ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3637/19 от 09.07.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №2а-3637/2019

8а-13450/2020

г. Краснодар 9 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Монмаря Д.В.,

судей Шелудько В.В. и Мальмановой Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО6 по доверенности ФИО5 на решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к отделу УМВД России по <адрес> о признание бездействия незаконным,

заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В.,

установила:

ФИО6 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Требования административного истца мотивированны тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в филиал по работе с заявителями ГКУ ВО МФЦ
<адрес> с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с наличием в паспорте истца множественных нарушений законодательства, допущенных при его оформлении, в том числе, указал на оформление паспорта с нарушением соблюдения норм современного русского литературного языка, и на отсутствие название страны, где родился истец. В нарушение приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ в паспорте стоит простая красная мастичная печать. Кроме того, допущено нарушение приказа МВД п. 186.5, в силу которого необходимо возвратить гражданину ранее принятые документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта, кроме паспорта, подлежащего замене и квитанции об уплате государственной пошлины, при ее наличии. На просьбу истца, вернуть форму П было отказано, сотрудник ОВМ УМВД России по <адрес> настаивал на том, чтобы истец расписался в форме П и в самом паспорте, хотя в Приказе МВД нет прямого указания на обязанность гражданина расписаться в паспорте и форме П.

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сотрудниками ОВМ УМВД России по <адрес> было предложено забрать готовый паспорт, ознакомившись с которым, истец убедился, что указанные им нарушения устранены не были, в связи с чем он отказался от получения нового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ОВМ УМВД России по
<адрес> претензию с указанием на допущенные нарушения, и требованием выдать паспорт, соответствующий законодательству. В ответе на претензию указано, что паспорт оформлен в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. С указанным истец не согласен и просит признать незаконным отказ ОВМ УМВД России по <адрес> в удовлетворении заявления истца о замене паспорта гражданина РФ, возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения и вернуть истцу поданные им документы.

Решением Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 ноября
2019 года решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений.

В кассационной жалобе представитель ФИО6, действующий на основании доверенности, ФИО5 просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт.

В кассационной жалобе представитель административного истца оспаривает законность и обоснованность вынесенных судебных актов по данному делу, ссылается на то, что судами допущены нарушения норм материального права, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение ФИО6, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что права и законные интересы административного истца оспариваемым им бездействием нарушены не были, препятствий к осуществлению его прав и свобод не созданы, незаконного возложения какой-либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности судами не установлено.

Как усматривается из материалов дела, ФИО6 15 марта
2019 года обратился в ГКУ ВО «МФЦ» филиал по работе с заявителя
<адрес> с заявлением о замене паспорта гражданина РФ, приложив к заявлению подлинник ранее выданного паспорта, свидетельства о браке, фотографии, чек-ордер об оплате государственной пошлины.

Основанием обращения с заявлением о замене паспорта гражданина РФ послужили допущенные, по мнению истца, нарушения законодательства при оформлении ранее выданного паспорта, а именно указание фамилии, имени, отчества истца заглавными буквами, указание места рождения заглавными буквами и без указания полного места рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО6 отказался от получения оформленного по его заявлению паспорта ввиду не устранения указанных им нарушений, о чем был составлен акт.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 1); Правительству Российской Федерации поручено утвердить до ДД.ММ.ГГГГ образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации (пункт 2).

Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, а также образец бланка паспорта гражданина Российской Федерации и описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации, т.е. в пределах предоставленных полномочий.

В силу п. 3 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 4 приведенного Положения предусмотрено, что в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

Запрещается в силу пункта 6 Положения, вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Замена паспорта производится, в том числе, при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей (п. 12 Положения).

