,00 руб.

Пунктом 2 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходили из следующих обстоятельств.

С 21 августа 2020 г. до 24 января 2022 г. ФИО1 состояла на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в качестве индивидуального предпринимателя.

За 2021 г. ФИО1 было необходимо оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 32 448,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 8 426,00 руб. в срокдо 10 января 2022 г.

Налогоплательщику направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 25 января 2022 г.№ 1863 со сроком исполнения до 22 февраля 2022 г.

Поскольку в установленный срок административный ответчик не уплатила страховые взносы, ей начислены пени за период с 11 января 2022 г. по 24 января 2022 г. (14 дней), исходя из суммы недоимки, ставки ЦБ РФ8,50 %, 128,71 руб. и 33,42 руб. соответственно.

Неисполнение в установленный срок указанного требования послужило основанием для обращения ИФНС России по Дзержинскому районуг. Волгограда 16 мая 2022 г. к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 7 июня 2022 г., в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ2 декабря 2022 г.

18 мая 2021 г. в Арбитражный суд Волгоградской области поступило заявление ФИО8 (публичное акционерное общество) о признании ИП ФИО1 несостоятельной (банкротом) по правилам банкротства физического лица. Определением суда от 25 мая 2021 г. заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А12-12544/2021. Определением суда от 23 июня 2021 г. в отношении ИП ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина на 5 месяцев, то есть до 16 ноября 2021 г.

Решением от 31 января 2022 г. ФИО1 признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества сроком на 5 месяцев, до 24 июня 2022 г.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что недоимка по страховым взносам за 2021 г. относится к текущим платежам, поскольку обязательства по уплате страховых взносов наступили после возбуждения производства дела о банкротстве и прекратились 31 января2022 г. с момента принятия решения о признании ФИО1 несостоятельной банкротом.

При этом судами не учтено, что одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел. Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 3 статьи 3, пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).

Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела, решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 63, часть 1 статьи 176 КАС РФ).

КАС РФ обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).

При этом, согласно части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно письменной позиции МИФНС России № 2 по Волгоградской области, судебных актов, принятых в рамках дела о банкротствеФИО3, определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 8 ноября 2021 г., от 7 июня 2022 г., 15 июня 2022 г. в реестр требований кредиторов были включены требования налогового органа по обязательным платежам на общую сумму 114 880,77 руб. Определениями суда от 28 апреля 2022 г. требования инспекции признаны погашенными в размере66 881,64 руб. Определением суда от 12 сентября 2022 г. требования Инспекции признаны погашенными в размере 54 858,00 руб., а также в размере, превышающем реестровую задолженность на 3 685,41 руб.,8 декабря 2022 г. процедура банкротства прекращена.

Согласно информационному письму ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 28 марта 2023 г. № 051-23/08, по состояниюна 22 марта 2023 г. в отношении ФИО1 имеется отрицательное сальдо по ЕНС в размере 102 557,60 руб., в том числе задолженность по транспортному налогу за 2018-2021 гг., по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2021 г., пени, начисленные на ранее не уплаченные страховые взносы и по налогу на имущество.

Задолженность по уплате, в частности, страховых взносов в бюджет – общая сумма недоимок, а также не уплаченных плательщиком страховых взносов пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета (ЕНС) этого лица (абзац 29 пункта 2 статьи 11 НК РФ).

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (ЕНП), меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Возражая против доводов налогового органа, административный истец утверждала об отсутствии у нее налоговой задолженности, наличия переплаты, в этой связи неоднократно обращалась в налоговый орган с просьбой произвести сверку расчетов, о чем также заявляла в ходе рассмотрения настоящего дела.

По итогам представленным налоговым органом за период с 1 января 2022 г. по 27 сентября 2022 г. актов сверок, административный ответчик представила возражения, согласно которым сумма ее переплаты по налогам и сборам составляет 54 882,84 руб. В этой связи со стороны административного ответчика заявлялось ходатайство о проведении сверки с учетом сумм, уплаченных в деле о банкротстве и не отраженных в карточке расчета с бюджетом административного ответчика.

В нарушение положений статьи 84 КАС РФ эти доводы административного ответчика остались без оценки.

Подпункты 5.1, 5.2 пункта 5 статьи 21 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; на основании представленного в налоговый орган запроса получать справки о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа с учетом положений подпункта 10 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса.

Праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ, осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (абзац первый). Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 г. № 2461-О указал, что одной из гарантий прав налогоплательщиков при исполнении обязанности по уплате налогов является возможность провести совместную с налоговым органом сверку расчетов по налогам (подпункты 5.1 пункта 5 статьи 21 НК РФ).

Такое регулирование направлено на обеспечение защиты налогоплательщиком как непосредственным участником отношений по взиманию налогов и сборов своих законных прав в налоговой сфере для целей определения действительного размера налогового обязательства и не может рассматриваться как затрагивающее его конституционные права налогоплательщика.

С учетом приведенного порядка, суды доводы административного ответчика об отсутствии задолженности надлежащим образом не проверили, предусмотренные частью 1 статьи 63 КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела не приняли, необходимые сведения о наличии (отсутствии) у административного истца переплаты и соответственно отсутствии задолженности надлежащими доказательствами не подтвердили.

Принятые по делу судебные акты в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций нарушениями норм процессуального права могли повлиять на исход административного дела, в этой связи их нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Исходя из того, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при этом суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 329 КАС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, иные доводы кассационных жалоб правовой оценке судом кассационной инстанции не подлежат.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 г. – отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2023 г.

Председательствующий

О.П. Анянова

Судьи

О.А. Шидакова

Э.К. Мальманова