В Описании бланка паспорта гражданина Российской Федерации указано, что бланк паспорта гражданина Российской Федерации (далее именуется - бланк паспорта) изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском языке. В верхней части второй страницы бланка паспорта размещены по центру выполненные офсетным способом печати слова «Российская Федерация», ниже - слова «Паспорт выдан», «Дата выдачи», «Код подразделения», «Личный код», «Личная подпись». В левом нижнем углу страницы напечатана подстрочная черта для подписи руководителя подразделения, выдавшего паспорт, и отведено место для проставления печати, обозначенное буквами «М.П.». Третья страница бланка паспорта предназначена для размещения сведений о личности владельца паспорта. Страница состоит из 2 частей: верхние три четверти страницы - визуальная зона, в которой слева размещена фотография владельца паспорта размером 35 x 45 мм, а справа - следующие реквизиты, выполненные офсетным способом печати: «Фамилия»; «Имя»; «Отчество»; «Пол»; «Дата рождения»; «Место рождения». Машиночитаемая запись содержит в соответствии с требованиями и стандартами, предъявляемыми к машиночитаемым проездным документам, основную информацию, имеющуюся в этом документе: фамилию, имя, отчество, дату рождения (число, месяц, год) владельца паспорта, пол владельца паспорта, серию и номер паспорта, код подразделения, выдавшего паспорт, дату выдачи паспорта, а также обозначения типа документа, государства, выдавшего паспорт, гражданства владельца паспорта.

Правила и способ формирования машиночитаемой записи устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.Согласно приведенному выше административному регламенту, машиночитаемая запись содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения (год, месяц, число) владельца паспорта, пол владельца паспорта, серию и номер паспорта, код подразделения по вопросам миграции, выдавшего паспорт, дату выдачи паспорта, а также обозначения типа документа, государства, выдавшего паспорт, гражданства владельца паспорта.

Пунктом 148 административного регламента установлено, что при заполнении реквизитов паспорта используются заглавные буквы и арабские цифры.

Пунктом 149 административного регламента установлено, что при написании места рождения допустимо использование сокращений наименования видов населенных пунктов и типов адресообразующих элементов в соответствии с Перечнем сокращенных наименований видов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации к Правилам сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденных приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн.

Согласно п. 153.2.3 административного регламента, в реквизите «Место рождения» записи производятся в именительном падеже и с использованием разрешенных сокращений в соответствии с записями, произведенными в свидетельстве о рождении или паспорте, подлежащем замене. В реквизите «Место рождения» в отношении граждан, родившихся на территории Российской Федерации, указываются следующие сведения: наименование государства (Российская Федерация либо Россия); город федерального значения - наименование города; другой город - наименование города и субъекта Российской Федерации; остальные населенные пункты - наименование населенного пункта, района, субъекта Российской Федерации.

Подготовленные к выдаче паспорта представляет начальнику, который проверяет полноту и правильность их оформления, после чего проставляет свою подпись ручкой черного цвета и печать подразделения по вопросам миграции (пункт 164.3 административного регламента).

По правилам пункта 168 административного регламента, основанием для начала административной процедуры выдачи паспорта является поступление оформленного паспорта уполномоченному сотруднику ГУВМ МВД России, начальнику подразделения по вопросам миграции или иному сотруднику, уполномоченному начальником подразделения по вопросам миграции на выдачу паспорта, либо работнику многофункционального центра, которые должны: предложить гражданину расписаться ручкой черного цвета на установленных местах на второй странице паспорта и в заявлении о выдаче (замене) паспорта, с указанием фамилии, имени, отчества и даты получения паспорта (пп. 168.4); возвратить гражданину ранее принятые документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта (кроме паспорта, подлежащего замене, и квитанции об уплате государственной пошлины, при ее наличии).

Учитывая приведенные нормы закона, установив обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что нарушений действующего законодательства при оказании административному истцу услуги по замене паспорта гражданина РФ допущено не было, поскольку заполнение реквизитов паспорта, в том числе, в части указания фамилии, имени, отчества административного истца и места его рождения заглавными буквами прямо предусмотрено п. 148 административного регламента. Указание места рождения осуществляется в соответствии с записями, произведенными в свидетельстве о рождении или паспорте, подлежащем замене. При этом, как усматривается свидетельства о рождении III-РК , местом его рождения указано <адрес>, район Ворошиловский, область Волгоградская, республика РСФСР.

Проставление реквизитов «подпись» в виде собственной подписи должностного лица также в полной мере соответствует требованиям
пп. 164.3 административного регламента.

Ссылка административного истца о нарушении при проставлении реквизитов «подпись» требований Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной, поскольку данный приказ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» принят в целях совершенствования делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации и не распространяется на правоотношения, связанные с порядком выдачи, замены паспорта гражданина Российской Федерации.

Доводы истца о нарушении требований ФИО7 51515-2001 в части проставления мастичной печати, судом первой инстанции также обоснованно признаны несостоятельными, поскольку приведенным выше положением пункта 3 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образцы печатей, необходимые для оформления паспорта, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Требование истца о понуждении возвратить поданные совместно с заявлением о замене паспорта документы также не могут быть признаны обоснованными.

Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в пункте 180 содержит требования о том, что после выдачи паспорта сотрудник ГУВМ МВД России либо подразделения по вопросам миграции, ответственный за оформление:

180.1. Производит в течение рабочего дня сканирование заявления о выдаче (замене) паспорта и введения его графического отображения в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир».

180.2. В течение рабочего дня в базе данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир» производит закрытие дела о выдаче или замене паспорта.

180.3. Передает заявление о выдаче (замене) паспорта соответствующему сотруднику для помещения его в картотеку.

При этом, в силу пункта 182 административного регламента, неистребованные паспорта по истечении 3 лет со дня их оформления уничтожаются.

Согласно подпункту 182.1, в заявлении о выдаче (замене) паспорта производится запись о номере и дате акта об уничтожении и причине уничтожения, после чего указанное заявление помещается в архивную картотеку.

Требования о помещении заявлений по форме П о выдаче (замене) паспортов в картотеку также предусмотрены Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ («Об утверждении Инструкции о приеме, учете, хранении и уничтожении специальной бланочной продукции централизованного заказа и распределения, оформленных ФМС России и ее территориальными органами документов, и порядке работы комиссий по проверке данной деятельности», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Срок хранения заявления о выдаче (замене) паспорта по форме П составляет 85 лет, согласно Перечню документов, утвержденных Приложением 27 к административному регламенту.

В силу пункта 56 ранее действовавшего Приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, временное изъятие из картотек заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме П разрешается только сотрудникам, ответственным за ведение картотеки, для исполнения запросов, снятия копий (ксерокопий) и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Передавать заявления в другие органы, учреждения и организации или пересылать их по запросам запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 65 ныне действующего Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке заказа, распределения, приема, учета, хранения и уничтожения специальной бланочной продукции, используемой в сфере миграции, и подлежащей централизованному заказу и распределению».

Как установлено подпунктом 168.6 пункта 168 административного регламента о порядке выдачи паспорта, соответствующее должностное лицо действительно обязано возвратить гражданину ранее принятые документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта (кроме паспорта, подлежащего замене, и квитанции об уплате государственной пошлины, при ее наличии), но не ранее соблюдения требований подпунктов 168.1-168.5, которыми установлена обязанность соответствующего должностного лица, выдающего паспорт, удостовериться, что получатель паспорта является именно тем лицом, на чье имя оформлен паспорт; предложить гражданину проверить правильность внесенных в паспорт сведений, отметок и записей; предложить гражданину, получающему паспорт, возвратить временное удостоверение личности, если оно выдавалось; предложить гражданину расписаться ручкой черного цвета на установленных местах на второй странице паспорта и в заявлении о выдаче (замене) паспорта, с указанием фамилии, имени, отчества и даты получения паспорта. Только после соблюдения указанных требований гражданину вручается паспорт гражданина Российской Федерации.

Уже после вручения гражданину паспорта Российской Федерации, государственная услуга будет считаться оказанной, а потому в силу подпункта 168.6 пункта 168 административного регламента соответствующее должностное лицо обязано возвратить гражданину ранее принятые документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта (кроме паспорта, подлежащего замене, и квитанции об уплате государственной пошлины, при ее наличии), в том числе, указанное истцом свидетельство о браке.

С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 ноября
2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя
ФИО6 по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.

Председательствующий Д.В. Монмарь

Судьи В.В. Шелудько

Э.К. Мальманова